"КОСМОПОЛИС"
ДЕНЬГИ ДЕЛАЮТ ВРЕМЯ
Когда-то БГ пел об отпрысках советской элиты: "Их дети сходят с ума от того, что им нечего больше хотеть". Кто же тогда знал, что всесильные "мажоры" покажутся безобидными шалунами по сравнению с нынешними "детишками", теряющими всякое чувство реальности от собственной наглости и безнаказанности... Безжалостный диагноз совеременной "золотой молодежи" ставит новая артхаусная драма-притча Дэвида Кроненберга "Космополис" — экранизация одноименного романа Дона Делилло.
Дорога в ад
Итак, вроде как будущее — впрочем, совсем недалекое. Почти вся жизнь Эрика Пакера (Роберт Паттинсон) — 28-летнего миллиардера, главы финансового концерна — проходит в лимузине. Даже решив постричься, Эрик садится в свой "офис на колесах", чтобы пересечь Нью-Йорк до нужной парикмахерской. Но известие о допущенной им ошибке при игре на бирже начинает медленно, но верно разрушать привычный жизненный уклад героя. Его полная духовная пустота раскрывается в шизоидных диалогах с целой галереей смачных персонажей, отражающих убогий внутренний мир типичного представителя "золотой молодежи", — от молодой нелюбимой жены Элизы (Сара Гейдон) до элитной путаны Диди (Жюльетт Бинош) и от телохранителя Торваля (Кевин Дюран) до шофера Ибрагима (Абдул Айоола).
После нападения "идейного борца" Андре (Матье Амальрик) падшее воплощение американской мечты окончательно "съезжает с катушек" и встает на путь саморазрушения. Чтобы в конце концов предстать перед последним судьей, явившимся из мира "ужаса и отчаяния", — бомжом Бенно Левиным (Пол Джаматти). Путь к желанному парикмахерскому креслу становится для героя осознанием собственной духовной смерти, своеобразной дорогой в ад, на которой он сначала теряет свое состояние, потом рассудок и наконец самого себя...
Живой труп в гробу на колесиках
После анемичного и бесцветного "Опасного метода" новый фильм канадского маэстро ожидался с опаской. Однако на сей раз нас ждет настоящий Дэвид Кроненберг, каким мы его знаем и любим: одержимость лимузином заставляет вспомнить "Автокатастрофу", погружение во внутренний мир безумца — "Паука", а история саморазрушения — непревзойденных "Намертво связанных". Неудивительно, что зрители поднимают картину на смех и толпами покидают зал: вместо обещанного флаерами "триллера с элементами фантастики" на экране разворачивается горькая артхаусная притча о мире, где "деньги делают время", созданная в минималистичном ключе и неведомо каким чудом угодившая в широкий прокат. Добрая половина действия происходит в лимузине, где Эрик ведет дела, принимает посетителей и даже проходит ежедневные медосмотры (включая исследование простаты!), — и камера Питера Сушицкого виртуозно перемещается по замкнутому пространству, создавая впечатление просторного и навороченного гроба, в котором медленно разлагается мертвая душа героя.
Роберт Паттинсон, которого у нас любовно называют Патисоном, великолепен в роли "живого трупа" — и, надо заметить, гораздо больше похож на вампира, чем в несчастных "Сумерках". Вместо "юноши бледного со взором горящим" на экране возникает собирательный образ "успешного человека" с усталой пластикой и давно потухшими глазами, который не вызывает никакого сочувствия. Изумительны соло двух французских звезд — Жюльетт Бинош в роли элитной путаны и Матье Амальрика в роли "кремового террориста". А уж когда в конце вылезает гениальный Пол Джаматти и дает джазу в роли бомжа-немезиды с философией Герострата — от экрана и вовсе не оторваться! Нельзя не отметить и предельно минималистичное музыкальное оформление: хотя в титрах значится традиционное "музыка Говарда Шора", такое ощущение, что его вклад на сей раз ограничивается парой песен — одна в начале и одна в конце.
В своей узнаваемой манере режиссер препарирует труп "американской мечты" — и его безжалостный взгляд вполне предсказуемо претит большинству наших зрителей, всё еще верящих в импортированную из-за океана сказку о светлом капиталистическом будущем. Но Кроненберг, судя по всему, как и я, согласен с Михаилом Борзыкиным: "В конце любой сказки — обман!" Поэтому Дэвид и не снимает сказок.
|