Просмотреть только это сообщение
Старые 03-02-2012, 00:58   #212
Эрик
Loathsome gargoyle!
 
Аватар пользователя Эрик
 
На форуме с: Aug 2003
Место жительства: питерский трюм
Сообщений: 7,692
Воскресенье, 12 февраля

3.35
— телеканал СТС

ФРАНКЕНШТЕЙН МЭРИ ШЕЛЛИ (Mary Shelley's Frankenstein)

США — Япония. 1994. 123 минуты. Цветной.

Язык оригинала: Английский.

Фантастическая хоррор-драма — последняя по времени киноверсия классического романа Мэри Уолстонкрафт-Шелли "Франкенштейн, или Современный Прометей", легшего в основу мюзикла Марка Бэрона (2007) и будущего мюзикла Фрэнка Уайлдхорна, а также оперы Либби Ларсен (1990) и — опосредованно — пародийного мюзикла Мела Брукса "Молодой Франкенштейн" (2007).

МОЯ ОЦЕНКА ФИЛЬМА: Потрясающе (7 из 7)

Оно живо.

Гений породил чудовище.

Берегись.


Капитан Роберт Уолтон, исследователь, одержимый маниакальным стремлением во что бы то ни стало достичь Северного полюса, в арктической пустыне встречает доктора Виктора Франкенштейна, преследующего таинственное человекоподобное существо. Узнав о цели капитана, Франкенштейн рассказывает ему свою печальную и жуткую историю. Еще в юности Виктор увлекся наукой. А после смерти матери твердо решил стать ученым и победить смерть. Его одержимость привела к ужасающе трагическим последствиям и для него самого, и для всех его близких...

Несмотря на традиционно допущенные сюжетные вольности, на данный момент это лучшая экранизация классического романа Мэри Шелли — с крепким сценарием, мастерской режиссурой, впечатляющей работой художников и создателей всевозможных эффектов, отличной музыкой и потрясающими актерскими работами.

Заявленный бюджет фильма — $45,000,000.
Кассовые сборы в мировом кинопрокате — $112,006,296.
Из них в США — $22,006,296.

Производство — "Америкэн Зотроуп".
Заказчики — "ТрайСтар Пикчерс" в ассоциации с "Джапэн Сателлайт Броадкастинг, Инк." и "ИндиПрод Компани".
Права — "ТрайСтар" / "Джей-эс-би Продакшнс Инк..

Съемочный период: 21 октября 1993 — 25 февраля 1994.
Натурные съемки — Англия и Швейцарские Альпы (Швейцария).
Павильонные съемки — студия "Шеппертон" (Лондон, Англия).

Постановщик трюков — Саймон Крейн.

Дизайн заглавия и титров — Барбара Флиндер.
Супервайзер визуальных эффектов — Ричард Конвей.
Цифровые композиции — студия "Компьютер Филм Компани Лтд.".
Цифровые эффекты — Вэл Уордлоу, Марк Нелмс, Пэдди Исон, Крис Пэнтон и Доминик Паркер.
Снежные эффекты — Дэвид Крауншоу.
Лонжевые эффекты — Стив Кроули.
Грим и эффекты Создания — Дэниел Паркер.
Пластический грим — Дэвид Уайт и Марк Кульер.
Консультант по гриму и прическам Роберта Де Ниро — Илона Херман.
Грим — Пол Энгелен.

Костюмы — Джеймс Ачисон.
Художник — Тим Харви.
Оператор — Роджер Пратт.
Монтаж — Эндрю Маркус.

Композитор — Патрик Дойл.

Хореограф — Стюарт Хоппс.

Сопродюсеры — Кеннет Брэна и Дэвид Парфитт.
Исполнительный продюсер — Фред Фьюкс.
Продюсеры — Фрэнсис Форд Коппола, Джеймс Ви Харт и Джон Витч.

Сценаристы — Стеф Лэди и Фрэнк Дарабонт (а также Кеннет Брэна — без указания в титрах).

Режиссер — Кеннет Брэна.

В главных ролях: Роберт Де Ниро (Создание / грязнолицый мужчина) и Кеннет Брэна (Виктор Франкенштейн).

В ролях: Том Хулс (Анри Клерваль), Хелена Бонем-Картер (Элизабет), а также Эйдан Куинн (капитан Роберт Уолтон), Иэн Холм (отец Франкенштейна), Ричард Брайерс (слепой старик) и Джон Клиз в роли профессора Вальдмана.

