Просмотреть только это сообщение
Старые 10-04-2012, 23:41   #226
Эрик
Loathsome gargoyle!
 
Аватар пользователя Эрик
 
На форуме с: Aug 2003
Место жительства: питерский трюм
Сообщений: 7,692
Понедельник, 16 апреля

0.45
— телеканал ТВ3

(2 серия — вторник, 17 апреля, 0.45)

ДЖЕК-ПОТРОШИТЕЛЬ (Jack the Ripper)

Великобpитания — США. 1988. ТВ. 182 минуты (2 серии). Цветной.

Язык оригинала: Английский.

Детективный триллер на основе реальной истории легендарного серийного убийцы Джека-потрошителя, которая легла в основу мюзиклов Денниса Де Марна (1974) и Ваши Патейдла (2007) и рок-оперы Фрогга Муди и Дейва Тэйлора (1996), а также фигурирует в опере Альбана Берга "Лулу" (1928).

Самый знаменитый убийца в истории.

"Уже более 100 лет убийства в Уайтчепле, совершенные Джеком-потрошителем, остаются загадкой. То, что вы сейчас увидите, — это экранизация тех событий. Наш рассказ основан на расследовании, включающем изучение официальных документов Министерства внутренних дел и интервью с ведущими криминалистами Скотленд-Ярда".

1888 год. Весь Лондон взбудоpажен сеpией чудовищных убийств пpоституток, совеpшенных в pайоне Уайтчепл. Неуловимого убийцу, жестоко pаспpавляющегося со своими жеpтвами, пpозвали Джеком-потpошителем. Инспектоp Скотленд-Яpда Фpедеpик Эббеpлайн ведет pасследование этого дела, надеясь пpеpвать цепь кpовавых злодеяний...

Двухсеpийная телевеpсия истоpии самого знаменитого в мире непойманного маньяка-убийцы.

Производство — "Юстон Филмз" и "Темза" в ассоциации с "Хилл-О'Коннор Телевижн" и "Лоримар Телепикчерс".
Дистрибьютор — "Фримэнтл Медиа".
Права — "Юстон Филмз Лимитед".

Съемочный период: 14 марта 1988 — 31 мая 1988.
Натурные съемки — Бельпер (графство Дербишир, Англия).
Павильонные съемки — студия "Пайнвуд" (Айвер-Хет, графство Бэкингемшир, Англия).

Постановщик трюков — Питер Брэйхем.

Пластический грим — Аарон и Маралин Шерман.
Грим — Лоис Бёрвелл.

Костюмы — Рэймонд Хьюз.
Художник — Джон Блезард.
Декоратор — Криспиан Сэллис.
Оператор — Алан Хьюм.
Монтаж — Кит Палмер.

Композитор, аранжировщик и дирижер — Джон Кэмерон.

Исполнительный продюсер — Ллойд Ширли.
Исполнительные продюсеры-креаторы — Роберт О'Коннор и Леонард Хилл.

Сценаристы — Дерек Марлоу и Дэвид Уикс.
Сюжетная концепция — Дэвид Уикс.

Продюсер и режиссер — Дэвид Уикс.

В главной роли — Майкл Кэйн (главный инспектор Фредерик Эбберлайн).

В ролях: Арманд Ассанте (Ричард Мэнсфилд), Рэй Макэнэлли (сэр Уильям Гулл), Льюис Коллинз (сержант Джордж Годли), Кен Боунс (Роберт Джеймс Лис), Майкл Готард (Джордж Ласк), Сьюзен Джоpдж в роли Кэтрин Эддоус и Джейн Сеймур в роли Эммы.

В фильме также снимались: Гаppи Эндpюс (коронер Уинн Бакстер), Лизетт Энтони (Мэри Джейн Келли), Роджер Эштон Гриффитс (Родман), Питер Эрмитидж (сержант Керби), Дезмонд Эскью (рассыльный), Тревор Бакстер (Лэньон), Майк Карнелл (газетчик), Энн Касл (леди Гулл), Дирдре Костелло (Энни Чепман), Джон Крофт (мистер Тэкери), Анджела Кроу (Лиз Страйд), Келли Крайер (Аннетт), Марк Калвик (принц Альберт Виктор), Джон Дэр (Айзеншмид), Рой Эванс (швейцар), Джон Флетчер (Пи-Си Уоткинс), Шеридан Форбс (Милли), Хью Фрейзер (сэр Чарльз Уоррен), Мартин Френд (газетчик), Кристофер Фулфорд (сержант Брент / нищий), Брюс Грин (Пайзер), Рикки Харнет (карманник), Рональд Хайнс (Генри Мэтьюс), Денис Хоуторн (помощник комиссара), Майкл Хьюз (доктор Льюэллин), Питер Хьюз (мистер Полсон).

