Воскресенье, 8 апреля
21.00 — телеканал
ТВ3
(повтор —
понедельник, 9 апреля, 1.15)
ОДНАЖДЫ В МЕКСИКЕ (Once Upon a Time in Mexico)
Мексика — США. 2001 (вып. 2003). 102 минуты. Цветной.
Языки оригинала: Английский, испанский.
Иронический криминальный боевик с элементами фильма-комикса.
Заключительная часть трилогии:
"Эль Марьячи" (1992) —
"Отчаянный" (1995) —
"Однажды в Мексике" (2003).
МОЯ ОЦЕНКА ФИЛЬМА: Отлично (6 из 7)
Время пришло.
Знаменитый музыкант-убийца Эль Марьячи, ушедший было на покой после гибели жены и ребенка, возвращается! Нанятый непредсказуемым продажным агентом ЦРУ Сэндсом, он должен уничтожить наркобарона Барильо и мятежного генерала Маркеса, готовящих путч в Мексике. Впрочем, дело не только в обещанном вознаграждении: к Барильо и Маркесу у Марьячи и так накопились личные счеты...
Аудиовизуально фильм сделан просто виртуозно — сценарист-продюсер-режиссер-оператор-монтажер-звукорежиссер и кто там еще?.. в общем, как всегда, и швец, и жнец, и на дуде игрец Роберт Родригес держит марку! И действительно, пока эффектно снятые латиноамериканские пейзажи, прихотливо переплетенные с фонтанами горячей латиноамериканской же крови, услаждают взор, а восхитительные переливы испанских гитар, искусно переплетенные в саундтреке с автоматными очередями, услаждают слух, как-то не хочется задумываться о том, что сценарий плоский как блин, что само повествование просто кишит ненужными и безнадежно провисающими сюжетными линиями, что логика событий сильно страдает дефектом нижних конечностей...
Джонни Депп в роли коррумпированного агента ЦРУ по фамилии Сэндс очередной раз выше всяких похвал — и в кои-то веки в роли харизматичного злодея!! Играет так, что местами прост-таки дух захватывает, — и безнадежно затмевает номинально главного Бандераса, да и вообще всех... Кроме, разве что, Дэнни Трехо, а вернее, его незабываемой физиономии, которую актер на сей раз одолжил — какая неожиданность! — бандиту со звучным именем Кукуй! Не беда, что Трехо уже появлялся в "Отчаянном" и был там благополучно убит, — в фильмах Родригеса этот мексиканский мачо с лицом серийного убийцы (кстати, действительно бандитствовавший в юности и немало покуковавший на мексиканских нарах) остается живее всех живых!
Душка Антонио Бандерас в роли Эль Марьячи Бессмертного неплох и харизматичен — но увы, он абсолютно такой же, каким был в "Отчаянном", так что лично вашему покорному слуге смотреть на него местами было даже как-то скучно... Разве что вот те редкие минуты, когда Эль Марьячи берет-таки гитару!! Впрочем, происходит это всё реже и реже… Приятно изредка, во флэшбэках, посмотреть на Сальму Хайек, не пытающуюся убедить кого-то, что она — та самая безобразная мужеподобная Фрида Кало или та самая очаровательная юная Эсмеральда. Роль Сальмы в "Однажды в Мексике" — несомненная удача: ни убавить — потому что убавлять, собственно, некуда! — ни прибавить — потому что тоже, собственно, некуда. Да и не надо.
В заключение — не могу удержаться и еще раз не похвалить Джонни Деппа. При всем моем уважении к замечательному черному кинокомиксу "Дерзкий Дьявол", финальные полчаса игры Джонни Деппа (без глаз!) оставляют далеко позади всю кропотливую работу Бена Эффлека в роли слепого супергероя. Эта невозмутимость, с которой Сэндс произносит: "Правее от меня или от тебя?" — достойна восхищения и подражания. Заметано: когда у меня перестанет функционировать и правая гляделка, я нарисую себе на щеках кровавые потеки (благо, всё остальное — черный прикид, темные очки и длинные лохматые волосы — у меня уже имеется в избытке!) — и буду вылитый Джонни Депп в фильме "Однажды в Мексике"! И пойду вырву зенки тем прокатчикам, которые присобачили к названию "Однажды в Мексике" хвост "Десперадо-2", выглядящий дважды идиотски: во-первых, предыдущий фильм те же прокатчики назвали "Отчаянный" (и это правильно), а вовсе не "Десперадо"; а во-вторых, "Однажды в Мексике" — третья часть трилогии, так что какое тут может быть "2"??
