[quote=Илья С. Волков]
Цитата:
По телеканалу Культура Любовь Казарновская сказала очень хорошую фразу: "Надо не старые оперы по новому ставить, а ставить новые оперы!" (свободная цитата, но смысл сохранён)
|
Всё верно, только она не пояснила. что имеет ввиду под "новыми операми". Потому что если речь идёт об операх 20-го века с их невероятно усложнённым языком, таких, как оперы Берга, Шостаковича или Р.Штрауса, то во-первых, они уже не такие и "новые", им скоро по сто лет; а во-вторых, при всём уважении к этим авторам совершенно очевидно, что их оперы никогда не будут также популярны и любимы широкими массами, как "Кармен" и "Волшебная флейта". Ввиду того, что очень сложны для "неподготовленной" публики (а оперы Моцарта не были сложны для восприятия современниками, и "Волшебная флейта" даже ставилась в "народном" театре Шиканедера, т.е. для самой простой аудитории). Слушать это могут в основном студенты теоретических отделений консерватории, ну и совсем уж "элитная" публика (которая зачастую, подозреваю, на такие спектакли не ради музыки ходит). Таким образом если сделать постановку этих опер приоритетом, то и Мариинка и Большой очень быстро превратятся в театры для очень узкого круга знатоков. Что вряд ли входит в планы их руководств.
Ну а если Казарновская имела ввиду оперы современные, т.е. в наше время написанные, то - где же они? Их не пишут. Потому что не заказывают. Вот заказали "Детей Розенталя", ну и все помнят, чем это всё кончилось. Много мы знаем премьер современных опер в России? Есть они?
Опера изначально была демократичным жанром.Глюк, Чайковский, Бизе, Моцарт, Верди - это музыка для всех. Сейчас таких опер не пишут. Почему - отдельный разговор. Но суть в том, что функции демократичного музыкального театра, театра для публики, не имеющей специальной подготовки - эти функции современный оперный театр утратил. А вернее, уступил мюзиклу. И не знает, чего с этим делать.