Просмотреть только это сообщение
Старые 18-06-2003, 13:17   #17
 
Сообщений: n/a
Всем привет!
Ну я, чувствую, тут, как всегда, к шапочному разбору... Но тем не менее, мне все-таки хочется немножко высказаться. Не кидайте в меня помидорами, я, конечно, не профессиональный критик, но с другой стороны, на то он и форум, чтобы каждый мог высказать свое мнение .
Я думаю, что мне понравилось. Я не часто что-то пишу, и если пишу, значит, задело .
Во-первых, к вопросу о том, о чем эта опера. Тут постоянно звучали слова, что она - о свободе. Да, пожалуй, она о свободе. Только вот книга Дика Баха не о свободе, она о любви. Книжный Джонатан меняется, сначала он понимает, что полет - это лишь путь к свободе, а потом - что обретение свободы и помощь в ее обретении другими - это лишь путь к любви. Книжный Джонатан возвращается не ради Флетча, Флетч бы разобрался и сам, как и ученики Джонатана, они бы нашли свой путь в небесную стаю. Джонатан возвращается именно ради той оравы чаек, которые никогда не видели неба и не хотят его видеть. Вот это самый, по-моему, главный момент в книге - когда Джонатан говорит Флетчу: посмотри на них, не на тех, какие они есть, а на тех, которыми они могут и должны быть - их невозможно не любить.
А вот в опере, по-моему, как-то эти линии полет->свобода->любовь не перетекают друг в друга. То есть да, там все есть, но как-то паралелльно. Я извиняюсь за это выражение, но "Постарайся понять, что такое любовь", просто притянута за уши. У Баха это поворотный момент, а в опере как-то это не очень заметно - просто кроме идеи свободы появилась еще идея любви, вот и все. Ну и конца нету конечно (в плане, так как он еще не готов/не выложен/выложен, но не там), не понятно, чем это все кончится, можно только догадываться . По тексту так возникает полное ощущение, что будет гимн свободе. А по-моему, ключевая фраза в конце - это про то, что в Джонатане не больше божественного, чем в любой из чаек.
Ну и если по общим ощущениям, на меня бы произвело большее впечатление, если бы больший акцент был сделан на то, как воспринимает стая вернувшегося Джонатана. Он больше не изгнанник, он в их глазах - действительно, и бог и дьявол. Попытка его игнорировать - это не презрение, это отчаянный страх. Его боятся, его ненавидят, но кроме того - где-то там, глубоко внутри, ему отчаянно завидуют, а это еще хуже. Вернувшийся Джонатан не простая чайка ни для кого, кроме него самого, и для Флетча, и для других учеников, и для молодых чаек, и для стаи - он что-то совершенно исключительное, стоящее вне этого мира. По-моему, это необходимо подчеркнуть. Вот отсюда и появляется финал: на самом деле Джонатан не говорит "я такой же, как и вы", он говорит "вы такие же как и я".
Ну и музыка-то как, что там с музыкой? Хотелось бы послушать, очень. Дикая банальность, но хорошая музыка может многое исправить, неудачная - все сгубить. Даже если и то и другое по отдельности прекрасно, вместе может просто не зазвучать, не так ли? Так что ну просто очень хочется на это посмотреть.
  Ответить с цитированием