Цитата:
наивно, ИМХО, воображать оперу "интеллектуальным" искусством, да и необходимость "культурной подготовки" для слушателя оперы - вопрос спорный.
|
Опера не элитарна в том плане, что как от любого вида искусства, удовольствие от нее можно получать на разном уровне, а посему не обязательно быть интеллектуальной элитой

)
Но для того, чтобы получать удовольствие от оперы в полном объеме, надо все-таки кое-то о ней знать. Впрочем, это можно отнести к любому виду искусства.
Воти вы смотрите голландский натюрморт и восхищаетесь натуралистичности, с которым изображены лепестки цветов, крылья насекомых, рельеф на вазе. Но если вы знакомы с символикой, принятой в этом жанре, вы видите за этой красотой определенную метафору - круговорот жизни.
Точно также и опера. Если вы разбираетесь в ее языке - вы понимаете больше. Не разбираетесь - воспринимаете ее на уровне зрелища и акустически приятного (неприятного) пения. Что само по себе тоже не плохо. Я тоже невеликий знаток

Оперу, кстати, люблю не меньше мюзикла. Но последний правда доступнее - он все-таки был заквашен на музыке 20 века и до сих пор впитывает в себя самые актуальные музыкальные стили.
Про качество текстов в опере - они были и плохие и хорошие, но было бы ошибкой полагать, что на эту тему не было споров. Я пересскажу одно высказывание либреттиста Пьетро Метастазио, который поставлял либретто всей Европе:
"В опере, борьба музыки со словом за главенствующую роль, приводит к поражению обоих. В своей гордыне современная музыка безрассудно восстала против поэзии, пренебрегла выразительной силой слова, стала относиться к нему, как к рабу. В свей попытке приспособиться к музыке, слова зачастую превращаются в экстравагантную бессмыслицу."
Это, между прочим, было сказано в середине 18 века.
По поводу артистичности оперных певцов. В современном оперном театре, где главенствует режиссер (хорошо это или плохо - другой вопрос), актер не может себе позволить стоять как вкопанный, быть поющей головой

Да и выглядят они сейчас все очень хорошо

)