Понедельник, 29 октября
1.45 — телеканал
ТВ3
ГОСПОДИН ОФОРМИТЕЛЬ
СССР. 1988. 109 минут. Цветной с черно-белыми эпизодами.
Язык оригинала: Русский.
Мистический триллер/притча по мотивам рассказа
А.С. Грина "Серый автомобиль".
МОЯ ОЦЕНКА ФИЛЬМА: Потрясающе (7 из 7)
Санкт-Петербург, 1908 год. Художнику Платону Андреевичу уже многие годы не дает покоя мысль о состязании со Всевышним. Преуспевающему оформителю магазинных витрин и театральных декораций хочется создать нечто совершенное и вечное, неподвластное течению времени — и таким образом встать рядом с самим Создателем. И вот Платон Андреевич получает заказ на женский манекен для оформления витрины ювелирного магазина. В качестве модели Платон находит совсем юную бедную девушку Анну Белецкую, умирающую от чахотки. И художнику удается запечатлеть ее предсмертную красоту в восковой кукле. Этот манекен становится вершиной его творчества и одновременно — его концом: создать что-либо более совершенное уже невозможно...
Санкт-Петербург, 1914 год — канун первой мировой войны. Жизнь России окрашена в роковые цвета увядания. Гибнет целая эпоха — но обреченность полна возвышенной символики и трагической красоты. Платон Андреевич вместе со страной переживает упадок жизненных и творческих сил. Совершенно опустившийся, находясь в крайней нужде, он принимает предложение богатого дельца Грильо оформить интерьер его дома. И вот в жене хозяина Марии Платон узнает ту самую девушку, Анну. Однако, несмотря на сохранившиеся в мастерской художника эскизы, нынешняя блистательная мадам Грильо категорически отказывается признавать свое нищее прошлое. Странность и многозначительность поведения женщины постепенно ввергают Платона Андреевича в омут безумия. Так кто же эта таинственная мадам Грильо — выжившая женщина или... ожившая кукла?!.
Потрясающее, визуально изысканное, философское и многоплановое кинополотно, вытащившее из технофобического рассказа Грина значительно более глобальную тему ответственности художника за свое творчество.
Производство —
"Ленфильм", Первое Творческое Объединение.
Права —
"Ленфильм".
Натурные съемки —
Санкт-Петербург (РСФСР, СССР).
Мастер света —
А. Калуга.
Комбинированные съемки: операторы —
Олег Плаксин и
Л. Краснова; художники —
О. Калягина и
И. Чиркунов.
Художник-фотограф —
А. Манукян.
Художники-скульпторы —
Валентина Малахиева и
О. Сикорский.
Живописные, графические и ювелирные работы —
А. Гордин,
В. Сконников,
А. Павлюченко,
Н. Варфаламеева,
Н. Хейккинен,
С. Еремина и
С. Кочаровский.
Грим —
Тамара Фрид и
Н. Петрушенко.
Костюмы —
Лариса Конникова.
Художник —
Наталья Васильева.
Декоратор —
Т. Ложкомоева.
Оператор —
Анатолий Лапшов.
Монтаж —
Ирина Гороховская.
Композитор —
Сергей Курёхин.
Исполнение музыки — ансамбль солистов оркестра
"Поп-механика" под управлением
Сергея Курёхина.
Партия сопрано —
Ольга Кондина.
Балетмейстер —
Олег Тимуршин.
Редактор —
М. Баскакова.
Директор картины —
Вениамин Кутиков.
Сценарист —
Юрий Арабов.
Режиссер —
Олег Тепцов.
В главных ролях:
Виктор Авилов (Платон Андреевич),
Анна Демьяненко (Анна Белецкая / Мария Грильо),
Михаил Козаков (Грильо).
В ролях:
Иван Краско (слуга),
Вадим Лобанов (ювелир),
Константин Лукашов (кладбищенский сторож).
Натурщица —
С. Терентьева.
Камео
Художник-скульптор фильма
Валентина Малахиева — в роли старухи.
