"МИЛЫЙ ДРУГ"
УПАСТЬ ВВЕРХ, или ДРУГ — ПУСТЬ, НО УЖ НИКАК НЕ МИЛЫЙ
В мире есть литературные произведения, особенно любимые кинематографистами. Среди таковых не последнее место занимает роман Ги де Мопассана "Милый друг", созданный в 1885 году: его первая экранизация вышла в 1939 году, а предпоследняя — в 2005-м. Прошло всего 7 лет — а уже подоспела и новая киноверсия: встречайте авантюрную драму Деклана Доннелана и Ника Ормерода "Милый друг"!
Милые друзья — кто здесь змея?
Итак, французский служивый Жорж Дюруа (Роберт Паттинсон) влачит жалкое существование, работает на железной дороге, живет в каморке и страдает от полного отсутствия жизненных перспектив. Но всё меняется, когда в очередном кабаке Дюруа встречает своего армейского товарища Шарля Форестье (Филип Гленистер), ставшего успешным журналистом.
Шарль устраивает Жоржа в газету и вводит в общество, где молодой красавец сразу же привлекает внимание трех замужних дам: жены его благодетеля Мадлен Форестье (Ума Турман), ветреной красавицы Клотильды де Марей (Кристина Риччи) и немолодой степенной Виржини Вальтер (Кристин Скотт Томас). Получив с легкой руки маленькой дочки Клотильды прозвище Милый друг, Дюруа начинает осваиваться в "галантном" обществе, где всё самое главное происходит в будуарах и где все с нетерпением ждут друг от друга только измен...
Реквием по душе
Честно скажу — фильм меня приятно удивил. От полнометражного дебюта режиссерского дуэта невольно ждешь постановки по системе "не мешаем актерам играть" — однако же налицо крепкая режиссура с внятным решением и сильными ходами. Кроме того, как я уже имел возможность убедиться, обладатель титула "мечта томных эмо-гёрлз" и овощной фамилии, когда смывает дурацкий вампирский грим, оказывается очень даже неплохим актером — и создает впечатляющий и яркий образ честолюбивого ничтожества. Здесь нет ничего от истории падения наивного юноши в духе Дориана Грея или Жюльена Сореля — напротив, герой сознательно делает свой выбор, ведущий к материальному успеху ценой полного морального падения.
И наконец, половина впечатления от фильма — заслуга композиторов Лакшмана Джозефа Де Сарама и Рейчел Портман. Звучащая в картине музыка вроде бы традиционна — классические струнные переливы. Однако же вместо набивших оскомину кульминационных завываний и повторяющихся лейтмотивов идет развитие музыкальной темы главного героя, в которой угадывается перекличка с реквиемом Моцарта. Словно отпевая гибнущую душу Жоржа Дюруа, мелодия рвется ввысь короткими обрывающимися фразами, иллюстрируя отчаянное стремление героя достичь верхов любой ценой и по ходу его падения обрастая трагическими вариациями.
Читавшие книгу наверняка скажут, что это очередная "адаптация классики для поколения MTV", — хотя картина, между прочим, не американская, а европейская (британо-франко-итальянского производства). Но даже если это и так — побольше бы таких адаптаций!
|