Loathsome gargoyle!
На форуме с: Aug 2003
Место жительства: питерский трюм
Сообщений: 7,692
|
"АННА КАРЕНИНА"
КАРЕНИН, АННА, ВРОНСКИЙ И ДРУГИЕ
Честно говоря, я совсем не собирался смотреть новую экранизацию романа Льва Толстого "Анна Каренина" от режиссера Сергея Соловьева. Ну не изгладились еще воспоминания от его же версии чеховских "Трех сестер", сопоставимой по воздействию со смесью афобазола и фенобарбитала... Но после просмотра фильма "2АССА2", составляющего с "Анной Карениной" весьма и весьма своеобразную дилогию, профессиональный долг обязал! И вынужден признать: о просмотре костюмной драмы Сергея Соловьева "Анна Каренина" я ничуть не пожалел!
Классика в современности
Сразу покаюсь — книжку я в свое время не одолел, и даже классический фильм с Татьяной Самойловой не видел... Да, серость я, серость! Но — нет худа без добра: зато мне повезло оказаться с совершенно незамутненным восприятием. И вот сюжет, который при попытке прочесть роман казался таким скучным и тягомотным, вдруг обрел плоть и кровь, а банальная, в общем-то, история адюльтера поднялась до уровня подлинной трагедии! Несмотря на нехилый хронометраж (2 часа 40 минут), фильм смотрится бодро, благодаря не только мастерской режиссуре, но и точно выверенному сценарию. И даже манера съемки "в дымке" на сей раз показалась уместной и не раздражающей, как в "Трех сестрах".
Трагическая история Анны Карениной (Татьяна Друбич), разрывающейся между страстной любовью к молодому красавцу-поручику графу Вронскому (Ярослав Бойко) и чувством долга по отношению к пожилому супругу, Алексею Каренину (Олег Янковский), предстает на экране в несколько неожиданном ключе. Мы наблюдаем события как бы глазами Константина Лёвина (Сергей Гармаш, читающий также авторский текст), чье простое человеческое чувство к бывшей невесте Вронского Кити (Мария Аниканова) композиционно противопоставлено кипящим страстям любовного треугольника. Не последнюю роль играет и очень необычная, стилизованная и в то же время современная музыка, написанная дочерью режиссера Анной Соловьевой. Нельзя не отметить и замечательное оформление, в том числе костюмы, удостоенные премии "Ника".
Без мелодрамы
Несмотря на всевозможные сложности, растянувшие съемки фильма на полтора десятка лет, Сергею Соловьеву удалось собрать просто потрясающий актерский ансамбль. Давняя муза режиссера Татьяна Друбич, не испугавшись сравнения с классической Самойловой, создала новый образ Анны, одновременно трагической и жалкой, запутавшейся в паутине страстей и выбравшей путь саморазрушения. Момент падения героини под поезд кто-то наверняка упрекнет за излишний натурализм, но ведь на какую-то секунду и правда поверилось, что всё по-настоящему — как в фильме "2АССА2"... При этом даже во второй половине картины, показывая Анну сломленной страстями и болезнью, ищущей забвения в сладком дурмане морфина, режиссер и актриса не пережимают с мелодрамой.
Как не сваливается в страсти-мордасти и Ярослав Бойко, явивший наконец тот внутренний потенциал, который чувствовался в его предыдущих работах, но ни разу не проявлялся с такой силой. Почти весь фильм — за исключением эпизода скачек — Вронский сдерживает эмоции, и на его спокойном, местами даже отстраненном лице живут только глаза: горящие, наполненные слезами в первой половине картины и холодные, погасшие — во второй. Эти глаза — особенно в эпизодых с Карениным! — дорогого стоят.
Их прощальный поклон
И конечно, подлинным украшением фильма стало участие в нем двух великих наших мастеров сцены и экрана, уже покинувших этот мир, — Олега Янковского и Александра Абдулова, встретившихся на экране в 10-й и, увы, последний раз. Роль Стивы, брата Анны, к сожалению, небольшая, но Абдулов сумел вытащить из нее всё возможное и создать неоднозначный и запоминающийся образ. Что же касается Янковского, то тут на ум приходят только восторженные эпитеты: мастерство и талант актера вкупе с режиссурой смогли превратить второплановую, драматургически проигрышную роль обманутого мужа в мощнейший образ, воплотивший в себе и житейскую мудрость, и верность долгу, и трагическую любовь, и способность к прощению. Не так уж часто случается, что последняя работа актера становится одной из лучших его ролей...
Собственно, сам фильм смог состояться во многом благодаря усилиям Янковского и Абдулова: по словам режиссера, на протяжении всех этих 15-ти лет они оба доставали его звонками, настаивая на возобновлении работы. Они очень хотели увидеть премьеру — но этого им обоим уже было не суждено... И все-таки здорово, что они успели сняться у Соловьева — последнее появление на экране двух великих актеров оказалось более чем достойным.
Интересные факты
Фильм был готов еще в 2007 году, однако премьера была отложена, так как Сергей Соловьев хотел, чтобы составляющие дилогию ленты "Анна Каренина" и "2АССА2" вышли в прокат одновременно.
Первоначально проект задумывался как телесериал для Первого канала.
Из-за самых разнообразных проблем, в том числе с финансированием, подготовительный период растянулся на 15 лет. При этом съемочный период длился всего 4 месяца.
Изначально Анну Каренину должна была играть Ирина Метлицкая. После ее смерти режиссер думал пригласить Елену Майорову, но она также ушла из жизни.
Первоначально на роль Вронского планировалося Андрей Руденский, но к моменту начала съемок он уже не подходил по возрасту.
Затем в роли Вронского начинал сниматься Сергей Безруков. Однако, отснявшись в нескольких сценах, он покинул проект, и его заменил Ярослав Бойко.
Самым масштабным эпизодом картины стал эпизод скачек. Съемки прошли в Царском Селе в течение четырех дней с участием огромного количества декораций и массовки.
Большая часть других натурных съемок по настоянию режиссера прошла в музее-усадьбе Льва Толстого "Ясная Поляна".
|