Вывод: "Однажды в Мексике", как и "Отчаянный", — неплохой мультибюджетный сиквел, который, однако, в подметки не годится изначальному "Эль Марьячи" — 80-минутному шедевру, снятому за какие-то жалкие семь с половиной тысяч у черта на рогах в Мексике никому не известным режиссером с компанией своих никому не известных друзей, не получивших за съемки ни песеты! Так что если вы видели "Отчаянного", посмотрите "Однажды в Мексике" — и не забудьте посмотреть (или пересмотреть) "Эль Марьячи"!
Заявленный бюджет фильма —
$29,000,000.
Кассовые сборы в мировом кинопрокате —
$98,185,582.
Из них в США —
$56,359,780.
Производство —
"Траблмейкер Студиос".
Заказчики —
"Коламбия Пикчерс" и
"Дименшн Филмз".
Права —
"Коламбия Пикчерс Индастриз, Инк.".
Натурные съемки —
Гуанахуато и
Керетаро (Мексика).
Постановщики трюков —
Джефф Дэшноу и
Трой Робинсон.
Супервайзеры визуальных эффектов —
Роберт Родригес и
Дэниел Ледук.
Координатор визуальных эффектов —
Кифи Бурнер.
Цифровые визуальные эффекты — студия
"Хайбрайд Текнолоджис": супервайзер и продюсер визуальных эффектов —
Дэниел Ледук.
Дополнительные цифровые визуальные эффекты — студия
"Траблмейкер Диджитал": исполнительный продюсер —
Роберт Родригес.
Координаторы специальных эффектов —
Майк Риди и
Серхио Хара.
Специальные гримэффекты — студия
"Кэй-эн-би Эффектс Груп, Инк.":
Грег Никотеро,
Джейк Гарбер и
Шеннон Ши.
Специальные гримэффекты с аэрозольным гримом —
Барри Ар Копер и
Аллан Эй Апоне.
Грим —
Эрман Оспина.
Костюмы —
Грациела Мазон.
Художник —
Роберт Родригес.
Декораторы —
Патрис Лор и
Ева Кастро.
Оператор, монтажер и композитор —
Роберт Родригес.
"Тема Сэндса" (Sands Theme): музыка —
Джонни Депп,
Билл Картер,
Брюс Уиткин и
Рут Эллсворт, исполнение — группа
"Тонтос Джайэнт Натс".
"Кука Рока" (Cuka rocka): аранжировка и исполнение — группа
"Чингон".
"Грациозная Малагенья" (Malagueña salerosa): музыка и текст —
Педро Галиндо и
Эльпидио Рамирес.
"Цветок зла" (Flor de mal): музыка и текст —
Тито Ларрива и
Стивен Хафстетер, продюсеры —
Роберт Родригес и
Карл Тил, исполнение —
Энрике Иглесиас.
"Y me dejastes tirado en la calle": музыка, текст и исполнение —
Антонио Бандерас.
"Почувствуй мою любовь" (Siente mi amor): музыка и текст —
Роберт Родригес и
Хосе Тамес, продюсеры —
Роберт Родригес и
Карл Тил, исполнение —
Сальма Хайек.
Продюсеры —
Элизабет Авельян,
Карлос Гальярдо и
Роберт Родригес.
Сценарист и режиссер —
Роберт Родригес.
В главных ролях:
Антонио Бандерас (Эль Марьячи),
Сальма Хайек (Каролина) и
Джонни Депп (агент Сэндс).
В ролях:
Мики Рурк (Билли),
Ева Мендес (Ахедрес),
Дэнни Трехо (Кукуй),
Энрике Иглесиас (Лоренцо),
Марко Леонарди (Фидео),
Чич Марин (Белини),
Хулио Оскар Мечозо (советник), а также
Рубен Блейдс (бывший агент ФБР Хорхе) и
Уиллем Дэфо (Барильо).
В фильме также снимались:
Херардо Вихиль (Маркес),
Педро Армендарис (Эль Президенте),
Тито Ларрива (таксист),
Мигель Кутюрье (доктор Гевера),
Тони Вальдес (мальчик с жвачкой) и другие.
Роли дублировали:
Петр Семак (Эль Марьячи),
Елена Шульман (Каролина),
Александр Баргман (агент Сэндс),
Вадим Гущин (бывший агент ФБР Хорхе),
Евгений Дятлов (Барильо),
Станислав Концевич (Билли),
Анна Геллер (Ахедрес),
Александр Вонтов (Кукуй),
Геннадий Смирнов (Лоренцо),
Родион Приходько (Фидео),
Алексей Гурьев (Белини),
Сергей Бызгу (советник),
Сергей Паршин (Эль Президенте),
Валерий Кухарешин (таксист),
Вадим Яковлев (шеф федералов) и другие.
