Просмотреть только это сообщение
Старые 21-02-2012, 00:31   #218
Эрик
Loathsome gargoyle!
 
Аватар пользователя Эрик
 
На форуме с: Aug 2003
Место жительства: питерский трюм
Сообщений: 7,692
Понедельник, 27 февраля

21.50
— телеканал Санкт-Петербург

КРАСАВИЦА И ЧУДОВИЩЕ (La belle et la bête)

Франция. 1946. 96 минут. Черно-белый.

Язык оригинала: Французский.

Поэтическая сказка — экранизация одноименной сказки Маpи-Жанны Лепpенс де Бомон, написанной на популярный фольклорный сюжет, легший в основу музыкального кинофильма "Красавица и Чудовище" (1987) с музыкой Лори Маккелви, а также знаменитого диснейского мультмюзикла "Красавица и Чудовище" (1991) и созданного на его основе одноименного бродвейского мюзикла Алана Менкена; сам фильм стал основой оперы Филипа Гласса "Красавица и Чудовище" (1994).

МОЯ ОЦЕНКА ФИЛЬМА: Отлично (6 из 7)

Однажды, давным-давно...

Давным-давно жил-был купец с сыном Людовиком и тремя дочерьми. Однажды купец заблудился в лесу и попал в заколдованный замок. В цветущем саду он увидел прекрасную розу и сорвал ее для любимой дочери Белль, но тут появился хозяин замка — страшное Чудовище. Разгневанный монстр обещал убить купца, но согласился пощадить его, если вместо себя тот пришлет одну из своих дочерей. Из любви к отцу красавица Белль решает отправится в страшный замок вместо него. И вот когда красавица приходит в замок, она обнаруживает, что Чудовище вовсе не так страшно и жестоко, как выглядит! У этого монстра есть душа и сердце…

Классический сюжет в адаптации великого французского писателя и режиссера.

Производство — "ДисСина".
Заказчик — Андре Польве.
Дистрибьютор — "Янус Филмз".
Права — "Янус Филмз".

Съемочный период: 26 августа 1945 — 11 января 1946.
Натурные съемки — замок Рарэ (Санли, департамент Уаз, Франция) и Рошкорбон (департамент Эндр-и-Луара, Франция).
Павильонные съемки — студия "Франстудио" (Сен-Морис, департамент Валь-де-Марн, Франция).

Грим — Аракелян.
Маски — дом "Понте и Си" (без указания в титрах).

Костюмы — Эскофье и Кастийо.
Изготовление костюмов — дом "Пакин".
Художник — Кристиан Берар.
Декораторы — Рене Мулаэр и Карре.
Оператор — Анри Алекан.
Монтаж — Клод Ибериа.

Композитор — Жорж Орик.

Исполнение музыки — оркестр под управлением Роже Дезормьера.

Продюсер — Андре Пульве.

Технический консультант — Рене Клеман.

Сценарий и диалоги — Жан Кокто.

Режиссер — Жан Кокто (а также Рене Клеман — без указания в титрах).

В главных ролях: Жан Марэ (Чудовище/Принц/Аванан) и Жозетта Дэ (Белль).

В ролях: Мила Парели (Фелиси), Нана Жеpмон (Аделаида), Мишель Оклеp (Людовик), Рауль Маpко (ростовщик) и Марсель Андре (купец, отец Белль).

В фильме также снимались (без указания в титрах): Ноэль Блин, Кристиан Маркуан и Жиль Ватто (лакеи).

Озвучание (без указания в титрах): Жан Кокто (Голос Волшебства).


Награды

Пpиз Луи Деллюка (Фpанция) за фильм.


Интересные факты

Сразу после II мировой войны было очень трудно достать необходимое количество кинопленки одного типа, и Жан Кокто был вынужден снимать фильм на несколько фрагментов пленок разных типов. Впоследствии режиссер не только не жалел об этом, но и утверждал, что различные визуальные текстуры пошли фильму на пользу, усилив поэтический эффект изображения.

В разгар съемок фильма режиссер Жан Кокто тяжело заболел и был госпитализирован. Съемки было решено не останавливать, и пока Кокто поправлялся, режиссурой занимался Рене Клеман, который был на съемках техническим консультантом.

Роскошные костюмы были изготовлены в мастерских дома "Пакин" — знаменитого парижского дома моды высшего класса под руководством Жанны Ланвен. Производством мужских костюмов руководил будущий легендарный кутюрье, а тогда один из дизайнеров дома "Пакин" — Пьер Карден.