В фильме также снимались: Роберт Харди (профессор Кремпе), Чери Лунги (мать Франкенштейна), Селья Аймри (миссис Мориц), Тревин Макдауэлл (Жюстина Мориц), Джерард Хоран (Клод), Марк Хэдфилд (Феликс), Джоанна Рот (Мэри), Саша Ханау (Мэгги), Джозеф Ингленд (Томас), Альфред Белл (землевладелец), Ричард Клиффорд (священник), Джордж Эспри (полисмен), Хью Бонневиль (Шиллер), Райан Смит (Уильям), Чарльз Уин-Дэвис (юный Уильям), Рори Дженнингс (юный Виктор), Кристина Каттолл (юная Жюстина), Ханна Тэйлор-Гордон (юная Элизабет), Сьюзен Филд (фрау Брах), Джимми Юилл (Григорий).

Роли дублировали: Дмитрий Матвеев (Создание), Александр Новиков (Виктор Франкенштейн), Александр Белявский (отец Франкенштейна), Олег Куценко (профессор Вальдман), Никита Прозоровский (профессор Кремпе), Ирина Савина (миссис Мориц) и другие.


Камео

Композитор фильма Патрик Дойл — в роли дирижера на балу (без указания в титрах).


Номинации

Номинация на премию "Оскар" (США) за грим (Дэниел Паркер, Пол Энгелен и Кэрол Хемминг — уступили Рику Бейкеру, Ви Нилл и Йоланде Тусьян за фильм "Эд Вуд").

7 номинаций на премию "Сатурн" (США): фильм в жанре хоррор (уступил фильму Нила Джордана "Интервью с вампиром: Вампирские хроники"), сценарий (Стеф Лэди и Фрэнк Дарабонт — уступили Джиму Харрисону и Уэсли Стрику за фильм "Волк"), актер (Кеннет Брэна — уступил Мартину Ландау за фильм "Эд Вуд), актриса (Хелена Бонем Картер — уступили Сандре Буллок за фильм "Скорость" и Джейми Ли Кёртис за фильм "Правдивая ложь"), актер второго плана (Роберт Де Ниро — уступил Гэри Синизу за фильм "Форрест Гамп"), музыка (Патрик Дойл — уступил Говарду Шору за фильм "Эд Вуд") и грим (Дэниел Паркер и Пол Энгелен — уступили Рику Бейкеру и Ви Нилл за фильм "Эд Вуд").

Номинация на премию BAFTA (Великобритания) за работу художника (Тим Харви — уступил Данте Ферретти за фильм "Интервью с вампиром: Вампирские хроники").

Номинация на премию Британского Общества кинооператоров (Великобритания) за работу оператора (Роджер Пратт — уступил Филиппу Руссло за фильм "Интервью с вампиром: Вампирские хроники").

Номинация на премию "Золотая кинопленка" (США) за монтаж музыки (Джерард Макканн — премия не была присуждена).


"Дракула" и "Франкенштейн": дилогия

Замысел фильма принадлежит легендарному режиссеру, сценаристу и продюсеру Фрэнсису Форду Копполе.

Фильм составляет своеобразную дилогию с картиной Фрэнсиса Форда Копполы "Дракула Брэма Стокера" (1992).

Художественная концепция проекта состояла в том, чтобы развеять мифы, сложившиеся вокруг двух самых популярных классических франшиз американского кинохоррора, и приблизить новые киноверсии к литературным оригиналам — роману Брэма Стокера "Дракула" и роману Мэри Шелли "Франкенштейн, или Современный Прометей". Именно этой задачей и обусловлено наличие имен авторов оригинальных книг в названиях обеих картин.

Несмотря на такую концепцию, фильм "Франкенштейн Мэри Шелли", как и фильм "Дракула Брэма Стокера", имеет существенные расхождения с оригинальным романом.

Тем не менее, на момент создания оба фильма стали самыми близкими к тексту экранизациями этих книг.

Обе картины были запущены в производство на студии Фрэнсиса Форда Копполы — "Америкэн Зотроуп".

Поставив "Дракулу Брэма Стокера", Фрэнсис Форд Коппола собирался сам поставить и "Франкенштейна Мэри Шелли". Однако в конце концов Коппола отказался от поста режиссера второго фильма дилогии, уступив его британскому постановщику Кеннету Брэне, а сам остался одним из продюсеров.

Впоследствии Фрэнсис Форд Коппола не раз пожалел о своем решении, так как Кеннет Брэна настоял на своей режиссерской концепции фильма, более мрачной и серьезной, нежели предполагал Коппола.

