Интересные факты
Это — первый кинофильм о Бэтмене, в названии которого нет слова "Бэтмэн".
Как это часто бывает с ожидаемыми проектами, во время съемок фильма по документам он проходил под кодовым названием —
"Первый поцелуй Рори". Это делается, чтобы сбить с толку "охотников за сенсациями". По центру Чикаго, где проходили съемки, даже были расклеены специально изготовленные постеры с фальшивым названием и логотипом.
Из тех же соображений впоследствии в некоторые кинотеатры коробки с фильмом были отправлены под названием
"Армия Оливера".
Режиссер
Кристофер Нолан предлагал
Кэти Холмс вновь сыграть Рейчел Доус, но актриса отказалась. Причной отказа была не только номинация на "Золотую малину", полученная за роль Рейчел в фильме
"Бэтмен: Начало" (2005), но и возможность сыграть одну из главных ролей в криминальной комедии
Кэлли Кхури "Шальные деньги" (2008) вместе с
Дайан Китон и
Куин Латифой, которую в результате актриса и предпочла.
На место Кэти Холмс была выбрана
Мэгги Джилленхол, немного схожая с Кэти внешне.
Также на роль Рейчел Доус пробовались
Сара Мишель Геллар,
Эмили Блант,
Рейчел Макадамс и
Айла Фишер.
В одном из вариантов сценария по ходу действия выяснялось, что Рейчел Доус является родственницей семьи Грэйсонов, к которой, как известно, принадлежит Робин (Дик Грэйсон) — молодой напарник Бэтмена в комиксах серии
"Бэтмен и Робин". Кристофер Нолан категорически вымарал из сценария этот момент, поскольку не хотел подавать даже малейших надежд на то, что в заключительном фильме трилогии может появиться Робин.
Кристофер Нолан еще в начале работы над фильмом
"Бэтмен: Начало" официально заявил, что Робин, которого страстно любит подростковая часть поклонников Бэтмена и люто ненавидят поклонники мрачной и брутальной концепции Темного рыцаря, не появится в новой трилогии, так как оная основана на комиксах о ранних годах Брюса Уэйна, когда он еще не встретился с Диком Грэйсоном.
На одной из ранних стадий предпроизводства фильма откуда-то возник слух, что в будущей картине должен появиться один из самых популярных злодеев вселенной Бэтмена —
Пингвин. Услышав об этом, известный британский актер
Боб Хоскинс выступил с официальным заявлением, что хотел бы сыграть этого героя и желает поработать с таким талантливым режиссером, как Кристофер Нолан. В ответ Нолан заявил, что никаких разговоров о Пингвине не было — и быть не могло, так как этот персонаж слишком эксцентричен и категорически не вписывается в избранную для задуманной кинотрилогии реалистическую концепцию.
В
"Темном рыцаре" (2008), как и в фильме
"Бэтмен: Начало", в одной из отрицательных ролей снялся актер, который когда-то был звездой, но впоследствии "вышел в тираж": в предыдущем фильме это был
Рутгер Хауэр (Эрл), а в этом —
Эрик Робертс (Сальваторе Марони).
Киллиан Мерфи, вновь исполнив роль злодея Пугала, стал первым актером, сыгравшим противника Бэтмена более, чем в одном фильме, за всю историю киноверсий комиксов о похождениях Темного рыцаря.
В массовке готэмских полицейских играли настоящие свободные от работы копы из Чикаго (штат Иллинойс), Буффало-Гроува (штат Иллинойс), Джольета (штат Иллинойс), Элирии (штат Огайо) и Хэммонда (штат Индиана).
В День благодарения 2007 года на различных общественных мероприятиях в США были распространены специально изготовленные 4-страничные газеты
"Готэм Таймс" таблоидного формата. На первой полосе красовался большой заголовок: "ГОРОД В СОСТОЯНИИ ВОЙНЫ: Бэтмен спасает всю семью!", статьи обыгрывали различные события сюжета фильма, а все остальные материалы тоже так или иначе рекламировали будущий фильм — включая прогноз погоды ("Сумрачно и пасмурно..."), рекламу Готэмского Национального банка и "Готэмского справочника для девочек", а также объявления о наборе в Готэмский департамент полиции.
