Loathsome gargoyle!
На форуме с: Aug 2003
Место жительства: питерский трюм
Сообщений: 7,692
|
"МЕЛАНХОЛИЯ"
ВОТ И СКАЗОЧКЕ КОНЕЦ, или СКОРО ПРИЛЕТИТ ПЛАНЕТА
Не знаю, как вам, но лично мне последние работы Ларса фон Триера, окончательно порвавшего с глупостями "Догмы", нравятся куда больше, чем старенькие "Идиоты" (1998) да "Рассекая волны" (1996). Правда, чем интереснее мэтр снимает, тем более эгоцентричными становятся его отлитые в пленке приступы мизантропии. Сконцентрированность на собственных внутренних проблемах отчетливо сквозила у него еще в "Антихристе" (2009). А свежая "Меланхолия" — вообще чистейший образец переплавки последствий тяжелого невроза в произведение искусства.
Меня уводят в темноту...
Продолжая идти стезей мрачной притчевой поэтики, фон Триер рисует в новой картине историю Джастин (Кирстен Данст), которая выходит замуж — и у которой явно не всё в порядке с психикой. Чем радостнее, по идее, должна чувствовать себя героиня в подвенечном платье, тем в реальности ей всё хуже и хуже. Такая вот интересная барышня — очевидное альтер-эго постановщика.
Но стоит прийти известию, цитируя классика, "что скоро прилетит комета (а точнее — бродячая планета под названием Меланхолия) и что тогда мы все умрем" — как настроение дамочки волшебным образом меняется. Нормальные люди, включая сестричку Джастин Клэр (Шарлотта Генсбур) и ее ученого мужа Джона (фантастический Кифер Сазерленд!), съезжают с катушек от ужаса неизбежного финала, а зачарованной предвкушением конца света героине прямо на глазах хорошеет. Надо ли говорить, что хэппи-энд в системе координат, заданной режиссером, будет несколько отличаться от того, что подразумевают под счастливым концом в Голливуде?
Счастливая меланхолия
Складывается впечатление, что полежав в психушке и отрефлексировав личные заморочки, фон Триер выстроил некую гармонию если не в общении с окружающими его людьми (каннская шутка на тему Гитлера и нацизма напоминает — тут мастеру еще нужно работать над собой), так хотя бы внутри своей головы. Признав, что депрессия, сплин и мизантропия — важные детали двигателя его творчества, художник создал на диво ясное, потрясающе красивое и, несмотря на тему, поразительно жизнерадостное кино, отражающее причудливые процессы, протекающие в его мозгу.
Вдохновленный катартической музыкой Вагнера и одержимый картинами эпической гибели, постановщик, подобно своей Джастин, черпает силы в самой черной меланхолии. Порой это выглядит чересчур картинно, но фон Триер все-таки гораздо умней простодушных классиков-романтиков и легко избегает мелодраматических излишеств в духе "Приди, приди, о сладкая погибель!" Он просто, внятно, без ненужных самолюбования, кокетства и даже без, казалось бы, подходящего случаю цинизма напоминает зрителю, что боль и страдания одного конкретного человека — горе по определению, а смерть миллионов — всего лишь статистика. И всё когда-нибудь действительно закончится — но это отнюдь не повод терять оптимизма.
Особенно, если ты законченный пессимист!
|