В России оба фильма вышли в кинопрокат в 1994 году.

В российский кинопрокат фильм "Франкенштейн Мэри Шелли" вышел под прокатным названием "Легенда о Франкенштейне".

Вместе с картиной Майка Николса "Волк" (1994) фильмы "Дракула Брэма Стокера" и "Легенда о Франкенштейне" были выпущены прокатной компанией "Гемини-фильм" и стали ярким явлением на фоне кризиса российского кинопроката, разразившегося в начале 1990-х годов.

После обусловленного кризисом перерыва в несколько лет это были первые крупные иностранные кинокартины, дублированные на русский язык (большая часть импортных фильмов в те времена шли в прокате с наложенным актерским или синхронным переводом).

В 2000 году фильмы "Дракула Брэма Стокера" и "Франкенштейн Мэри Шелли" (опять-таки вместе с фильмом "Волк") были выпущены в России на DVD компанией "ВидеоСервис".

Для выпуска на DVD был сделан новый дубляж всех трех картин.


Интересные факты

Текст от лица Мэри Шелли, который звучит за кадром в самом начале фильма, взят из предисловия, написанного самой писательницей к переизданию ее романа "Франкенштейн, или Современный Прометей", осуществленному в 1831 году:

"Пусть каждый из нас сочинит страшную повесть", — сказал лорд Байрон, и это предложение было принято. Нас было четверо. Лорд Байрон начал повесть, отрывок из которой опубликовал в приложении к своей поэме "Мазепа". Шелли, которому лучше удавалось воплощать свои мысли и чувства в образах и звуках самых мелодичных стихов, какие существуют на нашем языке, чем сочинять фабулу рассказа, начал писать нечто, основанное на воспоминаниях своей первой юности. Бедняга Полидори придумал жуткую даму, у которой вместо головы был череп — в наказание за то, что она подглядывала в замочную скважину; не помню уж, что она хотела увидеть, но наверное нечто неподобающее; расправившись с ней, таким образом, хуже, чем поступили с пресловутым Томом из Ковентри, он не знал, что делать с нею дальше, и вынужден был отправить ее в семейный склеп Капулетти — единственное подходящее для нее место. Оба прославленных поэта, наскучив прозой, тоже скоро отказались от замысла, столь явно им чуждого.

А я решила сочинить повесть и потягаться с теми рассказами, которые подсказали нам нашу затею. Такую повесть, которая обращалась бы к нашим тайным страхам и вызывала нервную дрожь; такую, чтобы читатель боялся оглянуться назад; чтобы у него стыла кровь в жилах и громко стучало сердце... (Перевод Зои Александровой.)


В рамках художественной концепции одной из главных задач экранизации "Франкенштейна" было восстановить правильное восприятие заглавия, которое со времен классических киноверсий 1930-х годов стало восприниматься как имя монстра, в то время как на самом деле это фамилия его создателя. Этой задачей обусловлена реплика Создания в финале: "Он так и не дал мне имени".

Стремясь вернуть первозданный смысл образу создания Франкенштейна, режиссер Кеннет Брэна специально настоял на том, чтобы слово monster ("монстр" или "чудовище") не употреблялось ни в фильме, ни на съемочной площадке. Вместо этого употреблялось слово creature ("создание", "творение" или "существо"), которым герой Роберта Де Ниро указан и в титрах фильма.

На раннем этапе разработки проекта на роль Создания предполагались Жерар Депардье и Энди Гарсия.

Первоначально на роль Анри Клерваля был утвержден Кристофер Ламберт. Он был заменен на Тома Хулса перед самым началом съемок.

Интересно, что ровно за 10 лет до этого Том Хулс заменил самого Кеннета Брэну в роли Моцарта в фильме Милоша Формана "Амадей Питера Шеффера" (1984).

Фамилия исполнителя роли Анри Клерваля (Hulce) произносится именно так — Хулс. В России, по уже сложившейся печальной традиции, распространены ошибочные варианты транскрипции: Халс, Хальс или даже Хальц.

На роль профессора Вальдмана звали Шона Коннери, однако актер предпочел роль в комедии Брюса Бересфорда "Хороший человек в Африке" (1994).

После отказа Шона Коннери режиссер Кеннет Брэна, в своих фильмах часто тяготеющий к неожиданному выбору актеров, решил сделать парадоксальный ход — и пригласил на роль профессора Вальдмана знаменитого комика Джона Клиза. И надо заметить, что комик-эксцентрик, участник легендарной комик-группы "Монти Пайтон", вопреки сомнениям скептиков, блестяще справился с этой трагической ролью.

