Просмотреть только это сообщение
Старые 11-11-2011, 01:07   #34
рамтамтаггер
Хамло...
 
Аватар пользователя рамтамтаггер
 
На форуме с: Apr 2005
Место жительства: У стен Кремля
Сообщений: 1,816
Re: "Скоро в Большом будет выступать Комеди Клаб"

Засмотрел.
Есть в нашем музыкальном театре какая-то совершенно удивительная вещь - неиссякаемая фантазия определенной части зрительской аудитории. Я не знаю, может, у них потребность в сочинительстве? Нам до премьеры долго рассказывали байки, самая моя любимая - это о том, что вместо головы там *опа, что Руслан в нее влезает и что из нее идет дымок (по радио звучало, честное слово). А в случае с "Онегиным" нам рассказывали про каких-то, простите, блюющих гостей (хоть и цитирую, а все равно стесняюсь). А массы ж верят, че, и начинают орать "Да как так можно! Это же святое! Руки прочь от классики!", хотя не то, что спектакля, а даже фотографий с него не видели Голова на месте, пусть и в виде проекции.
Черняков, как всегда, немножко смещает акценты в истории. В его спектакле Наина и Финн затевают игру, пытаясь разрешить свой давний спор (вспоминайте балладу Финна) о том, существует ли любовь. Повод - свадьба Руслана и Людмилы (конечно, это герои нашего дня), пышная, дорогая, в древнерусском стиле, в том числе и с положенным по обычаю похищением невесты, которое по прихоти Наины с Финном оказывается реальным. Они испытывают любовь Руслана и Людмилы на прочность. Игра их оказывается очень жестокой и едва не выходит из-под контроля. А кто из них победил в конце - пусть решает публика.
Черняков в эту очень злую игру публику вовлекает с самого начала. Сперва обманывает зрителей шикарными костюмами в первой картине (великолепие в духе золотых лет Большого) - и только потом постепенно мы замечаем детали, которые явно говорят нам о том, что действие происходит сегодня. Дальше, в сцене Фарлафа, публику провоцируют клакеры - половина кричит "Бу! Позор!", другая половина - "Браво!". И те, и те, как мы вычислили по совокупности нескольких спектаклей, свои люди. Пусть зритель сам решает, к какой их части присоединиться
Далее собственно искушения Руслана и Людмилы - это одновременно искушения и для публики. Если хотите, совращения. У Пушкина их тоже искушают весьма материальными ценностями. И вообще, Александр Сергеевич был, между нами говоря, тем еще паинькой, стихи его изобилуют и сарказмами, и эротизмами, и чем угодно еще. Так вот, Руслана Наина с сообщником Ратмиром искушают девицами довольно тяжелого поведения и их дешевыми трюками (расчет Чернякова верен - кое-кто в зале даже на это ведется), а Людмилу уже более дорогими развлечениями, для элиты, скажем так - там и повара-шоумены, и музыканты-виртуозы, и тайский массаж, и шикарная одежда - вот тут-то уж зал точно взят. Да, у Глинки в этом месте танцы - а суть меняется? Девицы в борделе разве далеко ушли от наложниц в гареме?
Персонажи тоже не претерпевают уж очень сильных изменений. Разве что становятся глубже и многоплановее (хотя не все сцены в равной мере хорошо проработаны; да и вообще, честно сказать, в этом большом, сложном, интересном и несовершенном спектакле есть дыры, непонятности и необъясненности, которые, впрочем, никак не отвлекают от центральной идеи). Разве похотливый, грубый и туповатый Фарлаф с бутылкой далеко ушел от пушкинского героя? Нет, только узнаваемее стал. А центральная пара из довольно картонных сказочных персонажей стала живыми людьми - со своими пороками, между прочим. Кстати, удивительное дело, режиссеру удалось обосновать драматургически такие номера, как ария Гориславы, романс Ратмира или ария Людмилы в IV действии - они вплелись в канву повествования, перестав быть почти инородными телами, хоть и очень красивыми.
Черняков, как всегда, показывает зрителям самих себя. Я знаком и с парой Горислав, и уж точно с целым десятком Ратмиров (увы, в жизни не на каждого такого, помягче сказать, легкомысленного Ратмира найдется самоотверженная Горислава), а в одном из героев с ужасом увидел свои собственные черты. Я, увы, в меньшинстве. Публика приходит в театр отдыхать. Кто-то довольствуется плясками полуголых артисток массовки, кто-то скажет, что первая сцена-обманка в спектакле самая красивая. Но _думать_ на спектакле (тем более на оперном!) не хочет почти никто. И доброй половине публики (надеюсь, что их не больше, чем половина) плевать на то, есть ли любовь или нет ее, материальные ценности важны или духовные - они пришли или расслабляться, или заранее приготовились захлебываться от возмущения.
Поставить махину вроде Руслана - по-моему, подвиг. И как бы вы ни отнеслись к той игре, что предложил Черняков - признайтесь, вам же ни секунды не было скучно на спектакле. А если вы в эту игру включились - то наверняка и удовольствие получили интеллектуальное, и что-то для себя вынесли. А уж музыкальный уровень, который просто очень высок (да, и дикция отличная почти у всех, иностранцы вполне успешно справляются с ужасами русской фонетики), должен удовлетворить даже самых негативно настроенных - не буду расписывать, тут и так слишком многабукафф уже
Только вот одна проблема - если победу в споре Финна и Наины каждый для себя присуждает сам, то в игре с публикой победителем, увы, вышел Черняков - никак вот мы не хотим на сцене разглядеть себя, далеких от идеала. Смотреть обязательно - теперь в феврале.
__________________
...и не просто хамло, а хамло с неврозом!
рамтамтаггер оффлайн   Ответить с цитированием