ПРЕМЬЕРА НА ТВ!!!
Суббота, 30 июня
23.50 — 1 канал
МЕЛАНХОЛИЯ (Melancholia)
Дания — Швеция — Франция — ФРГ. 2011. 136 минут. Цветной.
Язык оригинала: Английский.
Апокалиптическая фантазия по мотивам пьесы
Джин Дженет "Девицы" и слухов о планете Нибиру.
МОЯ ОЦЕНКА ФИЛЬМА: Потрясающе (7 из 7)
Это изменит всё.
Мелонхолия наступает.
Меланхолия Ларса фон Триера.
Наслаждайтесь, пока есть чем.
Не знаю, как вам, но лично мне последние работы Ларса фон Триера, окончательно порвавшего с глупостями "Догмы", нравятся куда больше, чем старенькие "Идиоты" (1998). Правда, чем интереснее мэтр снимает, тем более эгоцентричными становятся его отлитые в пленке приступы мизантропии. Сконцентрированность на собственных внутренних проблемах отчетливо сквозила у него еще в "Антихристе" (2009). А свежая "Меланхолия" — вообще чистейший образец переплавки последствий тяжелого невроза в произведение искусства.
Продолжая идти стезей мрачной притчевой поэтики, фон Триер рисует в новой картине историю Жюстины, которая выходит замуж — и у которой явно не всё в порядке с психикой. Чем радостнее, по идее, должна чувствовать себя героиня в подвенечном платье, тем в реальности ей хуже и хуже... Такая вот интересная барышня — очевидное альтер-эго постановщика.
Но вот приходит известие, что вскоре Земля столкнется с блуждающей планетой под названием Меланхолия и все погибнут, — и настроение дамочки волшебным образом меняется. Нормальные люди, включая сестричку Жюстины Клэр, съезжают с катушек от ужаса неизбежного финала, а зачарованной предвкушением конца света героине прямо на глазах хорошеет. Надо ли говорить, что хэппи-энд в системе координат, заданной режиссером, будет несколько отличаться от того, что подразумевают под счастливым концом в Голливуде?
Складывается впечатление, что полежав в психушке и отрефлексировав личные заморочки, фон Триер выстроил некую гармонию если не в общении с окружающими его людьми (каннская шутка про Гитлера и нацизм напоминает — тут мастеру еще нужно работать над собой), так хотя бы внутри своей головы. Признав, что депрессия, сплин и мизантропия — важные детали двигателя его творчества, художник за более чем скромную по нынешним временам сумму создал на диво ясное, красивое и, несмотря на тему, поразительно жизнерадостное кино, отражающее причудливые процессы, протекающие в его мозгу.
Вдохновленный пышной музыкой Вагнера и одержимый картинами эпической гибели Земли, постановщик, подобно своей Жюстине, черпает силы в самой черной меланхолии. Порой это выглядит чересчур картинно, но фон Триер все-таки гораздо умней простодушных классиков-романтиков и легко избегает мелодраматических излишеств в духе "приди, приди, о сладкая погибель!" Он просто, внятно, без ненужных самолюбования, кокетства и даже без подходящего казалось бы случаю цинизма напоминает зрителю, что боль и страдания одного конкретного человека — горе по определению, а смерть миллионов — всего лишь статистика. И всё когда-нибудь действительно закончится — но это отнюдь не повод терять оптимизма. Особенно, если ты законченный пессимист!
Заявленный бюджет фильма —
$7,400,000.
Кассовые сборы в мировом кинопрокате —
$15,946,321.
Кассовые сборы в кинопрокате США —
$3,030,848 (ограниченный прокат).
Кассовые сборы в кинопрокате России —
$1,273,291.
Производство —
"Мемфис Филм Интернэшнл",
"Зентропа Энтертэйнментс",
"Слот Мэшин Сарл",
"Либерейтор Продакшнс Сарл" и
"Зентропа Интернацьональ Кёльн", а также
"Филм и Васт" и
"Арт Франс Синема", при участии
"СВТ",
"Каналь Плю",
Национальный Центр кино и мультипликации,
"Синесинема",
"Эдишн Видео" и
"Нордиск Филм Синема Дистрибьюшн".
Заказчик —
"Зентропа Энтертэйнментс".
Права —
"Зентропа Энтертэйнментс",
"Мемфис Филм Интернэшнл",
"Зентропа Интернэшнл Свиден",
"Слот Мэшин Сарл",
"Либерейтор Продакшнс Сарл",
"Арт Франс Синема" и
"Зентропа Интернацьональ Кёльн".
Съемочный период:
22 июля 2010 — 6 сентября 2010.
Натурные съемки —
замок Тьюлеом (Швеция) и
Трольхеттан (лен Вестра-Гёталанд, Швеция).