А также: Эдвард Джадд (старший инспектор Томас Арнольд), Гертан Клаубер (Димшутц), Джон Лоримор (инспектор Спрэтлинг), Гэри Лав (Дерек), Джонатан Мур (Бенджамин Бейтс), Ричард Морант (доктор Экленд), Ти-Пи Маккенна (О'Коннор), Роланд Наннери (Дэвис), Сандра Пэйн (миссис Экленд), Дэвид Райолл (сборщик ренты Томас Боуер), Джеральд Сим (доктор Бакстер Филлипс), Джордж Суини (Джон Нетли), Дэвид Свифт (лорд Сэлисбери), Норман Уорвик (Ричардсон) и другие.


Награды

Премия "Золотой глобус" (США) по разделу мини-сериала или телефильма за мужскую роль (Майкл Кэйн — пополам со Стейси Кичем за фильм "Хемингуэй").

Премия "Эмми" (США) по разделу мини-сериала или специальной программы за прически (Бетти Гласоу, Стиви Холл и Илэйн Боуэрбанк — за 1 серию).


Номинации

2 номинации на премию "Золотой глобус" (США): фильм по разделу мини-сериала или телефильма (уступил мини-сериалу Дэна Кёртиса "Война и воспоминание") и актер второго плана по разделу ТВ (Арманд Ассанте — уступил Джону Гилгуду и Барри Боствику за мини-сериал "Война и воспоминание").

Номинация на премию "Эмми" (США) за мужскую роль второго плана по разделу мини-сериала или специальной программы (Арманд Ассанте — уступил Дереку Джейкоби за эпизод "Десятый человек" телесериала "Зал славы Холлмарк").

Номинация на премию "Эдди" (США) за монтаж эпизода телевизионного мини-сериала (Кит Палмер за 2 серию — уступил Джону Эй Мартинелли за мини-сериал "Убийство Мэри Фэган").


Историческая справка

Джек-потрошитель (англ. Jack the Ripper). Под этим именем остался в истории таинственный серийный убийца (или группа убийц), действовавший в Уайтчепле и прилежащих районах Лондона во второй половине 1888 года.

Жертвами Джека-потрошителя были уайтчеплские проститутки. Точное количество жертв неизвестно и является предметом споров. Тем не менее, существует список пяти "канонических" жертв, с которым согласны большинство исследователей: Мэри Энн Николс (также известная как Полли, убита 31 августа), Энни Чепман (также известная как Хмурая Энни, убита 8 сентября), Элизабет Страйд (также известная как Долговязая Лиз, убита 30 сентября), Кэтрин Эддоус (убита 30 сентября в один день с Элизабет Страйд) и Мэри Джейн Келли (также известная как Мэри Жанетт, Белокурая Эмма, Джинджер и Черная Мэри, убита 9 ноября). С большой вероятностью можно считать, что от руки того же убийцы также погибла Марта Тейбрэм (убита 6 августа) — к списку пяти канонических жертв её добавлял инспектор Фредерик Эбберлайн, один из руководителей расследования дела Джека-потрошителя. Вообще существует множество различных версий и теорий, в соответствии с которыми количество жертв Джека-потрошителя колеблется от 4 до 15.

Все жертвы были найдены с перерезанным горлом и жестоко изуродованными телами. Трупы некоторых жертв были вскрыты, и из них были извлечены внутренние органы. При этом почти все врачи, проводившие вскрытие более чем одной из жертв Джека-потрошителя, однозначно приписывали ему определенную осведомленность в вопросах анатомии и навыки хирурга. Однако мнения насчет уровня познаний убийцы в этих областях были очень разными: одни говорили, что такими навыками вполне мог обладать обычный мясник, другие утверждали, что это мог быть только высококвалифицированный хирург. Существует также мнение — неподтвержденное, но и не опровергнутое, — что жертвы сначала были задушены для обеспечения тишины.