Съемки всей роли Джона Клиза заняли всего две недели.

Ровно столько же — две недели — заняли съемки всей роли Ричарда Брайерса (слепой старик).

Первоначально в роли Элизабет Кеннет Брэна хотел снимать свою тогдашнюю жену, актрису Эмму Томпсон. Однако в это время знаменитый драматург Кристофер Хэмптон предложил ей заглавную роль в своем режиссерском кинодебюте, биографической драме "Кэррингтон" (1995), и Брэна согласился, что Эмме лучше выбрать эту роль.

Результат этого решения оказался более чем непредсказуемым — оно привело к краху брака Кеннета Брэны и Эммы Томпсон, так как роль Элизабет получила актриса Хелена Бонем Картер, и их экранный роман с Брэной, который сам играл Виктора Франкенштейна, перерос в реальный. В результате в 1995 году Кеннет развелся с Эммой Томпсон и обручился с Бонем Картер. Однако браком эта помолвка так и не завершилась — в сентябре 1999 года пара рассталась.

На роль Элизабет также пробовалась Кейт Уинслет.

Уступив роль Хелене Бонем Картер, Кейт Уинслет тем не менее запомнилась режиссеру, и впоследствии Кеннет Брэна пригласил ее на роль Офелии в свою киноверсию "Гамлета" (1996).

Интересно, что ранее Хелена Бонем Картер тоже играла Офелию — в фильме "Гамлет" (1990) в постановке Франко Дзеффирелли.

В процессе съемок Кеннет Брэна дорабатывал уже готовый сценарий — хотя это и не указано в титрах.

Вырабатывая речь Создания, с усилием произносящего каждое слово, Роберт Де Ниро специально изучал речь людей, переживших инсульт. Впоследствии этот опыт очень пригодился актеру в работе над ролью Уолта Кунтца в фильме "Без изъяна" (1999).

Амниотическая жидкость, в которой оживает Создание, — это на самом деле желатиновый кисель.

Во время съемок эпизода оживления Роберт Де Ниро и Кеннет Брэна по-настоящему поскользнулись в этом вязком киселе и упали — да так, что специальный костюм Создания, в который был одет Де Ниро, треснул по шву, и в нем появилась огромная дыра. Однако оператор камеры не растерялся и продолжал снимать эпизод, стараясь избегать попадания в кадр зиявшей дыры, что в целом ему удалось, и пересъемок не потребовалось. При монтаже эпизод еще подчистили, и он вошел в картину.

В фильме снимались четыре актера, впоследствии воплотившие на киноэкране героев популярной саги о Гарри Поттере: Кеннет Брэна (Виктор Франкенштейн) сыграл там Златопуста Локонса, Хелена Бонем Картер (Элизабет) — Беллатрису Лестрэндж, Джон Клиз (профессор Вальдман) — Почти Безголового Ника, а Роберт Харди (профессор Кремпе) — Корнелиуса Фаджа.

Посмотрев предварительный монтаж картины, продюсер Фрэнсис Форд Коппола настаивал на том, чтобы сократить первый час. Кеннет Брэна отказался, и после этого Коппола выступил с публичным заявлением, осуждавшим фильм.

Вопреки желанию режиссера, из фильма все-таки пришлось вырезать несколько кровавых эпизодов, чтобы получить более мягкий прокатный рейтинг.

Среди удаленных сцен был эпизод, в котором Виктор Франкенштейн оживлял собаку, а также эпизод, в котором Создание кусало уличную женщину.

В американском кинопрокате картина с треском провалилась — на что существенно повлиял отрицательный отзыв Фрэнсиса Форда Копполы. Тем не менее, в мировом кинопрокате фильм окупился.


!!! ВНИМАНИЕ — ДАЛЕЕ СЛЕДУЮТ СПОЙЛЕРЫ !!!

Одна из сцен, добавленных в сценарий режиссером Кеннетом Брэной, — эпизод, в котором оживленная Элизабет сжигает себя.