Павильонные съемки — студия
"Филм и Васт".
Постановщик трюков —
Дени Джордан.
Супервайзер визуальных эффектов —
Петер Хьорт.
Координатор специальных эффектов —
Гуммер Хоймарк.
Макетные эффекты —
Йоаким Цахо Вейландт.
Прически и грим —
Деннис Кнудсен и
Линда Бойе оф Геннас.
Костюмы —
Манон Расмуссен.
Художник —
Йетта Леманн.
Декоратор —
Луиза Дрейк.
Оператор —
Мануэль Альберто Кларо.
Монтаж —
Молли Малена Стенсгорд.
Музыка —
Рихард Вагнер (фрагменты из оперы
"Тристан и Изольда").
Соло на виолончели —
Генрик Дам Томсен.
Музыкальный супервайзер —
Миккель Мальта.
Исполнительные продюсеры —
Петер Ольбек Йенсен и
Петер Гарде.
Продюсеры —
Мета Луиза Фольдагер и
Луиза Вест.
Сценарист и режиссер —
Ларс фон Триер.
В главных ролях:
Кирстен Данст (Жюстина),
Шарлотта Генсбур (Клэр),
Александp Скаpсгоpд (Майкл),
Брейди Корбет (Тим),
Кэмерон Спэрр (Лео),
Шаpлотта Рэмплинг (Габи),
Йеспер Кристенсен (отец Литтл),
Джон Хёpт (Декстер),
Стеллан Скаpсгоpд (Джек),
Удо Киеp (свадебный распорядитель) и
Кифер Сазерленд (Джон).
В фильме также снимались:
Джеймс Канар (отец Майкла),
Дебора Фронко (мать Майкла),
Шарлотта Миллер (Бетти 1),
Клэр Миллер (Бетти 2),
Гэри Уитакер (водитель лимузина).
Камео
Ассистент продюсера
Катрине Акеке Сальстрём — в роли девушки с гитарой.
Фотограф съемочной площадки
Кристиан Жене — в роли свадебного фотографа.
Награды
Пpемия за женскую pоль (
Кирстен Данст) на МКФ в Каннах (Фpанция).
3 пpемии
"Евpопа" (междунаpодная): фильм, опеpатоp и художник.
2 пpемии
"Бодил" (Дания): фильм и опеpатоp.
10 пpемий
"Робеpт" (Дания): фильм, pежиссеp, сценаpий, актpиса (
Киpстен Данст), актpиса втоpого плана (
Шаpлотта Генсбуp), опеpатоp, художник, монтаж, спецэффекты и звук.
Премия
"Сан-Хорди" (Испания) за игру иностранной актрисы (
Киpстен Данст).
Специальное признание за роль-прорыв (
Александр Скарсгорд) на МКФ в Восточном Хэмптоне (США).
2 премии Национального Общества кинокритиков (США): фильм и актриса (
Киpстен Данст).
Премия Круга кинокритиков Канзас-Сити (США) за женскую роль (
Киpстен Данст).
Избранные номинации
3 номинации на премию
"Сатурн" (США): иностранный фильм, актpиса (
Киpстен Данст) и актpиса втоpого плана (
Шаpлотта Генсбуp) — церемония награждения состоится 26 июля 2012 года.
Номинация на премию
"Независимый дух" (США) за иностранный фильм (уступил фильму Асгара Фархади
"Развод Надера и Симин").
5 номинаций на премию
"Европа" (международная): режиссер (
Ларс фон Триер — уступил Сюзанне Бир за фильм
"Месть"), сценарий (
Ларс фон Триер — уступил Жан-Пьеру Дарденну и Люку Дарденну за фильм
"Мальчик с велосипедом"), актриса (2 номинации:
Кирстен Данст и
Шарлотта Генсбур — уступили Тильде Суинтон за фильм
"Что-то не так с Кевином") и монтаж (
Молли Малена Стенсгорд — уступила Тарику Анвару за фильм
"Речь короля" ("Король говорит!")).
Номинация на премию
"Сезар" (Франция) за иностранный фильм (уступил фильму Асгара Фархади
"Развод Надера и Симин").
Номинация на премию
"Давид Донателло" (Италия) за европейский фильм (уступил фильму Оливье Накаша и Эрика Толедано
"Неприкасаемые" ("1+1")).
Номинация на премию
"Гойя" (Испания) за европейский фильм (уступил фильму Мишеля Азанавичюса
"Артист").
Номинация на премию
"Гауди" (Испания) за европейский фильм (уступил фильму Тома Хупера
"Речь короля").
Номинация на премию
"Рембрандт" (Нидерланды) за игру иностранной актрисы (
Кирстен Данст — уступила Натали Портман за фильм
"Черный лебедь").