Несмотря на все усилия лондонской полиции, убийца так и не был пойман, а дело, несмотря на множество версий разгадки тайны, до сих пор остается нераскрытым.

В 1970-х годах английский писатель Колин Уилсон ввел термин "рипперология" (русскоязычный аналог — "потрошителеведение") для обозначения совокупности всех расследований дела Джека-потрошителя, проводимых как профессионалами, так и любителями.

Все версии идентификации личности Джека-потрошителя являются комбинациями исторических исследований, теорий заговора и откровенных домыслов. Полное отсутствие мало-мальски прямых улик позволило исследователям в разное время подозревать и даже прямо обвинять в причастности к уайтчеплским убийствам более 30 человек.

Хорошим примером такой типично конспирологической легенды является самая популярная и несмотря на всю свою несостоятельность не раз обыгранная в литературе и кино версия, что Джеком-потрошителем был рано умерший внук королевы Виктории — потенциальный наследник британского престола принц Альберт Виктор Кристиан Эдуард, герцог Кларенс и Эвондейл, который на самом деле имел надежные и подтвержденные многочисленными свидетельствами алиби на все пять убийств.

Пожалуй, самая курьезная версия идентификации личности Джека-потрошителя была выдвинута неким Ричардом Уоллэсом в 1996 году. В своей книге "Джек-потрошитель, беззаботный друг" он утверждал, что уайтчеплским убийцей был не кто иной, как Чарльз Лютвидж Доджсон — знаменитый Льюис Кэрролл! При этом вся версия была построена исключительно на довольно грубом анаграммировании (получении из одних фраз других путем перестановки букв) цитат из сказок Кэрролла об Алисе, а также на откровенном передергивании фактов — при полном отсутствии хоть каких-то свидетельств, как прямых, так и косвенных.

Все остальные версии, выдвинутые разными исследователями в разное время, при тщательном рассмотрении также оказываются несостоятельными. Несмотря на все слухи и газетные сенсации, до настоящего момента не было обнаружено ни одного убедительного свидетельства, прямо или косвенно указывавшего на конкретного человека как на реального Джека-потрошителя.


Три письма

Помимо непосредственно убийств, дело Джека-потрошителя знаменито письмами, приходившими в полицию, в газеты, etc., от имени убийцы. Это была настоящая массовая истерия — всего от имени убийцы различными адресатами было получено более 300 писем. Подавляющее их большинство было признано фальшивками и не представляет интереса. Однако существуют три письма, выделяющиеся из общей массы макулатуры. Эти письма были написаны красными чернилами в издевательском стиле — при этом два из них определенно были написаны одним и тем же человеком.

Первое письмо, известное как "письмо дорогому Боссу" (первая страница, вторая страница), было получено почтовым отделом Скотленд-Ярда 27 сентября (само письмо было датировано 25 сентября). Именно в этом письме впервые появилась подпись "Джек-потрошитель" — вместе с пожеланием: "Не возражаю, если это станет моей "торговой маркой".

Второе письмо, известное как "открытка Дерзкого Джеки", было получено Скотленд-Ярдом 1 ноября. В нем отправитель называл себя Дерзким Джеки, однако подписался так же — "Джек-потрошитель".

Автор этих двух писем так и не был изобличен. Несмотря на то что эти письма представляют определенный интерес, ряд косвенных соображений позволяют с высокой долей вероятности утверждать, что человек, подписавшийся Джеком-потрошителем, на самом деле не имел никакого отношения к уайтчеплским убийствам. Глава лондонской полиции Чарльз Уоррен впоследствии неоднократно заявлял, что письма от имени Джека-потрошителя являются фальшивками. Тем не менее, имя, придуманное таинственным автором, осталось в истории и официально закрепилось за уайтчеплским убийцей.