Фильм содержит ряд реминисценций к предыдущим фильмам франшизы "Франкенштейн":

"Франкенштейн" (1910, режиссер Джей Сирли Доули) — Создание оживает в металлическом автоклаве;

"Франкенштейн" (1931, режиссер Джеймс Уэйл) — Виктор Франкенштейн похищает с виселицы и использует для создания живого существа труп казненного преступника; Создание оживляется при помощи электричества; когда Создание оживает, Виктор произносит: "Оно живо!";

"Невеста Франкенштейна" (1935, режиссер Джеймс Уэйл) — первое слово, которое произносит Создание — "друг";

"Проклятие Франкенштейна" (1957, режиссер Теренс Фишер) — Виктор использует для создания живого существа мозг великого ученого, своего наставника; Жюстина Мориц — более значимая по сравнению с романом героиня, влюбленная в Виктора;

"Франкенштейн: Истинная история" (1973, ТВ, режиссер Джек Смайт) — ученый, наставник Виктора, проложивший дорогу его эксперименту, демонстрирует Виктору оживленную отрезанную руку;

"Ужас Франкенштейна" ("Виктор Франкенштейн") (1975, режиссер Кэлвин Флойд) — Создание прячется в свинарнике местных жителей и тайком наблюдает за их семьей, обучаясь языку вместе с их детьми, — в отличие от романа, где "демон" наблюдает за семьей иностранных иммигрантов-беженцев и учит язык вместе с только что приехавшей девушкой;

"Франкенштейн освобожденный" (1990, режиссер Роджер Корман) — Создание убивает Элизабет, после чего Виктор оживляет ее, искалеченную и изуродованную, затем Виктор и Создание вступают в схватку за нее, но Элизабет в ужасе убивает себя;

"Франкенштейн" (1992, ТВ, режиссер Дэвид Уикс) — Виктор думает, что сбежавшее Создание умерло от болезни, так как в Ингольштадте эпидемия.


Другие экранизации оригинального романа (не считая бесчисленных "вариаций на тему")

"Франкенштейн" (США, 1910) Режиссер Джей Сирли Доули, в роли Франкенштейна — Огастес Филлипс, в роли монстра — Чарльз Огл.
"Жизнь без души" (США, 1915) Режиссер Джозеф Даблъю Смайли, в роли Франкенштейна — Уильям Эй Кохилл, в роли монстра — Перси Даррелл Стэндинг.
"Монстр Франкенштейна" (Италия, 1921) Режиссер Эугенио Теста, в роли Франкенштейна — Лючано Альбертини, в роли монстра — Умберто Гваррачино.
"Франкенштейн" (США, 1931) Режиссер Джеймс Уэйл, в роли Франкенштейна — Колин Клайв, в роли монстра — Борис Карлофф.
"Невеста Франкенштейна" (США, 1935) Режиссер Джеймс Уэйл, в роли Франкенштейна — Колин Клайв, в роли монстра — Борис Карлофф.
"Франкенштейн" (США, 1952, ТВ, эпизод сериала "Истории завтрашнего дня") Режиссер Дон Медфорд, в роли Франкенштейна — Джон Ньюленд, в роли монстра — Лон Чейни (младший).
"Проклятие Франкенштейна" (Великобритания, 1957) Режиссер Теренс Фишер, в роли Франкенштейна — Питер Кашинг, в роли монстра — Кристофер Ли.
"Франкенштейн" (Великобритания, 1968, ТВ, эпизод сериала "Тайна и воображение") Режиссер Войтек, в ролях Франкенштейна и монстра — Иэн Холм.
"Франкенштейн" (США, 1973, ТВ, 2 эпизода сериала "Знаменитые романы мира") Режиссер Гленн Джордан, в роли Франкенштейна — Роберт Фоксворт, в роли монстра — Бо Свенсон.
"Франкенштейн-90" (Франция, 1984) Режиссер Ален Жессюа, в роли Франкенштейна — Жан Рошфор, в роли монстра — Эдди Мтчелл.
"Франкенштейн" (Великобритания — США, 1984, ТВ) Режиссер Джеймс Ормерод, в роли Франкенштейна — Роберт Пауэлл, в роли монстра — Дэвид Уорнер.
"Франкенштейн" (США — Канада, 1987, ТВ) Режиссер Бёрт Бринкерхофф, в роли Франкенштейна — Карл Бек, в роли монстра — Крис Сарандон.
"Больница доктора Франкенштейна" (США, 1988) Режиссер Дебора Ромаре, в роли Франкенштейна — Марк Блэнкфилд, в роли монстра — Ирвин Кайс.
"Франкенштейн" (Великобритания, 1992, ТВ) Режиссер Дэвид Уикс, в роли Франкенштейна — Патрик Берджин, в роли монстра — Рэнди Куэйд.
"Франкенштейн" (Словакия — США — ФРГ, 2004, ТВ, мини-сериал) Режиссер Кевин Коннор, в роли Франкенштейна — Алек Ньюман, в роли монстра — Люк Госс.
Эрик оффлайн   Ответить с цитированием