Режиссер дубляжа —
Инна Соболева.
Камео
Главный создатель фильма
Роберт Родригес — в роли одного из хирургов, оперирующих Барильо (без указания в титрах).
Исполнитель роли агента Сэндса
Джонни Депп — в роли Священника, с которым Эль Марьячи разговаривает в церкви (без указания в титрах).
Награды
Премия
"Золотой сателлит" (США) за песню
Роберта Родригеса "Почувствуй мою любовь".
2 премии
"Имэджин" (США): актер (
Антонио Бандерас) и актер второго плана (
Рубен Блейдс).
Номинации
Номинация на премию
"Сателлит" (США) по разделу кино в жанре комедии или мюзикла за мужскую роль второго плана (
Джонни Депп — уступил Юджину Леви за фильм
"Могучий ветер").
Номинация на премию
"Выбор тинейджеров" (США) за прорыв актрисы в кинозвезды (
Ева Мендес, также за фильмы
"Двойной форсаж",
"Время на исходе" и
"Застрял в тебе" — уступила Линдси Лоэн за фильмы
"Дрянные девчонки",
"Звезда сцены" и
"Чумовая пятница").
2 номинации на премию
"Телец" (США): высотный трюк (
Шерил Бермео,
Алекс Мэдисон и
Норман Мора за эпизод побега из отеля через окно — уступили Полу Элиопулосу и Таноаи Риду за падение с утеса в фильме
"Сокровище Амазонки") и трюк в исполнении женщины-каскадера (
Шерил Бермео и
Алекс Мэдисон за эпизод побега из отеля через окно — уступили Дебби Эванс за езду на мотоцикле по заполненному машинами шоссе навстречу движению в фильме
"Матрица: Перезагрузка").
Интересные факты и реминесценции, касающиеся Джонни Деппа
Роль агента Сэндса изначально предназначалась для
Джорджа Клуни, а после рассматривались кандидатуры таких звезд, как
Курт Расселл, Брюс Уиллис, Шон Пенн и
Николас Кейдж.
Оказавшись на съемочной площадке,
Джонни Депп, по своему обыкновению, не упускал случая что-нибудь сымпровизировать прямо в кадре и малость "потянуть одеяло на себя". Особенно он оттянулся на фразах, в которых по сценарию Сэндс должен был чем-либо клясться или божиться. В результате роль агента Сэндса и стала ощутимо больше, чем была в сценарии.
Джонни Депп сам написал для своего героя музыкальную тему.
Все сцены с участием Джонни Деппа были отсняты всего за 9 дней.
Джонни Деппу так понравилось работать с
Робертом Родригесом, что после окончания съемок актер никак не хотел уезжать. Именно тогда Джонни Депп навел Родригеса на мысль снять его в еще одной маленькой роли — Священника, с которым Эль Марьячи говорит в церкви, что изначально не предполагалось. Играя Священника, Джонни Депп подражал своему любимому актеру и другу —
Марлону Брандо. Является ли Священник переодетым агентом Сэндсом — вопрос, остающийся открытым. С одной стороны, это вполне возможно, так как в фильме есть эпизоды, в которых Сэндс появляется с измененной внешностью, а кроме того, в титрах роль Священника не указана. С другой стороны, в сценарии Священник — отдельная роль, и исполнение ее Джонни Деппом было своеобразной импровизацией в процессе съемок.
Рингтон на мобильнике, который агент Сэндс дает Эль Марьячи, — это мелодия
"Песни Музыканта", той самой песни из фильма
"Отчаянный" (1995), второго фильма трилогии об Эль Марьячи.
На коробке для ланчей, в которой агент Сэндс приносит деньги для Белини, изображены постеры античного фильма-фэнтези
Дезмонда Дэвиса "Битва титанов" (1981).
Агент Сэндс говорит самому себе: "Я живу la vida loca", — это отсылка к знаменитому хиту популярного пуэрториканского эстрадного певца
Рики Мартина "Жить la vida loca" (Livin' la Vida Loca) (музыка и текст —
Дезмонд Чайлд и Рики Мартин).
Интересные факты
Фильм был готов уже в 2001 году, однако его выпуск из коммерческих соображений был перенесен на 2003 год.
Появлением этого фильма мы обязаны
Квентину Тарантино — именно он убедил своего друга
Роберта Родригеса превратить дилогию об Эль Марьячи в трилогию. Квентин же предложил название фильма, являющееся отсылкой к творчеству режиссера
Серджо Леоне, большими поклонниками которого являются Родригес и Тарантино.
Сценарий фильма насчитывал 45 страниц.
