В общем украду чужой новостной заголовок, потому что, боюсь, свет он может не увидеть, а в анналах истории он остаться должен. Итак,
В Москве отпели "Звуки музыки"
Я удручен. Впервые за мою практику многоразовых хождений на мюзиклы финальный спектакль по качеству оказался хуже предпремьерных показов. Я вообще всегда очень осторожно отношусь к предпремьерам (в частности, постановкам Стейджа) и стараюсь отодвинуть свой первый визит на месяц-два от премьеры. Но так получилось, что на ЗМ я посмотрел первый и последний спектакли. В моей голове пока не укладывается, как оркестр, сезон игравший одно и то же, на последнем спектакле играет так, будто делает это первый раз в жизни? Я не знаю, куда так несло Мариам Барскую (на фуршет?), что догнать предложенный ей темп в NO WAY TO STOP IT никому из актеров не удалось. В результате начало моей любимой песни просто завалено. Ребята, в профессиональном музыкальном театре такие вещи являются провалом и освистываются! Я не понимаю, почему на протяжении всего мюзикла при переходе от диалога к песне, первые ноты оркестр жахает так, будто на сцене взрывается бомба, а не начинается лирические дуэт или колыбельная песня?! В общем, так музыкой по моим ушам еще, кажется, никто не "ходил"! Вдвойне обидно, что прошлись по ушам любимой музыкой, от которой я раньше всегда только кайфовал.
Не меньший завал - сценка "козопас", из всей суматохи которой я расслышал только финальную фразу про то, что дуэт превратился в трио.
Когда по завершению на сцену вышли педагоги по вокалу, сцен речи, выпускающий режиссер, хореограф, я задался вопросом: "Где эти люди были раньше, до поклонов???" Я впервые столкнулся со столь сильной потерей качества во времени. До этого Стейдж был единственным поставщиком качественных продуктов на наш рынок. Идя на их постановки я знал, что плачу деньги за хороший звук, свет и тд. Теперь же я нахожусь в растерянности. Неужели за качественным звуком теперь придется ездить за границу? Я пока еще зажимаю тут отзывы о постановках немецкого Стейджа, но тамошний звук меня впечатляет до оргазма. Представьте себе - музыка абсолютно четко сбалансирована с голосами, все голоса сбалансированы между собой, солисты сбалансированы с хорами. Идеально слышно каждый слог и каждую ноту. При этом звук объемный, как в кинотеатре, и голос человека ты слышишь ровно из того места, где он стоит. А не из боковых колонок. Ты чувствуешь перемещение голоса вслед за человеком. И это только технические моменты. А ведь там еще залогом успеха является высочайший исполнительский уровень. Актеры поют прекрасно, хорошо спеты между собой. От дуэтов кайфуешь, хоры погружают с экстаз, а многоголосья вообще до оргазма доводят.

А что было вчера на ЗМ? Я конечно понимаю, что Катя Гусева наверно играет раз в месяц, и поэтому она абсолютно не спета с остальными. Но в постоянной труппе-то почему каждый поет сам по себе?
Я вчера пришел к пугающей мысли... При всей известной нам хреновости репертуарных мюзиклов ТО, я вдруг осознал, что тамошние "Моя прекрасная леди" и "Хелло, Долли" доставляют мне куда большее удовольствие, чем Стейджевские "Звуки Музыки".
Да, вчера конечно было много и приятных моментов, были актеры, которые очень порадовали, но все эти радости так сильно смазаны отдельными моментами... ощущения в целом... пичалька. =(
И самое забавное, как ЗМ отыграли, так с ними и попрощались. Я с самыми светлыми чувствами вспоминаю последний спектакль Маммы Мии. Какая это была энергетика, самоотдача, мастерство! Как ревел овациами зал после каждой песни, как ревел слезами зал в конце финальной I Have a Dream! Какой это был праздник, хоть и с печальным налетом расставания. Как красиво аристы и создатели поставили точку на проекте в финальных речах на поклоне. А Финалка ЗМ? Сухо, холодно, жиденькие апплодисменты, хотя и ползала было своих людей... И абсолютно так же скомкано попрощались и задвинули кулису.

Не то отпевание, не то похороны, не то счастливое избавление и желание поскорее стереть из памяти ночной кошмар.