В течение нескольких месяцев до премьеры фильма было проведено несколько тщательно продуманных интерактивных рекламных акций.
Одна из самых крупных рекламных акций прошла на знаменитом международном фестивале комиксов и сопредельных элементов поп-культуры в Сан-Диего (штат Калифорния, США), известном как
"Комик-Кон". Акция называлась
"Чего такой серьезный?" и представляла из себя реалити-квест: поклонникам комиксов о Бэтмене вообще и Джокера в частности было предложено искать различные подсказки, спрятанные по всему по городу. В результате этой игры легионы поклонников, одевшихся и загримировавшихся под Джокера, собрались на улице напротив гордоского конференц-центра. Всем участникам в процессе акции были присвоены номера, и победитель игры был торжественно приглашен в неизвестно откуда подъехавший внедорожник "Кадиллак-Эскалада". За игроком захлопнулась дверь, а через мгновение все услышали его отчаянный крик, машина рванулась с места и умчалась. Позже в этот же день в городе была распространена газета
"Готэм Таймс" со статьей под заголовком "Джокер убит?" В статье сообщалось о том, что найден забитым до смерти мужчина, который, как полагают, был загадочным Джокером. К статье прилагались фотографии с места преступления, и в пострадавшем участники акции узнали того самого поклонника, которого увезла таинственная "Эскалада". В газете упоминалось, что в руке несчастного была игральная карта — джокер, — на которой было написано: "Увидимся в декабре!"
В рамках пиар-компании веб-сайт фильма разослал по разным открытым адресам несколько "пирогов от Джокера", каждый из которых представлял собой коробку с пирогом, в которой был спрятан сотовый телефон, заставлявший "пирог" вибрировать, и торчащими наружу проводами, что делало "пирог" похожим на бомбу. Разумеется, столь рискованные шутки не всегда были поняты: в одном офисе теленовостей, получив "пирог от Джокера", решили, что это настоящий теракт, и срочно эвакуировали всех людей из немаленького здания.
В течение первых четырех дней съемочного периода не было отснято ни одного кадра — вместо этого режиссер Кристофер Нолан каждый день показывал актерам и съемочной группе по два фильма (с перерывом на обед). Были просмотрены следующие 8 фильмов:
"Схватка" (1995),
"Кошачье племя" (1942),
"Гражданин Кейн" (1941),
"Кинг-Конг" (1931),
"Бэтмен: Начало" (2005),
"Черное воскресенье" (1977),
"Заводной апельсин" (1971) и
"Лагерь для военнопленных №17" ("Шталаг 17") (1951).
Во время съемок этого фильма впервые в истории кинопроизводства использовались IMAX-камеры.
Кристофер Нолан несколько лет хотел снимать кино в формате IMAX — и наконец-то получил такую возможность.
Специально для IMAX-версии фильма было отснято шесть больших экшн-эпизодов, включая несколько высотных панорам, в высоком разрешении формата IMAX. Эти эпизоды вошли в дополнительные материалы на двухдисковом DVD-релизе.
IMAX-камеры, использовавшиеся на съемках, доставили съемочной группе немало хлопот. Во-первых, при работе они создавали очень сильный шум, что сделало невозможным использование в звуковой дорожке фильма диалогов, записанных прямо на съемочной площадке (сейчас в западном кино это обычная практика), — диалоги пришлось перезаписывать в студии. Во-вторых, IMAX-камеры очень тяжелые, и их невозможно просто держать в руках — необходимы специальные штативы. И наконец, этими камерами приходилось стараться снимать дубли без ошибок — так как обработка IMAX-негатива занимает целых 5 дней.
