Loathsome gargoyle!
На форуме с: Aug 2003
Место жительства: питерский трюм
Сообщений: 7,692
|
"КОРИОЛАН" и "БОРИС ГОДУНОВ"
КЛАССИКИ И СОВРЕМЕННИКИ
Все-таки иногда невольно веришь, что этим миром кто-то дирижирует, — нестолько поразительные бывают совпадения... Вот, например, как так получилось, что в двух лучших кинотеатрах на Невском параллельно вышли две экранизации классических пьес, действие которых при сохранении оригинального текста перенесено в современность?
Кориолан-де-Морт
Для своего режиссерского дебюта Рэйф Файннс выбрал малоизвестную трагедию Шекспира "Кориолан", заглавную роль в которой известный британский актер 10 лет назад играл на сцене. Стремясь привлечь к сюжету современного зрителя, Рэйф решил перенести действие в современность — в духе фильма "Ричард III" 1995 года. Ничего не скажешь — история взлета и падения римского полководца Кая Марция (Файннс), прозванного Кориоланом за победу под Кориолами над войском Тулла Авфидия (Джерард Батлер), в современном антураже на фоне эффектной натуры, снятой в Сербии и Черногории, смотрится с интересом. Однако для того, чтобы адекватно адаптировать классический текст к современным реалиям, необходимы создание условной, театральной реальности и кропотливая работа с текстом.
К сожалению, Файннс слишком буквально подходит к осовремениванию классики, перенося действие принудительно и неизобретательно, — и в результате материал сопротивляется так отчаянно, что местами слышны скрипы и стоны. Древние римляне, с которых сорвали тоги и обрядили в камуфляж, все равно остаются древними римлянами, и пафосные речи о богах и патрициях с поминутным поминанием Юноны и Плутона режут слух. На фоне блистательной экранизации "Ромео и Джульетты" База Лурманна неудача Файннса подтверждает, что о любви люди говорят так же, как и 4 столетия назад. В отличие от войн и политики. Тем не менее, если хотя бы парочка фанатов Волан-де-Морта благодаря фильму приобщилась к трагедии Шекспира, свою задачу Рэйф выполнил.
Народ не безмолвствует
Тем временем в нашей любимой "Авроре" на единственном сеансе идет драма Владимира Мирзоева "Борис Годунов", снятая по известной трагедии А.С. Пушкина. И вот тут надо признать, что все необходимые условия соблюдены, и созданная режиссером условная реальность смотрится просто замечательно. Перенося классику в современность, Мирзоев идет путем База Лурманна — и не скрывает этого, прямо цитируя "Ромео и Джульетту" любовной сценой Самозванца и Марины Мнишек, происходящей в бассейне. И в результате крылатые фразы Пушкина все до единой бьют в самый глаз, а придворный антураж идеально вписывается в нынешние великодержавные российские реалии — вплоть до батюшек за царским столом. На этом фоне абсолютно современно звучат и проникновенные монологи Бориса (великолепный Максим Суханов), и лукавые речи царедворцев Шуйского (Леонид Громов) и Воротынского (Дмитрий Певцов), и страстные признания Самозванца (изумительный Андрей Мерзликин, как будто рожденный для этой роли — вплоть до совпадения описаний внешности!), и мудрые наставления Пимена (последняя роль Михаила Козакова, которой он достойно "погасил лампаду").
На мой взгляд, вряд ли стоит искать в фильме какие-то конкретные параллели с современностью: мол, Годунов — это Иван Иваныч, потому что а кто же еще, а Отрепьев — это Андрей Степаныч, потому что у него тоже бородавка... Гораздо важнее то, что мысли о человеке и власти, высказанные Пушкиным без малого 200 лет назад, сейчас актуальны как никогда. Фильм дает возможность убедиться, что нынешний строй в России только называется демократией. А на самом деле мы живем при конституционной монархии — с той лишь разницей, что царя вроде как выбираем себе сами. Но власть, данная одному человеку, всегда оборачивается злом. И судя по тому, что ныне народ уже не безмолвствует, люди начинают это понимать.
|