И знаете, сейчас я очень боюсь, и в этом страхе буду жить три месяца. Теперь я очень боюсь Русалочки. Боюсь, что получится что-то на уровне "Звуков музыки", боюсь что проект, который должен стать знаковым для новой площадки, который имеет хороший маркетинговый потенциал по всем четырем "Р", который мог бы существовать там 3-4 сезона, не оправдает надежд и ожиданий. Я, конечно, буду держать пальчики. Но пока эти надежды - это что-то из области энтузиазма. И все зависит от того, отпашет ли должным образом это лето "Стейдж", или спустит все на парах своей предыдущей славы. Мне кажется, "Стейдж Энтертейнмент" сейчас стоит на очень важном для себя рубеже - либо скатиться до среднемосковского уровня и абсолютно потеряться среди сотен московских театров, либо провести внутреннюю перезагрузку, подтянуться до европейского уровня качества и вернуть себе флагманскую позицию в области индустрии развлечений. Я очень-очень надеюсь на второй вариант, потому что только в том случае, если компания потрясет театральный рынок этой осенью настоящим высококачественным зрелищем, взбудоражит рекламный рынок новыми подходами к маркетинговым коммуникациям в театральной сфере, только тогда расширение присутствия на рынке и отвоевание столь смачной площадки будет не только оправданным, но и даст повод к дальнейшему расширению, которое должно пойти по гиперболе. Уже совсем не за горами десятилетие присутствия компании на нашем театральном рынке, и к этой дате подходить всего с двумя площадками в одном городе - довольно стыдно на фоне других европейских филиалов "Стейджа". Может быть я ошибаюсь, но наша страна при всей громадности потенциала рынка, кажется, единственная, в которой постановки Стейджа сосредоточены только в одном городе и отсутствуют туринговые версии. Для сравнения - в той же Германии сейчас одновременно существует 9 постановок, это за вычетом ледовых шоу. В странах типа Италии и Испании, где идут только две-три постановки, эти постановки идут в РАЗНЫХ городах, меняясь друг с другом местами, + туринговая постановка, отыгравшаяся в двух этих городах и отправившаяся в гастроли по стране. Да. Есть проблемы с залами в Москве. Но есть и другие города-миллионники. Безумный ажиотаж на "Бала вампиров" при небывало высоком для нашей страны среднем уровне стоимости билетов на театральный спектакль говорит о жажде на рынке Питера. В образец замшелой Москве есть динамично развивающиеся Екатеринбург и Казань. Последняя вообще впечатляет своим желанием стать культурным и событийным центром нашей страны. Да, есть ооочень большие проблемы с организацией гастролей, низкое качество залов в регионах, отвратительный организаторский уровень и высокая коррупционная составляющая. Страна такая. Но есть, в конце-концов варианты надувных шатров и других быстро и дешево-возводимых конструкций. Я напоминаю, что дом Короля-льва в Гамбурге, где мюзикл живет уже больше 10 лет, относительно простотой в техническом плане по конструкции, которая стоила в 5 раз дешевле недавно возведенного малюсенького театра П. Фоменко и в 23 раза дешевле Московского Дома музыки, стал неотъемлемой частью панорамы города и его достопримечательностью.
"Звуки музыки", а так же сложности с набором труппы на "Русалку", все эти продления кастингов в очередной раз ткнули нас носом в проблему кризиса исполнителей, отсутствия необходимой базы синтетических актеров. Мы конечно еще раз посмотрим, как Наташа Быстрова снова будет играть главные роли, на этот раз одной ногой тут, другой ластой там. Мы будем пытаться уловить в касте Руллу в роли Урсулы, потому что Лика будет разрываться между тремя(?) театрами. Еще раз посмотрим, как в не самой подходящей для нее роли проект будет спасать Катя Гусева. Но не пора ли задуматься о необходимости собственной школы? О московском филиале академии Йоп ван ден Энде?
В общем, уважаемый и горячо любимый "Стейдж Энтертейнмент", сейчас все в твоих руках! От тебя зависит, разочаруемся ли мы окончательно и массово начнем выезжать за хлебом и зрелищами зарубеж, или, наоборот, любители мюзиклов в своих фанских турах по разноязычным постановкам начнут заезжать и в москву. Удачи и плодотворной работы! Пусть она оправдает наши ожидания и доставит нам только положительные, приятные удовольствия. .