Роберт Родригес решил использовать съемки этого фильма, чтобы проверить возможности цифровых HD-камер, с которыми его в 2000 году познакомил режиссер
Джордж Лукас. Камеры оказались на высоте: они выдержали все экстремальные условия съемок, включая настоящий мексиканский зной, дав Родригесу возможность экспериментировать с различными линзами, фильтрами и скоростями съемок.
Заставка кинокомпании
"Дименшн Филмз" в начале окрашена в кроваво-коричневый цвет — под цветовое решение картины.
Это второй фильм в истории Голливуда, действие которого происходит в Кульякане (Мексика).
На самом деле Кульякан — город-муниципалитет, входящий в штат Синалоа, но Президент говорит о Кульякане как об отдельном мексиканском штате.
Армейские машины для съемок первоначально собирались предоставить мексиканские военные, но когда они узнали, что генерал в фильме — злодей, передумали и отказались. В результате военные машины предоставил один местный коллекционер.
Роль бандита Кукуя была написана для Квентина Тарантино, однако он не смог сыграть ее из-за занятости на съемках своего собственного фильма
"Убить Билла: часть 1" (2003).
Съемки эпизодов с
Сальмой Хайек были специально отложены, чтобы дать актрисе возможность досняться в главной роли в фильме
"Фрида" (2002).
Бернард Хакер, который исполнил роль Бласко, двойника Барильо, был найден в съемочной группе среди простых помощников. Его внешнее сходство с
Уиллемом Дефо, сыгравшим Барильо, — реальное, а не результат каких-либо визуальных эффектов или грима.
Когда Эль Президенте заказывает музыкантам песню
"Грациозная Малагенья" (Malagueña salerosa), от этой потрясающей композиции в фильме звучит только вступление. Полностью этот подлинный хит мексиканских марьячис в исполнении группы Роберта Родригеса
"Чингон" звучит на финальных титрах обоих фильмов кинодилогии друга Родригеса Квентина Тарантино
"Убить Билла" (2003/04).
Помимо
Джонни Деппа, из актеров в создании музыки к фильму приняли участие
Рубен Блейдс, который разработал басовую партию для темы своего героя Хорхе, и
Антонио Бандерас, который сам написал исполненную им песню
"Y me dejastes tirado en la calle", а также лично приукрасил аранжировку темы Эль Марьячи.
Во время съемок эпизода перестрелки в церкви, которые проходили в настоящем храме, были приняты все меры к тому, чтобы не допустить на малейшего повреждения или загрязнения помещения. Практически всё оружие, использованное в эпизоде, было бутафорским, а все попадания пуль, взрывы, кровь и разрушения — это компьютерные визуальные эффекты, добавленные в процессе постпроизводства фильма.
Эпизод, в котором Фидео неожиданно стреляет в солдата ("Какого хрена?" — "Не люблю я военных") был сымпровизирован актером
Марко Леонарди, так что реакция его партнера
Энрике Иглесиаса (Лоренцо) не сыгранная, а реальная.
Всего за весь фильм на экране погибает 99 человек.
Это последний фильм Роберта Родригеса, созданный им в качестве члена Гильдии сценаристов Америки, из которой он ушел вскоре после написания сценария
"Однажды в Мексике", заявив, что они "устанавливают слишком много правил и только берут ваши деньги". Кстати, если бы Родригес не покинул Гильдию тогда, он всё равно ушел бы позже, перед началом съемок своего следующего фильма
"Город грехов" (2005), когда он покинул и Гильдию режиссеров Америки.
Интересные цитаты и реминесценции
В фильме получили свое экранное воплощение несколько эпизодов, которые были задуманы еще для картин
"Эль Марьячи" (1992) и
"Отчаянный" (1995), предыдущих фильмов трилогии, но так и не были сняты. Например, эпизод побега из гостиницы через окно изначально должен был быть в
"Отчаянном", а эпизод побега из компаунда взят из оригинального сценария
"Эль Марьячи".
Винтовка, спрятанная в гитаре, — это отсылка к комедийному вестерну
Фрэнка Тэшлина "Сын бледнолицего" (1952).
Когда Эль Марьячи в гостинице открывает гитарный футляр, на внутренней стороне потайной крышки можно заметить несколько ножей Навахаса из фильма
"Отчаянный".
Кожаный ремень на левой кисти Эль Марьячи — это отсылка к фильму
Серджо Леоне "За несколько лишних долларов" ("На несколько долларов больше") (1965), в котором Человек Без Имени (
Клинт Иствуд), также получивший ранение руки в предыдущем фильме, носит такой же ремень. Кроме того, ремень на левой руке Эль Марьячи имел и чисто прикладное значение, позволяя не заморачиваться с гримом шрама на простреленной кисти героя.
