Loathsome gargoyle!
На форуме с: Aug 2003
Место жительства: питерский трюм
Сообщений: 7,692
|
"АРТИСТ"
ГОРДОСТЬ И ПРЕДУБЕЖДЕНИЕ
Мое знакомство с творчеством французского актера Жана Дюжардена состоялось при просмотре комедии "Брис Великолепный" (2005), представляющей собой убийственную дозу концентрированного идиотизма. После чего мне не хотелось видеть этого выдающегося человека больше никогда. Однако с тех пор с ним случилось чудо! Или термин "эволюция" уместнее?
Черное и белое
Итак, звезда немого кино Джордж Валентайн (Жан Дюжарден), этакая помесь Дугласа Фэрбэнкса, Рудольфа Валентино и Макса Линдера, случайно запускает голливудскую карьеру своей поклонницы Пеппи (Беренис Бежо). Но сам вскорости оказывается не у дел: в кино приходит звук, а он, демонстративно брезгающий новыми технологиями, всё глубже погружается в пучину безвестности. Самолюбивый гордец, герой готов умереть с голоду, лишь бы не признавать своих ошибок. К счастью, Пеппи, чья карьера идет в гору, не забыла своего кумира и готова рискнуть многим, чтобы спасти того от самого себя...
Лента Мишеля Азанавичюса — нежное признание в любви старому немому кино, стилизацией под которое и является. То есть, будьте, пожалуйста, готовы к черно-белой квадратной картинке и полному отсутствию озвученных диалогов. Не спешите кривиться — пускай "Артист" снят в духе немых мелодрам, начинка в нем современная. Режиссура, монтаж, музыка, темпоритм и компоновка кадра вполне модерновые: у фильма захватывающий нарратив, который эффективно затмевает старомодность "обертки" в глазах самого предубежденного зрителя.
Партия дуэта
Со своей пластикой беззаботного клоуна Дюжарден идеально подходит на роль. Ему действительно не нужны слова, дабы передать все эмоции страдающего от потери популярности актера, и при этом — тонкий момент — он ничуть не пережимает. Его Джордж Валентайн позволяет себе гротескно комиковать, лишь играя на публику. В драматических же сценах в образе проступают нюансы, и мы видим за беспечностью и гордыней капризной звезды ранимость и профессионализм большого артиста.
Очень хороша и Бежо-Пеппи. Транслируя лишь необоримое очарование и жажду славы в самом начале, ее героиня со временем раскрывается как жертвенная натура, способная оценить настоящее искусство и поделиться собственным заслуженным успехом с тем, кто этого достоин, — вопреки перемене зрительских симпатий.
И конечно, совершенно очарователен песик Угги, за свою потрясающую игру в этом фильме ставший первым лауреатом новоиспеченного "Оскара" для животных! Кроме того, фильм изобилует отсылками и реминисценциями к шедеврам первых лет кинематографа и самой эпохе немого кино, радуя киноманов то узнаваемыми сюжетами, то знакомыми образами. Есть и горький подкол, показывающий, что тема потухшей и забытой звезды, некогда блиставшей и знаменитой, актуальна и в наши времена: приглядитесь повнимательней к тому старику, с которым Пеппи пытается кокетничать, первый раз придя на киностудию...
Прочие слагаемые картины также на высоте — что прекрасно видно по пролившемуся на него дождю кинопремий, в том числе пяти "Оскарам": за фильм, режиссуру, мужскую роль, музыку и костюмы.
|