Балетмейстер фильма
Олег Тимуршин — в эпизоде.
Режиссер фильма
Олег Тепцов — в роли Пьеро в прологе (без указания в титрах).
Актер и танцор
Константин Рацер (Комаров) — в роли Смерти в прологе (без указания в титрах).
Награды
Премия
"Ника" (Россия) за костюмы.
2 премии на смотре-конкурсе Союза кинематографистов Казахстана в Алма-Ате (КССР): режиссер и композитор.
Номинации
2 номинации на премию
"Ника" (Россия): художник (
Наталья Васильева — уступила Марксэну Гаухману-Свердлову за фильм
"АССА") и звук (
Александр Груздев — уступил Владимиру Персову за фильм
"Дни затмения").
Интересные факты
"Господин оформитель" — первый из двух художественных фильмов, поставленных неординарно мыслившим кинорежиссером
Олегом Тепцовым.
Первоначально
"Господин оформитель" был снят как среднеметражная дипломная работа. Первая версия картины была закончена и представлена худсовету Госкино летом 1986 года. Худсовету фильм так понравился, что режиссер получил государственный заказ и деньги, для того чтобы сделать полнометражный вариант фильма.
Впоследствии Олег Тепцов поставил игровой фильм
"Посвященный" (1989), а также документальные фильмы
"Красная армия" (1991) и
"Похороны Ленина" (1993), после чего перестал заниматься кинорежиссурой.
Музыку для фильма создал великий петербургский композитор-авангардист
Сергей Курёхин (1954 — 1996). Причем фактически музыка писалась два раза. Олег Тепцов рассказывал об этом так:
Лето 1986 года. За два дня до выпуска моего фильма композитор, с которым я работал (выяснить имя этого человека мне не удается —
Эрик)
, отказался от сотрудничества. И нас с Курёхиным заочно представили друг другу. Мне его имя ни о чем не говорило, ему — мое. В большом кино мы оба были новичками. Впервые встретились в кафе на площади Искусств и уже через пять минут решили, что будем работать. На следующий день он посмотрел отснятый материал "Господина оформителя-1", и мы обговорили план и характер музыки. Курехин привел в студию музыкантов из группы "Кино": Каспаряна, Тихомирова и Гурьянова. Пришел Африка и почти всю запись проспал в кресле в ожидании своей очереди дзинь-дзинькнуть на маленьких колокольчиках. За восемь часов получилось столько музыки, что ее вполне бы хватило на два фильма.
Через два дня я полностью смонтировал звук и представил картину худсовету в Госкино. Фильм приняли на удивление хорошо и сразу дали дополнительные деньги, чтобы сделать вариант для большого экрана — "Господин оформитель-2". Тогда Сергей сказал: "А давай-ка мы всю музыку перепишем!". Мы всё переписали, и опять получилось классно...
Почти все музыкальные композиции, звучащие в саундтреке фильма, впоследствии вошли в альбом Сергея Курёхина
"Опера богатых" (1991).
Платон Андреевич — первая роль в кино замечательного актера
Виктора Авилова (1953 — 2004).
В роли Анны-Марии снялась непрофессиональная актриса
Анна Демьяненко, которой на момент создания первой редакции фильма было всего 16 лет. Насколько мне известно, она не родственница, а просто однофамилица знаменитого актера
Александра Демьяненко — во всяком случае, она точно не является его дочерью (отчество Анны — Борисовна).
После блистательного кинодебюта в
"Господине оформителе" Анна пыталась поступить в театральный вуз на актерский факультет, однако пройти по конкурсу ей не удалось. Снявшись в небольших ролях еще в нескольких фильмах, Анна Демьяненко вышла замуж и в 1994 году уехала в США, где в настоящее время занимается финансами и управлением.
На различных сайтах часто можно видеть кадры из фильма
"Господин оформитель", в которых Анна Белецкая позирует в мастерской Платона Андреевича с обнаженной грудью, с подписью "Анна Демьяненко". Однако на самом деле в кадрах с "обнаженкой" несовершеннолетнюю Анну Демьяненко заменяла загримированная совершеннолетняя натурщица.