Во время съемок эпизода погони за броневиком с Джокером была разбита камера IMAX MSM, прикрепленная к "Мерседесу". На тот момент таких камер во всем мире было всего 4 штуки.
Камео техника-консультанта по IMAX-камерам
Уэйна Бейкера (он сидит в доке во время погрузки и реагирует на бэтпод, появляющийся из разбитого бэтмобиля) — это единственный в фильме крупный план, снятый в формате IMAX.
Это первый в истории кино фильм, снятый в формате IMAX, который был номинирован на премию "Оскар" за работу оператора.
Большую часть всех ручных съемок фильма отснял сам оператор-постановщик
Уолли Пфистер.
Также как и во время съемок предыдущего фильма
"Бэтмен: Начало", режиссер Кристофер Нолан лично руководил всеми съемками — никакой второй группы не было.
Кадры с автобусом, пробивающим сцену банка в начальном эпизоде фильма, оказалось снять значительно сложнее, чем предполагалось. Автобус пришлось разобрать, доставить по частям в здание бывшего почтового отделения, выступившее "в роли" банка, там собрать и спрятать за большой специально сооруженной стеной, а затем привести его в движение с помощью можного насоса.
В эпизоде в паркинге каждый из фальшивых Бэтменов использует какое-либо огнестрельное оружие, о чем настоящий Бэтмен говорит, что никогда не использует "пушки". То, что Бэтмен не пользуется огнестрельным оружием, было решено еще при создании оригинальных комиксов, чтобы усилить различие между Бэтменом и похожим на него супергероем из других комиксов —
Тенью (The Shadow), который как раз активно использует различные "пушки".
Светящийся потолок в секретном бункере Бэтмена представлял собой огромный каркас из 300 софитов, каждый из которых содержал шесть 800-ваттных ламп, потреблявших в общей сложности 1.44 мегаватт электроэнергии.
Эпизод взрыва снимался в знаменитом здании бывшей
теплоэлектростанции в Баттерси (Battersea Power Station) (Лондон, Англия). После закрытия электростанции в 1983 году это циклопическое сооружение на берегу Темзы стало одним из самых известных ориентиров в Лондоне благодаря
обложке альбома
"Скот" (Animals) группы
"Пинк Флойд" и
буклету для альбома
"Квадрофения" (Quadrophenia) группы
"Ху", а также появлению в таких фильмах, как
"На помощь!" (1965),
"Смысл жизни по Монти Пайтону" (1983),
"1984" (1984),
"Ричард III" (1995) и других.
Яркая вспышка во время съемок взрыва привела к многочисленным звонкам в полицию местных жителей, решивших, что на бывшей электростанции совершен теракт.
Во время съемок погони на Лейк-стрит в чикагский департамент полиции поступило несколько звонков от обеспокоенных граждан, сообщавших о том, что полиция преследует транспортное средство темного цвета неизвестной марки и модели.
Сцена погони Джокера и его банды за бронированной полицейской машиной Харви Дента была снята в двух местах — непосредственно под Чикаго (в Нижнем Уэкере) и в Гонконге, где стараниями команды специальных эффектов под руководством
Криса Корбулда были выстроены макеты Нижнего Уэкера, а также подготовлены необходимые транспортные средства и бэтмобиль. Именно там был отснят эпизод столкновения бэтмобиля с мусоровозом — съемки пришлось перенести в Гонконг, так как власти Чикаго не позволили подвергать риску такую важную часть города, как Нижний Уэкер.
Во время съемок в чикагском почтовом офисе, где параллельно снимались эпизоды в банке и в полицейском управлении, в одном из верхних этажей здания вспыхнул никак не связанный со съемочным процессом пожар. Однако некоторое время никто не вызывал пожарных, так как все решили, что дым и огонь — всего лишь эффекты, созданные для съемок.
Во время съемок в Чикаго по соседству шли съемки другого кинокомикса — фильма
Тимура Бекмамбетова "Разыскивается" (2008, в нашем прокате —
"Особо опасен!"). Актер
Морган Фриман снимался в обоих фильмах одновременно.
