Loathsome gargoyle!
На форуме с: Aug 2003
Место жительства: питерский трюм
Сообщений: 7,692
|
Воскресенье, 19 февраля
4.20 — телеканал РЕН Петербург
ГРУЗ 200
Россия. 2007. 85 минут. Цветной.
Язык оригинала: Русский.
Криминальная ретро-драма/притча на основе реальных событий.
МОЯ ОЦЕНКА ФИЛЬМА: Потрясающе (7 из 7)
Одиннадцатый фильм Алексея Балабанова.
Фильм-шок!
Еще только приступая к съемкам нового фильма, культовый режиссер Алексей Балабанов говорил: "Я через раз снимаю: один фильм попсовый, другой непопсовый. Этот, скорее всего, будет не для всех". Не врал маэстро: критики были в восторге — а зрители вереницами уходили с сеансов...
Итак, советская провинция второй половины 1984 года: серое от дыма заводских труб небо и уже разбитые, но еще работающие телефонные будки, дефицит алкогольной продукции и расцвет самогоноварения, молодежные дискотеки и зарождающаяся "фарца", полуживой Черненко в телевизоре и цинковые гробы из Афганистана (которые и носили кодовое наименование "груз 200"). На этом фоне разворачивается многоступенчатая криминальная интрига, в которой переплетаются судьбы юной глупышки, дочки секретаря райкома Анжелики, влюбленного в нее маньяка-милиционера Журова, немолодого интеллигента-атеиста Артема, хозяина хутора и самогонщика Алексея, его суровой спутницы Антонины, их работника-вьетнамца Суньки, безымянного коммунального алкоголика и... мертвого жениха Анжелики.
Что ж, разговоры о том, что "Груз 200" — это полные жуть и мрак, возникли не на пустом месте. В картине действительно есть ряд эпизодов, заставивших прокатчиков дать фильму рейтинг "только для взрослых", причем пресловутое изнасилование бутылкой — самый из них безобидный. Но за всем этим мрачным антуражем проступает мощная философская притча о глобальном распаде страны и общества, который показан через распад конкретных личностей. В этом аспекте "Груз 200" перекликается с классической лентой "Гибель богов" (1969) — только вместо ярких красок монументальной фрески Лукино Висконти Балабанов рисует свою картину блеклыми разводами выцветшего плаката со стены затрапезной советской "столовки"...
Фильм завершается эффектно воссозданным выступлением молодой группы "Кино" — звучит беспросветное "Время есть, а денег нет". В 1984 году до обнадеживавшего "Мы ждем перемен" в финале легендарной "Ассы" оставалось еще целых 3 года.
Заявленный бюджет фильма — (нет информации).
Кассовые сборы в российском кинопрокате — RUR 3,553,428.
Производство — "Кинокомпания СТВ".
Дистрибьютор — "Наше кино".
Права — "Кинокомпания СТВ".
Натурные съемки — Череповец (Вологодская область, Россия), Ленинградская область (Россия).
Постановка трюков — Олег Корытин.
Компьютерная графика, титры и визуальные эффекты — Студия анимационного кино "Мельница": Олег Беляев, Илья Линдберг и Максим Кузубов; супервайзер — Сергей Глезин.
Пиротехник — Александр Яковлев.
Грим — Наталия Крымская.
Костюмы — Надежда Васильева.
Художник — Павел Пархоменко.
Декораторы — Александр Галеев, Анастасия Каримулина и Олег Тыжненко.
Оператор — Александр Симонов.
Монтаж — Татьяна Кузьмичева.
Музыкальный руководитель — Алексей Балабанов (без указания в титрах).
Директор картины — Влад Маевский.
Исполнительный продюсер — Максим Уханов.
Продюсер — Сергей Сельянов.
Сценарист — Алексей Балабанов.
Режиссер — Алексей Балабанов.
В ролях: Агния Кузнецова (Анжелика), Алексей Полуян (Журов), Юpий Степанов (Михаил), Леонид Громов (Артем), Алексей Серебряков (Алексей), Михаил Скpябин (Сунька), Наталья Акимова (Антонина), Леонид Бичевин (Валера), Александp Башиpов (хозяин квартиры алкашей), Ирина Ракшина (алкашка), Валентина Андрюкова (мать Журова), Александр Мосин (сержант милиции).