"В роли" двора, в котором жил Платон Андреевич, "выступил" последний
двор дома номер 55 по Галерной улице в Санкт-Петербурге — бывшего дворца Великого князя Михаила Александровича.
"В роли" особняка Грильо выступил
особняк Фолленвейдера, расположенный в Санкт-Петербурге на Каменном острове по адресу Большая аллея, 13. Девятью годами ранее этот же дом "исполнил роль" Клуба самоубийц в телефильме
Евгения Татарского "Клуб самоубийц, или Приключения титулованной особы" (1979).
Кладбищенские эпизоды были отсняты на Смоленском лютеранском кладбище, расположенном в Санкт-Петербурге в южной части острова Декабристов по адресу набережная реки Смоленки, 27. На этом же кладбище снимались кладбищенские эпизоды фильма
Алексея Балабанова "Брат" (1997).
В самом начале фильма мы видим музыкальную машину фирмы
"Фортуна".
Когда Платон Андреевич показывает Марии книгу о себе ("Этот художник — я"), на обложке можно разглядеть его фамилию — Гастманн.
В фильме есть всего два момента, точно воспроизводящие текст оригинального рассказа, — это вопрос и ответ про магазин и весь эпизод игры в покер. Только в рассказе герой выигрывает у мулата по фамилии Гриньо (в фильме фамилия героя
Михаила Казакова — Грильо).
Фильм вошел в число картин, получивших неофициальный титул "первого советского фильма ужасов".
Интересные цитаты и реминесценции
Образ умирающей Анны вдохновлен
картиной Вильгельма Котарбинского "Кончено".
Фильм содержит ряд отсылок к жизни и творчеству
Александра Блока.
Пролог фильма представляет собой музыкально-пластическую композицию по пьесе Блока
"Балаганчик". Загадка пролога разрешается просто: он символизирует тот самый спектакль с оформлением Платона Андреевича, премьера которого с триумфом проходит в начале фильма.
Когда Платон Андреевич выходит из театра, на двери видна афиша, на которой можно разглядеть слова
"Спектакли "Старинного театра".
"Старинный театр" — это историко-реконструктивное сценическое предприятие, ставившее своей целью возрождение старинных театральных форм, было создано в Санкт-Петербурге в 1907 году по инициативе
Николая Евреинова и барона
Николая Остен-Дризена и просуществовало всего два сезона. В 1908 году, когда начинается действие фильма, в "Старинном театре" действительно была осуществлена постановка по Блоку — только на самом деле это был не
"Балаганчик", а "миракль" французского автора XIII века
Рютбёфа "Действо о Теофиле" в переводе Блока.
Во дворе, где живет Платон Андреевич, опознается последний
двор дома номер 55 по Галерной улице в Санкт-Петербурге — неподалеку, в дворовом флигеле особняка
А.И. Томсен-Боннара по адресу Галерная, 41, с осени 1907 по 1910 гг. жил Александр Блок.
В квартире Платона Андреевича можно заметить фотографию, на которой герой снят вместе с Блоком — вставленная в деревянную рамку, она сначала стоит на столе, а потом висит на стене. В оригинале это известная
фотография Блока и молодого
Корнея Чуковского, сделанная
Моисеем Наппельбаумом на вечере в Большом драматическом театре 25 апреля 1921 года, на которой Чуковский заменен на
Виктора Авилова.
Платон Андреевич ходит по Смоленскому лютеранскому кладбищу — рядом, на Смоленском православном кладбище, находится
место первого захоронения Александра Блока (впоследствии прах Блока был перезахоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища).
Кроме того, есть и прямая цитата: в фильме звучит запись стихотворения Александра Блока
"Шаги Командора" ("Тяжкий, плотный занавес у входа...") в исполнении
Эдуарда Багрицкого.