Однажды на съемочную площадку
"Темного рыцаря" тайком пробрался сценарист комиксов
"Разыскивается" Марк Миллар. Охрана вместе с известной женщиной-кинопродюсером
Лорен Шулер Доннер, которая в это же время официально посетила съемочную площадку, обнаружила Миллара сидящим на
бэтподе, после чего незваного гостя вежливо выпроводили.
По сценарию предполагалось, что в эпизоде в Гонконге Бэтмен нырнет в воды гавани — для съемок этого момента была подготовлена съемочная площадка, оборудованная непосредственно в гонконгской гавани. Однако от прыжка Бэтмена в воду пришлось отказаться, так как представители службы охраны окружающей среды пришли к заключению, что вода в гавани сильно загрязнена и представляет опасность для людей.
В эпизоде погони, когда убивают водителя, и Джокер сам садится за руль, пулевые отверстия на ветровом стекле складываются в улыбающееся лицо.
Сходясь на экране лицом лицу, ни Бэтмен, ни Джокер ни разу не обращаются друг к другу по имени.
Тема Бэтмена звучит в фильме всего дважды, так как композиторы
Ганс Циммер и
Джеймс Ньютон Хауард не хотели, чтобы зрители после фильма напевали эту героическую тему, вместо того чтобы оценить сложность, глубину и мрачность героя. То, что мелодия звучит всего дважды за весь длинный фильм, создало то, что Ганс Циммер называет "музыкальным предзнаменованием".
На момент выхода на экраны это был самый длинный фильм Кристофера Нолана.
Как и предыдущая часть трилогии
"Бэтмен: Начало", фильм
"Темный рыцарь" не содержит никаких начальных титров.
Как и у фильма
"Бэтмен: Начало", у
"Темного рыцаря" есть ключевое слово, обозначающее понятие, являющееся движущей силой сюжета: для первого фильма трилогии это был Страх, для второго — Хаос.
Это первый фильм о Бэтмене, в котором не фигурируют живые или компьютерные летучие мыши.
Это первый фильм о Бэтмене, в котором Бэтмен не использует
бэтаранг.
Это первый фильм о Бэтмене, в котором Бэтмен действует за пределами Готэма.
Это первый фильм о Бэтмене (включая мультипликационные) в котором Брюс Уэйн не появляется в смокинге.
Это первый фильм о Бэтмене, в котором не показан особняк Брюса Уэйна (хотя он упоминается).
Это первый фильм о Бэтмене, начиная с
"Бэтмен возвращается" (1992), в котором не показана Лечебница Аркхема.
На протяжении фильма разбиты, прострелены, взорваны, перевернуты или иным способом повреждены 39 единиц различных транспортных средств.
Количество убитых на экране персонажей — 36 человек.
Несмотря на то, что фильм насыщен экшн-эпизодами и насилием, кровь на экране появляется всего 3 раза: на лице повешенного Джокером лже-Бэтмена, на подушке Харви Дента в больнице и на руке Бэтмена после укуса собаки.
На данный момент фильм
"Темный рыцарь" является фильмом-комиксом, получившим наибольшее количество номинаций на премию "Оскар" — 8.
"Темный рыцарь" за первые шесть дней проката собрал больше денег, чем
"Бэтмен: Начало" за всё время проката.
20 февраля 2009 года фильм стал 4-й картиной за всю историю кино, собравшей в мировом прокате более 1 миллиарда долларов.
На данный момент фильм является самой кассовой экранизацией комикса за всю историю кино.
Вопреки современной традиции, параллельно не была выпущена компьютерная игра на основе фильма. Игра
"Темный рыцарь" была запущена в производство, но работа была остановлена по причине невероятных технических трудностей в разработке. Некоторые концепты были частично использованы в видеоиграх
"Бэтмен: Лечебница Аркхема" (2009) и
"Бэтмен: Аркхем-Сити" (2011).