Обсуждение: Кинопремьеры
Просмотреть только это сообщение
Старые 05-05-2012, 18:36   #220
Эрик
Loathsome gargoyle!
 
Аватар пользователя Эрик
 
На форуме с: Aug 2003
Место жительства: питерский трюм
Сообщений: 7,692
"МАТЧ"

ЛЕГЕНДА О "МАТЧЕ СМЕРТИ"

В 1962 году на экраны Советского Союза вышел фильм "Третий тайм", созданный к 20-летию футбольного матча, сыгранного 9 августа 1942 года в оккупированном Киеве между советской и немецкой командами. И вот теперь к 70-летию этого события вышла новая картина — военно-спортивная драма Андрея Малюкова "Матч".

Дыши носом...

Не верьте названию: собственно матча-то в фильме и нет — ибо нельзя же назвать таковым банально смонтированную нарезку влетающих в сетку мячей. Вместо этого на экране разворачивается мелодраматизированный, полный невероятных глупостей сюжет, в центре которого — несчастная любовь вратаря киевского "Динамо" Николая Раневича (Сергей Безруков) и отбитой им жены футболиста-соперника Анны Шевцовой (Елизавета Боярская). Безруков с, честно говоря, поднадоевшей "фирменной улыбой" дает всё тех же "братушек-ребятушек" — только с "одесским прононсом" и присказкой: "Дыши носом, думай о хорошем!" И в третий раз милуется на экране с Боярской, которая — без базара! — танцует ему стриптиз. Еще глупее линия соседа, антисемита-полицая, который не доносит на укрывающего еврея Раневича, потому что тот страшно потыкал в него бритвой! Суини Тодд, понимаешь...

Чудовищным диссонансом выглядит и образ медсестры (Екатерина Климова), которая чуть ли не на автоматы кидается за своих пациентов, а после их расстрела в Бабьем Яру преспокойно умывает руки — буквально! — и связывается с одним из главных оккупантов. Причем живут они открыто — и это при том, что за подобную связь любого "истинного арийца" ждала в лучшем случае передовая... Совершенно неясно, зачем понадобилось вводить в картину ужас Бабьего Яра, на фоне которого пресловутый "матч смерти" смотрится как-то блекло. Точнее — смотрелся бы, если бы линия Бабьего Яра не заканчивалась фарсом, когда на экране "в ролях" гор трупов появляются чистенькие обнаженные статисты, аккуратненько уложенные так, чтобы, не дай бог, чего видно не было...

...думай о хорошем?

Честно говоря, не укладывается в голове, что создатель легендарного советского боевика "В зоне особого внимания" и довольно сильного фильма о Брестской крепости "Я — русский солдат" ныне ваяет кондовые и пафосные агитки. Но одно дело, когда для урока ура-патриотизма берется фантастический сюжет, как в "Мы из будущего". И совсем другое — когда авторы фильма художественно интерпретируют трагическую легенду, возникшую через полтора десятка лет после реальных событий и ничем не подтвержденную, а в финале ничтоже сумняшеся ссылаются на подлинный вердикт Гамбургской прокуратуры. Не за подобное ли мифотворчество многие так кроют как советские, так и американские исторические фильмы?

Так что не получается "думать о хорошем". Потому что думается-то весь фильм о том, что на самом деле трагические перемены в судьбе футболистов, по всей видимости, произошли от того, что украинские "коллеги" донесли гестапо, что все динамовцы (а тогда по-другому быть и не могло) являлись офицерами НКВД. Не поймите меня неправильно: тот факт, что победа в матче и последующая гибель игроков в концлагере никак не связаны, нисколько не умаляет героизма советских спортсменов, не павших духом в тяжелых условиях плена и громивших врага там, где им это было доступно, — на футбольном поле. Но на мой взгляд, павшие герои достойны вечной памяти, не обремененной ни нездоровым пафосом, ни мелодраматическими надумками, ни претенциозными натяжками.

Кстати, если досидите до финальных титров — приколитесь: на них Гарик Сукачев поет песню, написанную — без базара! — Аркадием Укупником. Ну, братцы рокеры, дожили...
Эрик оффлайн   Ответить с цитированием