"ПРОМЕТЕЙ"
ЗАВЫШЕННЫЕ ОЖИДАНИЯ
Да, "Прометея" Ридли Скотта ждали истово. Шутка ли, спустя уйму лет мэтр решил вернуться во вселенную своего "Чужака" (1979) — с приквелом, изящно увязывающим известный миф с загадкой появления жизни на Земле! Хотя и ощущались смутные сомнения: не окажутся ли зрительские ожидания сильно завышенными?
На пажитях небес
Предчувствия, увы, не обманули. Как Ридли ни интриговал, обещая нечто феерическое, "Прометей" вышел пускай качественным, но всего лишь сборником аллюзий и отсылок к "Чужаку", снабженным невнятным сюжетом о полете на некую далекую планету, где вроде как засели создавшие людей космические боги. И если начало фильма еще содержит ряд впечатляющих эпизодов, ближе к финалу идет банальный спейс-хоррор. С жуткими мутациями человеческого тела, плотоядными инопланетными зябами — и дурацкими смертями героев второго плана, ведущих себя как конченые дебилы.
Визуально, впрочем, кино роскошное: оператор Дариуш Вольский сделал свою работу на все сто. Причем все кадры четко заточены под 3D — глубоко эшелонированные, с продуманной перспективой. Веющий межзвездным холодом саундтрек Марка Страйтенфельда тоже не вызывает нареканий. Как и блестящая игра Майкла Фассбендера в роли андроида Дэвида — единственного по-настоящему яркого персонажа, чья судьба имеет параллели с судьбой того самого Прометея из греческих мифов.
Отточенная техника
С обещанными сюжетными сюрпризами, каковые авторы картины хранили в тайне до премьеры, всё гораздо хуже. Любой поклонник научной фантастики просчитает их на раз, причем без каких-либо усилий. Назначенная главной героиней шведка Нуми Рапас (та самая "тетенька с татуировкой дракона") по всем статьям — и прежде всего по харизме — проигрывает и Сигурни Уивер из "Чужака", и делящей с ней экран Шарлиз Терон, которая со смаком дает холодную стерву-"бабаробота", командующую экспедицией.
В отличие от классического "Чужака", выйти за пределы развлекательного кино не удалось: Скотт тщетно пытается придать своему детищу глубину богоискательской драмы, но из него упорно лезет высокотехнологичная, но плоская страшилка с инопланетными чудищами. Закрадывается подозрение, что в свои почти 75 режиссер уже, кажется, не может фокусировать внимание и не способен сбить череду шикарно снятых сцен в одно непротиворечивое целое. Увы, амбиции большого режиссера упираются в реализацию на уровне толкового ремесленника — а никак не титана духа.
Поэтому зритель в финале начинает смекать, что печень клевали не Прометею, а ему. Но очень эффектно и технично — этого не отнять.
|