Однако существует еще одно письмо, известное как "письмо Ласка" и "письмо из ада". Оно было получено президентом Уайтчеплского комитета бдительности (местной службы по надзору за временем) Джорджем Ласком 16 октября 1888 года. Сходство с "письмом дорогому Боссу" и "открыткой Дерзкого Джека" исчерпывается красными чернилами — почерк определенно принадлежит другому человеку. Вместо имени адресата вверху письма написаны слова "Из ада". Вместо подписи внизу стоит фраза: "Поймай меня, когда сможешь". Это письмо было послано в коробке вместе с половиной человеческой почки, которая, по всей видимости, принадлежала одной из жертв — Кэтрин Эддоус. Кто был автором этого письма и почему адресатом стал Джордж Ласк — человек, не имевшего прямого отношения ни к следствию, ни к журналистике, — так и осталось тайной. Многие исследователи склонны считать, что это и было единственное письмо, действительно написанное и посланное уайтчеплским убийцей.


Интересные факты

Ранее режиссер Дэвид Уикс поставил два из шести эпизодов британского мини-сериала "Джек-потрошитель" (1977) с Гордоном Кристи в роли инспектора Фредерика Эбберлайна.

Первоначально Дэвид Уикс на британской студии "Темза" начал снимать новую телеверсию истории Джека-потрошителя в октябре 1987 года с Барри Фостером в роли инспектора Фредерика Эбберлайна. Однако съемки были остановлены, так как продюсеры решили, что для того чтобы удачнее продать будущий фильм в США, требуется более знаменитый актер в главной роли. В феврале 1988 года Дэвид Уикс начал съемки заново с Майклом Кэйном в роли Эбберлайна.

Забавно, что ранее Барри Фостер заменил Майкла Кэйна в триллере Альфреда Хичкока "Исступление" (1972).

Кен Боунс (Роберт Джеймс Лис), Эдвард Джадд (Арнольд) и Джордж Суини (Джон Нетли) в первоначальном назавершенном варианте играли те же самые роли.

Когда было объявлено об утверждении на главную роль Майкла Кэйна, цена на акции компании "Темза" впервые превысила £5.

На момент приглашения на роль Фредерика Эбберлайна Майкл Кэйн не снимался на ТВ почти 20 лет.

Принять приглашение и вернуться на ТВ Майкла Кэйна заставил написанный Дэвидом Уиксом синопсис будущего фильма, который произвел на актера очень сильное впечатление. Впоследствии Майкл Кэйн так отозвался о Дэвиде Уиксе: "самый приятный и самый уверенный режиссер из всех, с которыми я работал, и мастер создания на экране викторианского Лондона".

Через два года Майкл Кэйн еще раз снялся у Дэвида Уикса — в двойной роли доктора Джекилла / мистера Хайда в телефильме "Джекилл и Хайд" (1990).

Всего Дэвид Уикс поставил 3 телефильма, в которых представлены оригинальные версии классических хоррор-сюжетов: "Джек-потрошитель" (1988), "Джекилл и Хайд" (1990) и "Франкенштейн" (1992).

Хью Фрейзер (сэр Чарльз Уоррен) снимался в подлинных одеждах начальника лондонской криминальной полиции сэра Чарльза Уоррена.

В фильме фигурирует известная фотография трупа последней жертвы Джека-потрошителя Мэри Джейн Келли, сделанная полицией на месте преступления и включаемая практически во все подборки материалов о деле уайтчеплского убийцы.

Чтобы избежать утечки информации о финале фильма до его премьеры, было снято 4 различных варианта концовки.

Незадолго до премьеры телефильма Дэвид Уикс рассказал в интервью, что ему был предоставлен беспрецедентный доступ к архивам Скотленд-Ярда, где хранятся документы, касающиеся уайтчеплских убийств, и заявил, что его проект впервые откроет истинную личность Джека-потрошителя. Разумеется, это был чистой воды пиар, который вызвал возмущение в среде всех интересующихся делом. Под давлением видного рипперолога Мелвина Харриса и других специалистов режиссер был вынужден дать официальное опровержение.

Премьера телефильма "Джек-потрошитель" на американском телевидении состоялась 21 октября 1988 года. Интересно, что в этот же день на киноэкраны страны вышла детективная комедия Тома Эберхардта "Без улик" (1988, в советском прокате "Без единой улики"), в котором также снимались Майкл Кэйн и Лизетт Энтони и действие которого также происходит в викторианском Лондоне.


Интересные ошибки и неточности

Принца Альберта Виктора в фильме величают герцогом Кларенсом и Эвондейлом. Однако подлинный принц Альберт Виктор Кристиан Эдуард получил этот титул лишь 24 мая 1890 года — то есть через два года после описываемых событий.

