Наверное, в культурологии наверняка существует какой-нибудь термин для описания подобного явления
Когда-то у меня была книжка - справочное пособие по литературе, которое называлось "Литература учит".
Есть очень много людей, которые исповедуют этот подход в оценке художественного произведения. Им обязательно нужно вписать его в некую систему нравственных координат.
Разумеется, такие люди спрашивают себя: "А чему нас учит Чикаго? Какая в нем мораль? В чем, собственно, message?
А Чикаго в принципе аморально

Оно ничему не учит.
Более того, все герои - антигерои

(кроме Эймоса, пожалуй) И жизнь их никак не наказывает. И они не раскаиваются.
Ужас. И от всего несет этой гнильцой и деканансом.
Может быть, прелесть этих вещей в том, что ломают привычное разделение на хорошо и плохо, ничему не учат, дают полную свободу в трактовке...
В общем, вопрос хороший

надо еще подумать

))