"БЕЛЫЙ ТИГР"
ОН ВЫПОЛЗЕТ...
И все-таки нельзя не радоваться возвращению традиции отмечать День Победы выходом новых фильмов о войне. Потому что среди кондовых уроков ура-патриотизма и претенциозно-пафосных проектов попадаются действительно сильные работы. В этом году таковой стала военная притча Карена Шахназарова "Белый Тигр", снятая по мотивам романа Ильи Бояшева "Танкист".
Танк-призрак
Итак, по полям Великой Отечественной войны ведет свой танк Иван Найденов (Алексей Вертков). Заглянув в глаза огненной смерти, он начал жизнь сначала, получив взамен отнятой памяти мистический дар. Казалось бы, бойцу, разговаривающему с танками и молящемуся танковому богу, место в "дурке". Однако в окопах не бывает атеистов: начальник Ивана майор Федотов (Виталий Кищенко) находит в себе силы засунуть подальше положенный по уставу материализм и поручает Ивану и его экипажу особую миссию — найти и уничтожить немецкий танк "Белый Тигр".
Этот огромный и неуязвимый танк-призрак, наводящий ужас по обе стороны линии фронта, внезапно возникает в дыму сражений, методично и безжалостно расстреливает советские "тридцатьчетверки" и бесследно исчезает в непроходимых топях болот. Именно он когда-то заживо сжег Ивана, так что Найденов уверен: этот враг не струсит, не промажет и на рожон не попрет. Потому что в этом танке нет экипажа. "Белый Тигр" — такое же ломающее все законы естества порождение войны, как и сам Иван...
Убить тигра
Вы, конечно, ждете противостояния двух асов а-ля советский фильм "Экипаж машины боевой", пока наш с немцем не сойдутся в мистическом поединке на Калиновом мосту и Ваня наконец не обезглавит нечисть поганую волшебным снарядом, вымоленным у танкового бога или окропленным святой водой? И напрасно — ох как напрасно! Потому что Карен Шахназаров — это вам не Андрей Малюков и не Никита Михалков. Так что после всего двух схваток с "Белым Тигром" фильм вдруг делает разворот, не предусмотренный танковым уставом, и выруливает в совершенно иную плоскость.
Не будет никакой последней схватки — будут простые, и в то же время потрясающие слова Ивана Найденова: "Война не кончится, пока я его не сожгу. Потому что он не исчез — он затаился. И будет ждать — десять лет, пятьдесят, сто... А потом он выползет. Его обязательно надо сжечь". Так боевик с вкраплениями мистики под вгоняющую в трепет музыку Вагнера на глазах превращается в мощную притчу о том, что фашисткого дракона не убьешь никаким, даже самым намоленным снарядом — дело каждого из нас убить его в себе.
Фильм заканчивается парадоксально и неожиданно — монологом Адольфа Гитлера, скомпилированным из подлинных высказываний фюрера и обращенным к кому-то, скрывающемуся в тени у пылающего камина (режиссер принципиально не раскрывает, кто этот таинственный собеседник, но на мой взгляд, образ темной фигуры в отблесках пламени довольно узнаваем). Суть монолога в том, что "война — это отправная точка" и что "мы всего лишь осмелились сказать вслух то, о чем все думали". Бесславный конец Третьего Рейха ясно показал, к чему приводят подобные идеи. Прошло без малого 70 лет — и вот людей вновь призывают видеть врагов в тех, кто отличается от большинства. Так начинается фашизм. Один раз наши деды уже справились с этим зверем. И вот он снова ползет из всех щелей. Так сможем ли мы сжечь этого "Белого Тигра" — или он сожжет нас?
|