Воскресенье, 18 сентября
22.40 — телеканал
Россия-К
КАЖДЫЙ ЗА СЕБЯ, А БОГ ПРОТИВ ВСЕХ (Jeder fur sich und Gott gegen alle)
ФРГ. 1974. 110 минут. Цветной.
Язык оригинала: Немецкий.
Биографическая драма/притча по мотивам романа
Якоба Вассермана "Каспар Хаузер, или Леность сердца" о судьбе
Каспара Хаузера (1812 — 1833), легендарного человека-загадки ХIХ века.
МОЯ ОЦЕНКА ФИЛЬМА: Потрясающе (7 из 7)
Фильм основан на pеальной истоpии загадочного человека по имени Каспаp Хаузеp, возникшего из ниоткуда и исчезнувшего в никуда. Германия, XIX век. Мальчик-найденыш вырос в пещере один. Он не умел ни говорить, ни читать, ни писать, видел только одного человека, который время от времени приносил ему еду. В один прекрасный день этот человек вытащил его на своей спине наружу, научил ходить, а потом оставил посреди города с запиской...
Потрясающая и жестокая притча о противостоянии человека и общества.
Производство —
"Вернер Херцог Фильмпродукцьон",
"ЦДФ",
"Фильмверлаг дер Ауторен" и
"Сине-Интернацьональ".
Права —
"Вернер Херцог Фильмпродукцьон".
Натурные съемки —
Динкельсбюль (земля Бавария, ФРГ),
Ирландия и
Западная Сахара.
Грим —
Сусанна Шрёдер.
Костюмы —
Гизела Сторх и
Анн Поппель.
Художник —
Хеннинг фон Гирке.
Оператор —
Йорг Шмидт-Райтвайн.
Монтаж —
Беата Майнка-Йеллингхаус.
Импровизации на фортепиано —
Бруно С.
Продюсер —
Вернер Херцог.
Сценарист —
Вернер Херцог.
Режиссер —
Вернер Херцог.
В главных pолях:
Бруно С. (Каспар Хаузер),
Вальтер Ладенгаст (профессор Даумер),
Бригитте Мира (Кате, служанка).
В ролях:
Вилли Земмельрогге (директор цирка),
Михаэль Кpухеp (лорд Станхопе),
Ганс Музэус (неизвестный),
Генри ван Люк (кавелерийский капитан),
Глория Доэль (фрау Хильтель),
Фолькер Прехтель (Хильтель, тюремщик).
В фильме также снимались:
Герберт Ахтернбуш (баварский гипнотизер кур),
Вольфганг Бауэр (эпизод),
Вильгельм Байер (мальчишка с фермы),
Франц Брумбах (эпизод),
Йоганнес Буцальский (эпизод),
Гельмут Доринг (маленький король),
Альфред Эдель (профессор),
Флориан Фрике (Флориан),
Гериберт Фрич (эпизод),
Питер Гебхарт (эпизод),
Анди Готтвальд (юный Моцарт),
Рейнхард Гауфф (эпизод),
Отто Хайнцле (эпизод),
Кидлат Тахимик (Омбресито),
Доротея Крафт (эпизод),
доктор Вилли Майер-Фюрст (коронер),
доктор Хайнц Х. Ниемёллер (коронер),
Энно Паталас (пастор Фурманн),
доктор Вальтер Пфлаум (коронер),
Элис Пилгрим (пастор),
Клеменс Шайтц (писец),
Питер-Удо Шёнборн (эпизод),
Вальтер Штайнер (мальчишка с фермы),
Маркус Веллер (эпизод).
Награды
3 пpемии на МКФ в Каннах (Фpанция): Большой пpиз жюpи, пpемия экуменического жюpи и пpемия ФИПРЕССИ.
2 золотые кинопpемии ФРГ: художник и монтаж (
Беате Майнка-Йеллингхауз — также за фильм
"В опасности и кpайней нужде неpешительность пpиводит к беде").
Сеpебpяная кинопpемия ФРГ за создание игpового кинофильма (
Веpнеp Хеpцог).
БРУНО С. — неизвестный солдат немецкого кино
Роль загадочного
Каспара Хаузера исполнил немногим менее загадочный человек — немецкий душевнобольной художник и музыкант
Бруно С. (1932 — 2010).
Его настоящее имя —
Бруно Шляйнштейн. Он родился в Берлине 2 июня 1932 года и был нежеланным сыном берлинской проститутки.
В возрасте трех Бруно был сильно избит матерью, из-за чего на время потерял слух. В результате мальчик попал в психиатрическую клинику и провел в подобных учреждениях 20 с лишним лет.
