"ЕЛЕНА"
ЕЛЕНА В КОРОБКАХ
Не далее как вчера открылся новый сезон замечательного телешоу "Большая разница". И ваш покорный слуга вновь падал со стула от смеха при виде зубодробительных пародий в исполнении давно полюбившихся мастеров. Особенно повеселила пародия на российский киноартхаус, бившая не в бровь, а в самый объектив узнаваемыми образами фестивальных кинохитов! Только подзарядившись этим позитивом, я отважился вновь нарушить собственное обещание и отправился на очередное явление отечественного "кино не для всех" — драму/триллер Андрея Звягинцева "Елена".
Муж, жена и сатана
Итак, Елена (Надежда Маркина) — простая российская пожилая женщина, бывшая медсестра, а ныне послушная и верная жена, любящая мать, вежливая свекровь и ласковая бабушка. Ее муж Владимир (Андрей Смирнов) — состоятельный и скупой человек из другого социального слоя, вместе их уже на закате жизней свел его величество Случай. И тот же Случай меняет их размеренное и привычное существование.
Задумавшись после инфаркта о бренности своего существования, Владимир решает завещать состояние своей непутевой дочери от первого брака Кате (Елена Лядова). Это решение оборачивается катастрофой для Елены: она понимает, что больше не сможет поддерживать деньгами семью своего непутевого сына от первого брака Сергея (Алексей Розин), а самое главное — не сможет помочь "отмазать" от армии непутевого внука. И в образцовой жене просыпается сатана...
Конец света
Начало фильма вызвало недоумение — этот рассвет в реальном времени явно не тянул на "пейзаж в трансе". Но вскоре стало ясно, что Звягинцев не пытался "закосить" под Вернера Херцога, а выстраивал собственную визуальную символику. И вот когда произошел этот настрой на режиссерскую волну — от фильма было уже не оторваться. По мере развития действия бытовая история мезальянса на закате перерастает в мощную притчу о женщине, совершающей жертвоприношение во имя продолжения своего рода. А вовсе не из классовой ненависти, о которой пишут критики.
Не просто покорная, но действительно любящая жена, которую вполне устраивает уютный мирок, состоящий из двух коробок-квартир — у мужа побольше, у семьи сына поменьше, — не стала бы бороться за свое собственное благополучие. Но ради сына и его детей она, не убоявшись Бога, к которому впервые в жизни обратилась ради мужнина здравия, готова предать мужа и погубить душу. И ужас в том, что она видит в этом высшую, а не социальную справедливость. Появление в кадре двух дымящихся заводских башен рядом с одной погасшей воспринимается как визуальная метафора судеб трех героев — Владимира и двух его наследниц. И мельком брошенные в начале фильма слова о конце света ближе к финалу воплощаются в реальность — пусть и пока только в отдельно взятом микрорайоне.
P.S.: Весь фильм думал: это кто же из наших композиторов умудрился написать такую классную, захватывающую, создающую настоящий саспенс нервную музыку!? Неужели кто-то из молодых выучился? Или кто из проверенных мастеров оказался на высоте? В финальных титрах высматиривал — покажите, покажите же мне его, я хочу видеть имя этого человека... Увы, всё оказалось просто: музыку Звягинцев пригласил написать американца Филипа Гласса — одного из ведущих кинокомпозиторов современности, трижды номинанта "Оскара" ("Кундун" (1997), "Часы" (2002) и "Хроника одного скандала" (2006)) и лауреата "Золотого глобуса" ("Шоу Трумана" (1998)).
|