Просмотреть только это сообщение
Старые 01-12-2003, 22:35   #76
Katerina
балалайка
 
Аватар пользователя Katerina
 
На форуме с: Jan 2003
Место жительства: в основном в тумане, а еще в Соборе Парижской Богоматери, или тусю с такими же юными зрителями, как сама, а еще люблю посидеть на 12 стульях :)
Сообщений: 144
Конечно, Гюго не любил Эсмеральду. Вспомним, что роман частично автобиографичен. Видимо, его терзала досада, когда он выписывал этот образ. Вот и остается в памяти читателей только вихрь взметнувшихся юбок, рокот бубна, да глаза раскрытые в ужасе перед страшной и такой невозможной смертью. Конечно, разве можно принять и понять, да еще и полюбить вольное, свободное создание, своей красотой, изяществом и независимостью бросающее вывоз такому четко построенному и отлаженному миру, где каждому отведено его место - солдату в строю, ученому за книгой, звонарю на колокольне, где все обязанности прописаны, будущее предначертано и ничего другого не может быть. Она обладает тем, чем не обладает в этой книге никто - свободой. И за это ее губят. Да, та самая Личность, тот самый Характер. Потому что именно их поединок страшен своей предрешенностью финала - погибнут оба. Два вечных антагониста - Свет и Тьма. Пусть это будет язык варварского и адского пламени, но как он силен, красив, как он обжигает. И как хочется скорее его потушить, чтобы не дразнил своей недосягаемостью и недоступностью. В Тюрьму, на Дыбу, на Виселицу, на Монфокон. Убей ведьму. Впрочем, свобода ее тоже относительна, но не в этом суть. Гюго на этом внимание не акцентирует.

Во многом я согласна с Дипломаткой. Сравнение с животным, хоть и не слишком приятно с одной стороны, с другой стороны очень сильно и метко. (Кстати, здесь уместно и Гренгуара вспомнить, кем Эсмеральда и Джали воспринимались практически одинаково, к тому же и сама Эсмеральда называла Джали своей сестричкой. Характерно?) Слишком свободна она была, как природа, неуправляема, но природа могуча, а Эсмеральда, обреченная жить в социуме, частью которого она не являлась была обречена на противостояние, победительницей из которого она выйти не могла. Правду сказать, натуры, что попроще, или из тех, что попроще относились к жизни, воспринимали Эсмеральду вполне адекватно. Гренгуар с Фебом, например. Но вот некоторые, с гипертрофированным разумом при детской психике, проще и спокойнее Эсмеральду воспринимать не могли. Не вписывалась она в схему, в уравнение. Это я немного преувеличиваю, возможно, Но тем не менее я отказываю в любви Фролло. Просто потому, что он не знал ее, не понимал ее, любви, он ненавидел это чувство, и потому не мог его испытывать, а чувство собственности и комплекс неполноценности плюс к сатанинской гордости и такому же упрямству называть любовью... Надо быть слишком снисходительными. Большому кораблю - большой груз. Большая ответственность. Коль скоро ты великий ум, то должен быть способным на великую жертву. А он.... под шумок, втихую удовлетворить свою физиологическую потребность... Гадко. И никакого величия, даже уважения, зарыли под кустом, как собаку... (правда, когда это написала, мне его так жалко стало ..) А как раз для Эсмеральды любовь - естественное чувство, как можно отказать ей в этом?

Все-таки некоторый интерес вызывает у меня вопрос: разве правомерно называть сопротивление Эсмеральды пустым упрямством? Я не совсем понимаю, мне как-то даже не верится, неужели автор имела в виду, что нежелание отдаться мужчине, вызывающему у тебя отвращение, это пустое упрямство? Собственно, за что? А элементарное самоуважение? А пытка, потом заключение - разве это не показатель выстраданности чувства, не достаточно жертвенно? или может быть расценено лишь как компенсация - слишком вольно и хорошо жилось до этого, так получи? Быть повешеннной тоже не назовешь развлечением... Потерять жизнь ради любви - миф? Да, жертва была напрасной, бесполезной, никчемной, но разве от этого она становится менее значимой?

и ещё. Если Эсмеральда образ, прежде всего, языческий, то какое красивое столкновение получается... Христианство, вернее изувеченное христианством создание, и чистое, сильное, незамутненное язычество. Красиво. Бескомпромиссно. Смертельно. И языческая дева ничуть не слабее по силе, нежели христианская... Да и так ли уж отличается христианство от язычества, по большому счету? Дева Мария вобрала в себя многие черты языческих культов богини-матери. Но это уже совсем не в тему, хотя мона обрассуждаться.

Люблю я этот роман, всё-таки.
__________________
"Между прочим, мадемуазель!" (с)
Katerina оффлайн   Ответить с цитированием