Сержант Годли в фильме носит мягкую фетровую шляпу. В действительности фетровые шляпы такого стиля появились лишь около 1910 года, то есть через 20 лет после событий фильма.

В отличие от того, как это показано в фильме, первая жертва Джека-потрошителя, Мэри Энн Николс, не была выпотрошена. На самом деле, помимо перерезанного горла, ей были нанесены различные колото-рваные раны в нижнюю часть живота, но извлечения внутренних органов, как в случаях с большинством остальных жертв, совершено не было.

В отличие от того, как это показано в фильме, труп Энни Чепман, второй жертвы, не был сфотографирован на месте убийства. Существует только фотография ее головы и плеч, сделанная уже после вскрытия.

В фильме подразумевается, что Элизабет Страйд, третья жертва, была так же изуродована, как и остальные жертвы. В действительности у нее было только перерезано горло: считается, что убийцу кто-то спугнул, и он не успел выпотрошить труп.

Кэтрин Эддоус и Мэри Джейн Келли носят гламурные одежды и выглядят представительницами среднего класса. На самом деле они были проститутками самого низшего звена и, несмотря требования профессии, одевались бедно и неряшливо.

Известно, что Мэри Келли в ночь своего убийства напевала песенку "Фиалка с могилы матери" (A Violet From Mother's Grave), — это слышали соседи, о чем есть запись в полицейском протоколе. В фильме Мэри поет другую песню.

Положение кровати, на которой лежит труп Мэри Келли, когда мы видим ее глазами Томаса Боуера, заглядывающего в окно, не соответствует ее реальному расположению в комнате.

Когда сборщик ренты обнаруживает труп Мэри Келли, можно видеть, что ее ноги не повреждены и что тело одето в разорванную серую юбку и белую блузку. Однако когда позже инспектор Эбберлайн показывает доктору Гуллу фотографию трупа Мэри Келли, ясно видно, что тело одето только в легкую сорочку и с правого бедра срезан кусок мяса, так, что обнажена кость.

На самом деле фрагмент человеческой почки, который был послан Джорджу Ласку вместе со знаменитым "письмом из ада", исследовал не сэр Уильям Гулл, как это показано в фильме, а доктор Томас Хоррокс Опеншоу.

Джордж Ласк изображен в фильме отчаянным спорщиком и нарушителем спокойствия. В этом художественном образе нет ничего общего с реальным президентом Уайтчеплского комитета бдительности Джорджем Ласком, респектабельным лондоноским джентльменом.

После спора с Джорджем Ласком в полицейском участке инспектор Эбберлайн врывается в свой офис, хватает бутылку виски и откупоривает ее. Затем он поворачивается к сержанту Годли, говорит с ним, а потом поворачивается обратно — и повторно откупоривает ту же бутылку.

Играя на театральной сцене Джекилла/Хайда, актер Ричард Мэнсфилд прямо на глазах у изумленных зрителей превращается из благообразного доктора Джекилла в зловещего мистера Хайда. Реальный Ричард Мэнсфилд действительно играл Джекилла/Хайда в таком спектакле и на самом деле исполнял трюк с превращением. Вот только превращался он наоборот — из мистера Хайда в доктора Джекилла. Это и естественно: непосредственно на зрителе несравнимо проще постепенно снимать пластический грим страшного Хайда, нежели накладывать его, а кроме того, это больше соответствует тексту оригинальной повести Роберта Льюиса Стивенсона. В течение этой знаменитой сцены Ричард Мэнсфилд в гриме мистера Хайда становился под специально наведенные осветительные приборы, что вызывало повышенное потоотделение, в том числе на лице, что помогало легко удалить грим. Этот несложный эффект, согласно всем отзывам и рецензиям на спектакль, производил на поздневикторианскую публику просто потрясающее впечатление. Однако же в фильме для усиления драматического эффекта превращение актера было решено "перевернуть".

Все полицейские в фильме служат в подразделении J — это видно по их значкам, маркированным буквой J. Но на самом деле подразделение J обслуживало район Бетнал-Грин, а Уайтчепл был вотчиной полицейского подразделения H.

Отредактировано Эрик : 11-04-2012 at 03:07.
Эрик оффлайн   Ответить с цитированием