Loathsome gargoyle!
На форуме с: Aug 2003
Место жительства: питерский трюм
Сообщений: 7,692
|
"УТОМЛЕННЫЕ СОЛНЦЕМ-2, фильм второй: ЦИТАДЕЛЬ"
ЦИТАДЕЛИЧЕСКИЙ КВЕСТ, или ЛЮБИТЕЛЯМ ПОЛАЯТЬ НА СЛОНОВ
Слушайте, ну это уже просто неприлично. Вернее, было бы смешно, когда бы не было так грустно. Если мне не нравится режиссер — я не смотрю, что он там снимает. Не понравилась мне первая часть фильма — я не стану смотреть вторую. А вами что движет? Только желание полаять на слона? Так он-то себе идет вперед — и лаю совсем не примечает! Ну не любите вы Никиту Михалкова — так чтобы величать его "царем-барином" и устраивать детский сад, переставляя буквы в его имени, совсем не обязательно смотреть фильмы... Почему бы вам не сходить на "Тора 3D"? А я все-таки посмотрел новую военную драму Михалкова "Утомленные солнцем-2, фильм второй: Цитадель".
Сквозь огонь иди со мной
Итак, рядовой штрафбата Сергей Котов (Никита Михалков), уверенный, что его жена и дочь погибли, спокойно воспринимает убийственный приказ упившегося генерала Мелешко (Роман Мадянов) силами штрафников атаковать в лоб неприступную немецкую Цитадель. И именно в этот момент экс-комдива находит полковник НКВД Дмитрий Арсентьев (Олег Меньшиков). Беглый лагерник Котов решает, что бывший друг семьи явился за ним, чтобы пулей поставить последнюю точку в их давних непростых отношениях.
Но всё оказывается не так просто: вынужденный пройти вместе с Котовым сквозь ад разведки боем, Арсентьев сообщает ему две новости. Первая — жена и дочь комдива живы. И вторая — Митя привез ему вовсе не пулю, а все его прежние награды и регалии, а также новенькие генеральские погоны: по личному поручению товарища Сталина (Максим Суханов) генерал Котов должен возглавить операцию по взятию той самой Цитадели...
А где-то на военных дорогах лейтенант медицинских войск Надя Котова (Надежда Михалкова) — простите за каламбур — не теряет надежды разыскать отца. Огненные версты не прошли для девушки бесследно: война почти лишила ее речи, но закалила характер — это уже не юное наивное создание, а суровый боец, не дающий спуску ни врагам, ни своим. И ее путь сквозь пули и бомбы также ведет к Цитадели...
Цитадель взята
Слава Азатоту, в этот раз обошлось без маниакальных слоганов, а сходство постера фильма с обложкой какой-то там видеоигры на поверку исчерпывается наличием усов товарища Сталина. Очередным обвинителям во лжи не поленюсь еще раз напомнить древнюю мудрость: хотите правды — смотрите документальное кино! И то ведь есть шансы нарваться на какое-нибудь "Вскрытие инопланетянина"... А в художественном кино учитесь воспринимать правду художественную. Особливо в военном кино: ведь ни для кого не секрет, что если снимать по правде, скажем, окопные диалоги, то при показе по ТВ из 10-ти слов 9 придется "запикивать"! Оно вам надо?...
И уж совсем глупо кричать, что, дескать, не могло быть атаки "с дубьем и кольями" в 1943 году — ибо подобные крики означают, что вы в фильме вообще ничего не поняли. Потому как Михалков сделал "финт ушами" а-ля Тарантино: вместо ожидаемой "битвы за Хельмову падь" вторая часть представляет собой притчу, целиком построенную на метафорах — от Цитадели как символа германской военной машины до блестящей финальной аллегории безумия немецкой нации, вставшей под знамена бесноватого фюрера.
Потрясающий кульминационный поход на Цитадель с черенками от лопат — тоже метафора, смысл которой вовсе не в отсутствии вооружения: если смотреть кино внимательно, то по сюжету вполне понятно, почему ополченцев отправляют на штурм без оружия. И если бы вы, господа хулители, не отвлекались на пивко и чипсики, то тоже поняли бы, что Цитадель взорвалась вовсе не от "джедайской силы" комдива Котова... И суть отнюдь не в том, что, дескать, мы выиграли войну, воюя дубинами. Суть в том, что мы победили, потому что ГОТОВЫ были идти против любых твердынь даже с палками! А против такой силы духа не устоит ни одна цитадель.
Интересные факты
В 1994 году загородный дом комдива Котова снимали на даче бывшего мэра Нижнего Новгорода, а для съемок "Цитадели" этот антураж был скрупулезно воссоздан в павильонах киностудии "Мосфильм".
Натурные съемки проходили в Гороховце, Таганроге, Горбатове, Алабино, Праге, а также на станции Шушары в Санкт-Петербурге и в Кунцево на "ближней даче" Сталина.
Режиссер утверждает, что детализация образов фильма настолько скрупулезна, что можно вывести на первый план любого участника массовки — и он будет одет, загримирован и причесан с той же степенью достоверности, что и главные герои.
Актрисы, игравшие медсестер и врачей, стажировались в военном госпитале имени Бурденко и консультировались с ветеранами — настоящими полевыми медсестрами.
Практически все актеры отказались от каскадеров и выполняли сложные и опасные трюки сами.
Условия съемок были настолько приближены к боевым, что исполнители иногда забывали, что всего лишь снимаются в кино, и начинали реагировать не по сценарию. Так, во время съемок эпизода родов в грузовике под бомбежкой взрывы были самые настоящие, и исполнители не знали, где и когда бабахнет. Отчаянный крик "Ну хватит уже!" — не прописанная, а самая что ни на есть естественная реакция одного из актеров.
Стоит отметить что, как и в "Морфии" Балабанова, перед камерой никто никого не рожал: уникальный по натуралистичности эпизод родов был создан при помощи спецэффектов.
Слов о том, что "скоро придет время маленьких людей, и тогда большие люди пожалеют, что они не маленькие", Владимир Ильин на съемках не произносил — они были добавлены при озвучании.
Для сцены атаки "черной пехоты" было изготовлено 1600 черенков лопат.
Цитадель, выстроенная для натурных съемок, имела 100 м в длину и 9 м в высоту. Вокруг было вырыто несколько километров настоящих окопов с траншеями, блиндажами, землянками, etc. Все объекты были построены за год до съемок, чтобы вписаться в местность и приобрести естественный вид.
На съемках "Утомленных солнцем-2" был впервые использован абсолютно новый уникальный метод ночных съемок.
Никита Михалков всегда подчеркивал, что "Предстояние" и "Цитадель" — это не сиквел и триквел, а две части единого проекта "Утомленные солнцем-2". В подтверждение этих слов осенью 2011 года ожидается выход полной 13-серийной телеверсии, которая содержит события обеих частей плюс новые эпизоды, новые повороты сюжета и новые герои.
|