Эффект свечей, которые зажигаются сами, когда мимо них проходит купец, был достигнут с помощью классического приема — обратной съемки: на самом деле канделябры последовательно задували, а Марсель Андре шел мимо них задом наперед — весь эпизод сняли одним дублем и затем получившиеся кадры развернули. Если присмотреться внимательнее, можно заметить обратное движение дыма от свечей и огня в камине на заднем плане.

Пруд, возле которого умирает Чудовище, — это на самом деле водоем из сточных вод, который располагался позади студии, где проходили павильонные съемки.

Первоначальный дизайн облика Чудовища напоминал оленя, но впоследствии было решено придать хозяину замка более хищный вид.

Каждое утро съемочного дня на все видимые части тела Жана Марэ наносился слой шерсти. Наложение полного грима Чудовища каждый раз занимало 5 часов.

Такие радикальные нагрузки не могли не сказаться на состоянии кожи актера, и в конце концов Марэ был госпитализирован с тяжелым кожным заболеванием. После этого Жан Кокто записал: "На моем лице полно трещин и ран, оно зудится, и мои руки кровоточат, но лицо и руки Жана Марэ покрыты такой болезненной коркой, что мои лечебные процедуры по сравнению с ее удалением вполне терпимы".

Жан Марэ оказался настолько интересен и убедителен в образе Чудовища, что его финальное превращение в Принца многих зрителей разочаровало. В истории осталась фраза великой актрисы Греты Гарбо, воскликнувшей при просмотре фильма: "Верните мне мое Чудовище!"

Многие не понимают, почему Жан Кокто дал Жану Марэ играть не только Чудовище/Принца, но и Аванана, эгоистичного жениха Белль. Некоторые даже склонны считать, что причиной были исключительно любовные отношения режиссера и актера. Однако скорее всего причина все-таки глубже: Аванан (по-французски avenant — "приятный на вид", "пригожий") — самовлюбленный красавец, разновидность того же типажа, что и Гастон из мультфильма "Красавица и Чудовище" или Принц Прекрасный из мультфильма "Шрек", то есть — антипод Чудовища. Финальная инверсия подчеркивает мораль: истинная любовь превращает чудовище в прекрасного принца, а эгоистичная любовь превращает прекрасного принца в чудовище.

В 1994 году выдающийся американский композитор Филип Гласс написал по фильму одноименную оперу. Необычность этой оперы заключается в том, что весь ее музыкальный материал идеально синхронизирован с видеорядом фильма и артикуляцией актеров, — таким образом, опера представляет собой новый саундтрек к картине. В 1995 году в США фильм Жана Кокто был выпущен на DVD с двумя звуковыми дорожками — оригинальным саундтреком и оперой Филипа Гласса. Вокальные партии на этой записи исполнили: Грегори Парнхейген (Чудовище / Принц / Аванан / Ардан / портовый чиновник), Дженис Фелти (Белль), Ана Мария Мартинес (Фелиси), Хэлли Нилл (Аделаида), Чжоу Чжанг (Людовик), Джон Кютхер (купец, отец Белль / ростовщик).

Эта опера входит в триптих — или трилогию Кокто (The Cocteau Trilogy), — которая состоит из трех опер: "Орфей" (Orphée) (1991, по одноименному фильму Жана Кокто 1950 года), "Красавица и Чудовище" (La belle et la bête) (1994, по одноименному фильму Жана Кокто 1946 года) и "Трудные дети" (Les Enfants Terribles) (1996, по одноименному роману Жана Кокто, написанному в 1929 году и экранизированному режиссером Жан-Пьером Мельвилем в адаптации Жана Кокто в 1950 году).

Популярный в США хит певицы Стиви Никс "Красавица и Чудовище" (Beauty and the Beast) был вдохновлен фильмом Жана Кокто. В 2007 году Стиви Никс получила разрешение использовать кадры из фильма в своих выступлениях — и они демонстрируются на экране, когда певица завершает свое выступление песней "Красавица и Чудовище".

Картина Жана Кокто "Красавица и Чудовище" (1946) дважды цитируется в фильме Джоэла Шумахера "Призрак Оперы" (2004), экранизации легендарного мюзикла Эндрю Ллойда Уэббера — в эпизоде зонга "Призрак Оперы" (The Phantom of the Opera): сначала Призрак проводит Кристин по коридору, где из стен высовываются человеческие руки, которые держат горящие канделябры; а чуть позже, когда они приплывают в логово Призрака, из воды поднимаются канделябры, свечи в которых вспыхивают сами собой.
Эрик оффлайн   Ответить с цитированием