В 1941 году Бруно был помещен в психиатрическую лечебницу в
Виттенау (ныне — берлинская клиника для нервнобольных имени
Карла Бонхоффера), где нацистские врачи проводили над психически нездоровыми детьми медицинские эксперименты, жертвой которых стал и 8-летний Бруно. Слух к "пациенту" вернулся, но столь тяжелые злоключения в столь юном возрасте пагубно сказалось на душевном состоянии Бруно, который изначально был психически вполне здоров.
В 1956 году, в возрасте 24 лет, Бруно был выпущен из психиатрический клиники как излечившийся, однако адаптироваться в человеческом социуме так и не смог. Отвергнутый обществом, он стал аутсайдером и вел жизнь типичного "городского сумасшедшего".
Однако время, проведенное в психушках и приютах, не прошло даром: в их стенах Бруно самоучкой выучился рисовать и играть на музыкальных инструментах, освоив фортепиано, аккордеон, бандонеон (разновидность гармоники), глокеншпиль (немецкий металлофон) и ручные колокольчики. Освободившись из-под опеки психиатров, Бруно С. стал уличным музыкантом и художником-авангардистом. В богемной среде он стал известен как
Бруно Черный (по-немецки слово "черный" начинается с буквы С). Однако уличных заработков на жизнь не хватало, и Бруно был вынужден подрабатывать разнорабочим на заводах и фабриках, а также лифтером.
Незаурядная судьба и творческие таланты Бруно заинтересовали режиссера
Лутца Эйсхольца, который снял о нем документальный фильм
"Бруно Черный: Однажды охотник протрубит в свой рожок" (1970). В этом фильме его и увидел культовый немецкий режиссер
Вернер Херцог, который поклялся, что обязательно будет работать с этим человеком.
После роли Каспара Хаузера в фильме Херцога
"Каждый за себя, а Бог против всех" (1974) Бруно С. прославился и получил культовый статус у ценителей европейского киноартхауса.
Именно Вернер Херцог назвал Бруно "неизвестным солдатом немецкого кино".
Через три года Бруно С. вновь работал с Херцогом, сыграв заглавную роль в не менее потрясающей психодраме
"Строшек" (1977), рассказывающей о судьбе немецкого эмигранта в США. Вернер Херцог написал сценарий этой картины за 4 дня специально для Бруно, взяв за основу сюжета его собственную биографию. В этом фильме в качестве жилища заглавного героя фигурирует собственная квартира Бруно, и он играет на своих собственных музыкальных инструментах свои уличные композиции на тех самых улицах, где он действительно зарабатывал себе на жизнь. Помимо его верных аккордеона и колокольчиков, в фильме фигурирует и то самое пианино, которое Бруно С. купил на деньги из своего гонорара за роль Каспара Хаузера.
Другие работы Бруно в кино — драма Лутца Эйсхольца
"Любить жизнь, жить в любви" (1977, бандонеонист) и короткометражка
Яна Ралске "Прошло, забыто, мимо" (1993).
Впоследствии Бруно стал героем еще одного документального фильма
"Бруно С.: Отчуждение — это смерть" (2003), который поставил режиссер-авангардист
Мирон Жовнир.
Всё это время Бруно С. продолжал выступать как композитор и музыкант — в том числе и в кино — и совершенствовал свои навыки художника, заслужив признание в среде представителей искусства аутсайдеров и влившись в радикальное авангардное течение
"НОУ!-арт". Ян Ралске снял о Бруно и его искусстве документальную короткометражку
"Наблюдения".
В конце концов Бруно удалось добиться определенного успеха в авангардной живописи и музыке: некоторые его художественные работы были представлены на Ярмарке искусства аутсайдеров в Нью-Йорке в 2004 году, а одна из независимых студий звукозаписи выпустила компакт-диск с его музыкой и песнями.
За год до смерти Бруно С. сыграл самого себя в монодраме Мирона Жовнира
"Фантомания" (2009).
Последним появлением Бруно на киноэкране стала роль дедушки в драме
Константина Боянова "Аве" (2011), премьера которой состоялась на Каннском МКФ 17 мая 2011 года — уже после смерти Бруно.
Бруно С. умер от сердечной недостаточности 11 августа 2010 года в Берлине в возрасте 78 лет.
Вскоре после смерти Бруно режиссер Вернер Херцог сказал о нем: "Во всех моих фильмах, среди всех великих актеров, с которыми я работал, он был лучшим. Нет никого, кто приблизился бы к нему. Я имею в виду, что по человечности и по глубине игры другого такого нет".