Когда Эль Марьячи говорит с агентом Сэндсом по телефону из гостиничного номера, на коробках с патронами, которые видны в левом нижнем углу экрана, можно разглядеть название вымышленной фирмы — "Родригес Раундс". Это, раузмеется, отсылка к фамилии
Роберта Родригеса.
Имя героини
Евы Мендес — Ахедрес (Ajedrez) — по-испански означает "шахматы".
Имя героя
Марко Леонарди — Фидео — это испанское название спагетти.
Имя героя
Дэнни Трехо — Кукуй — взято из латиноамериканской демонологии, где Кукуй или Эль Кукуй — это аналог нашего буки.
Дэнни Трехо снимался в предыдущем в фильме трилогии об Эль Марьячи
"Отчаянный" в роли наемного убийцы Навахаса.
Чич Марин тоже снимался в
"Отчаянном" — в роли бармена. В
"Однажды в Мексике" герой Чича Марина носит повязку на выбитом правом глазу — это намек на то, что в
"Отчаянном" его герой был убит выстрелом в правый глаз.
На бирке с именем чихуахуа Билли написано "Моко" — так звали главного злодея в фильмах
"Эль Марьячи" и
"Отчаянный".
Как и в двух предыдущих фильмах трилогии об Эль Марьячи, в этом фильме есть мальчик, одетый в желтую футболку.
В эпизоде встречи агента Сэндса (
Джонни Депп) и агента в отставке Хорхе (
Рубен Блейдс) в уличном кафе Сэндс вспоминает, что напарника и друга Хорхе, которого убил Барильо, звали Арчулета, — так же звали героя самого Рубена Блейдса в фильме
"Хищник-2" (1990).
В конце эпизода в уличном кафе после ухода агента Сэндса Хорхе, прежде чем отпить вино из своего бокала, проливает немного на землю. Это — символический жест, означающий "первый глоток за тех, кто ушел": таким образом Хорхе отдает дань чести своему убитому другу.
На хоругви, которую несут во главе парада в День поминовения усопших, изображена картина американского художника
Джорджа Йепеса "Посланник" (2000).
Сюжетная линия, включающая в себя реконструкцию лица, — это цитата из романа-комикса
Фрэнка Миллера "Дама для убийства" из серии
"Город грехов".
Эпизод перестрелки в церкви — это отсылка к боевику
Джона Ву "Наемный убийца" (1989).
Некоторые боевые эпизоды фильма поставлены как цитаты из культового аниме
Синитиро Ватанабе "Ковбой Бибоп" (2001).
На одной из металлических коробок для ланча, фигурирующих в фильме, изображена обложка альбома
Мэрилина Мэнсона "Святое дерево" (Holy Wood) (2000).
!!! ВНИМАНИЕ — ДАЛЕЕ СЛЕДУЮТ СПОЙЛЕРЫ !!!
Когда Билли (
Мики Рурк) получает пулю в спину, появляющаяся в его стильном пиджаке дырка — компьютерная. Использовать пиротехнику не стали потому, что этот пиджак принадлежал самому Мики Рурку, который категорически не разрешил его портить.
В фильме есть несколько цитат из романов-комиксов
Фрэнка Миллера из графической серии
"Город грехов", экранизация которых стала следующим проектом
Роберта Родригеса, — в том числе эпизоды с участием
Джонни Деппа. Эпизод, в котором агент Сэндс стреляет в живот Ахедрес, которая его только что поцеловала, — это цитата из второго романа серии
"Дама для убийства". Эпизод, в котором Барильо ослепляет Сэндса, — цитата из романа
"В ад и обратно". А тот самый эпизод со Священником в церкви — цитата из романа
"Тяжелое прощание".
В фильме Роберта Родригеса
"Город грехов" (2005) воспроизведены первый и третий из названных эпизодов: первую разыгрывают
Джош Хартнетт и
Марли Шелтон, а третью — Мики Рурк и Фрэнк Миллер.
Кроме того, эпизод ослепления агента Сэндса перекликается с аналогичным эпизодом из культовой антиутопии
Терри Гильяма "Бразилия" (1985).
Внешний облик агента Сэндса, сражающегося после ослепления, — длинные волосы, кровоточащие глаза и оружие в руках — это цитата из экшн-триллера
Киндзи Фукасаку "Королевская битва" (2000). Из этого же фильма
Квентин Тарантино впоследствии позаимствовал актрису
Тиаки Курияму, которая сыграла Гого Юбари в фильме
"Убить Билла: часть 1" (2003).