В фильме также снимались: Андрей Мокеев (Набоев), Лика Неволина (жена Артема), Сергей Александров (майор Дуев), Константин Балакирев (Коля Горбунов), Людмила Егорова (мать Артема), Марина Королькова (жена Набоева), Ляля Миропольская (жена Михаила), Алена Фалалеева (Лиза), Павел Юлку (капитан милиции) и другие.
Озвучание: Сеpгей Маковецкий (Артем — без указания в титрах).
Камео
Постановщик трюков Олег Корытин — в эпизоде.
Награды
Пpемия "Белый слон" (Россия) за фильм.
Пpемия Гильдии киноведов и кинокpитиков на ОРКФ "Кинотавp" (Сочи).
Пpемия им. В. Фpида на РКФ фильмов о пpавах человека "Сталкеp" (Москва).
Пpемия за pежиссуpу на МКФ в Хихоне (Испания).
Пpемия Нидерландской Ассоциации кинокритиков на МКФ в Роттеpдаме (Нидеpланды).
Интересные факты
Фильм основан на реальных фактах — но не на реальной истории: в своем сценарии Алексей Балабанов свел разрозненные события, которым он сам был свидетелем или о которых слышал.
Однако критики отмечали, что многие сюжетные ходы фильма повторяют фабулу романа Уильяма Фолкнера "Святилище".
Фильм вызвал ожесточенные споры еще на стадии подготовки к съемкам.
Роль Артема изначально была предложена Сергею Маковецкому, но тот, прочитав сценарий, отказался сниматься.
Однако, увидев предварительный монтаж картины, Сергей Маковецкий пожалел о своем отказе и упросил Алексея Балабанова дать ему озвучить роль Артема.
Роль маньяка Журова Алексей Балабанов первоначально предложил Евгению Миронову, однако актер отклонил предложение.
Тогда режиссер предложил роль Журова актеру Кириллу Пирогову, с которым работал в фильме "Брат-2" (2000), однако Пирогов также отказался от роли.
В результате сыграть роль Журова согласился Алексей Полуян, с которым Балабанов работал на фильмах "Брат" (1997) и "Брат-2", где актер озвучил роль Виктора Багрова (сыгранную Виктором Сухоруковым), а в первом фильме также исполнил маленькую роль киллера Крота.
В эпизоде, где Журов везет Анжелику к себе домой на мотоцикле, можно видеть панораму Череповецкого металлургического завода "Северсталь".
Снимаясь в этом фильме, Алексей Полуян был уже тяжело болен: после неудачной операции по удалению грыжи начались осложнения, и актер вынужден был носить под одеждой специальный бандаж, поддерживавший разрезанный живот. Алексей Полуян скончался через два с лишним года, ему было всего 44 года.
Чтобы получить роль в фильме, Леонид Бичевин на прослушивании солгал режиссеру, что умеет водить машину. Получив роль Валеры, Бичевин умудрился научиться сносно водить машину прямо на съемочной площадке — в этом ему помог один из каскадеров, принимавших участие в съемках.
Впоследствии Алексей Балабанов пригласил Леонида Бичевина на главную роль в свой фильм "Морфiй" (2008).
Весной 2007 года по завершении работы над фильмом был организован ряд закрытых показов для прессы и представителей творческой и политической элиты. Отзывы на фильм были диаметрально противоположными: одни называли картину лучшей работой Балабанова, а другие обвиняли ее в "чернухе".
До последнего момента выход "Груза 200" в широкий кинопрокат оставался под вопросом. В итоге фильм все-таки вышел на экраны 14 июня 2007 года, однако во многих кинотеатрах через нескольких дней был снят с проката.
Фильм не рекомендован для показа по телевидению, однако в ночь на 12 апреля 2008 года состоялась его телепремьера на Первом канале в рамках телепроекта "Закрытый показ". С тех пор фильм неоднократно демонстрировался по ТВ.
Отредактировано Эрик : 15-02-2012 at 04:53.
|