Тема этого стихотворения тесно связана с тематикой
"Господина оформителя": как и героя фильма, героя стихотворения, также влюбленного в женщину по имени Анна, губит ожившее творение человеческих рук. Кроме того, фильм снят по мотивам рассказа
А.С. Грина "Серый автомобиль", и как символ угрозы автомобиль фигурирует в картине, — а по словам самого Блока, стихотворение было навеяно пролетевшим автомобилем. Вот как об этом пишет своих воспоминаниях поэт-символист
Вильгельм Зоргенфрей: "Запомнился мне теплый летний вечер, длинная аллея Петровского острова, бесшумно пронесшийся мотор. “Вот из такого, промелькнувшего когда-то мотора вышли «Шаги командора»”, – сказал А.А." Финал фильма перекликается со строчками из стихотворения: "Пролетает, брызнув в ночь огнями, / Черный, тихий, как сова, мотор".
Лазаревский мост
Знаменитый финальный эпизод фильма был отснят на
Лазаревском (бывшем Колтовском) мосту.
Это был деревянный мост через Малую Невку в Санкт-Петербурге (тогда Ленинграде) в створе Пионерской улицы, соединявший Крестовский остров и Петроградскую сторону.
Когда фильм вышел на экраны, Лазаревский мост был еще открыт для движения наземного транспорта. До 2002 года мостом пользовались пешеходы и трамваи, у которых в Приморском парке Победы было кольцо.
К 2007 году износ Лазаревского моста достиг 100%. Летом 2008 года началась его разборка.
23 мая 2009 года был торжественно открыт
новый Лазаревский мост — вантовый, 4-полосный, длиной 150 м.
Появление
Лазаревского (Колтовского) моста в фильме является анахронизмом, так как в 1914 году, когда происходит действие картины, этот мост еще не существовал: он был построен инженером
В.В. Блажевичем в 1947-49 годах.
Интересные ошибки и неточности
Когда в самом начале фильма во время титров мы видим руки Марии, которые заводят музыкальную машину, поначалу ногти на них обычной длины и ненакрашены. Но когда появляется крупный план, в котором Мария крутит заводную ручку машины, ногти уже длинные и красного цвета.
Эта же ошибка повторяется позже, в эпизоде первой встречи Платона Андреевича с Марией в доме Грильо, в котором Мария одета в то же платье и носит тот же перстень, что и в начале фильма.
На начальных титрах звучит стилизованная под "шарманочную" композиция
Сергея Курёхина. Однако на диске в музыкальной машине крупным планом видна надпись, согласно которой на нем записан популярный вальс французского композитора
Октава Кремьё (1872-1949)
"Умирающая любовь" (Quand l’amour meurt).
Во время разговора Платона Андреевича с Марией в стекле часов за его плечом можно заметить отражение чьей-то руки.
На могиле Анны надпись "мир праху твоему" сделана с орфографической ошибкой: согласно дореволюционной орфографии, слово "мир" в значении "покой" писалось с "и восьмеричным" — "миръ"; на табличке же в фильме написано "мiръ" (с "и десятичным"), а в таком написании это слово означало не "покой", а "вселенная".
Цитата
— Скажите мне, — начал я, — и это останется между нами: почему, с какой целью ушли вы из... магазина?
Сказав это, я чувствовал, что бледнею. Она могла догадаться. У вещей есть инстинкт, отлично помогающий им падать, например, так, что поднять их страшно мешает какой-нибудь посторонний предмет. Но я уже приготовился перевести свои слова в шутку — придать им рассеянный, любой смысл, если она будет притворно поражена. Я внимательно смотрел на нее.
— Из ма-га-зи-на?! — медленно сказала Коррида, отвечая мне таким пристальным, глубоким и хитрым взглядом, что я вздрогнул. Сомнений не могло быть. К тому же, цвет ее лица внезапно стал белым — не бледным, а того матового белого цвета, какой присущ восковым фигурам. Этого было довольно для меня...
А.С. Грин. "Серый автомобиль".