Sunset Express
На форуме с: Jul 2003
Место жительства: Starlight Boulevard
Сообщений: 3,023
|
Pacific Overtures
Ну и везет же мне последнее время. Не успел я обрести The Frogs, как появилась возможность послушать другой ранее не слушанный мной мюзикл Сондхайма – Pacific Overtures. Если выразить мои впечатления от него одним словом, то это слово – "бомба!". Pacific Overtures – очень неординарный мюзикл. Даже для Сондхайма.
1. Сюжет. В мюзикле рассказывается о превращении отсталого островного государства Ниппон в Японию – самую технологически развитую страну современности и о том, как непросто происходят подобные превращения. Сам Сондхайм определил этот мюзикл как "документальный водевиль". Не уверен насчет "водевиля", но то, что повествование носит документальный характер, это точно. Так, в спектакле, как в документальном кино, воссоздаются сцены из истории освоения Японии. Вот чтец (рассказчик) восхваляет преимущества размеренной жизни на изолированном острове. Вот в море появились военные корабли на горизонте и все жители обеспокоены: "Не драконы ли это? И не наступил ли конец света?" "Наступил!" – категорично заявляет чтец. Вот сегун не может решить, как действовать в сложившейся ситуации, как вести себя с пришельцами и, отравленный за нерешительность, умирает. Вот начинаются переговоры с иностранцами. Прибывают делегации иностранных государств, предлагая правителю Японии различные сомнительные выгоды в обмен на использование острова в своих корыстных целях. Начинается вестернизация Японии, которая наряду с благами цивилизации приносит также тяжелые испытания людям, привычный мир которых рушится. И вот по прошествии 120 лет результат — Япония как прилежный ученик превзошла своих зарубежных "учителей" и показывает миру пример наиболее развитого в техническом плане государства. "Добро пожаловать в Японию!" – призывает чтец.
2. Музыка и стихи. Так как мюзикл написан о Японии и японцах, Сондхайм постарался и музыку, и стихи написать в японском стиле. Так как я лично не знаком с традиционным японским искусством, то не могу сказать, насколько успешно он справился со своей задачей. Однозначно могу сказать, что в мюзикле звучат традиционные японские музыкальные инструменты – разные щипковые, ударные, трещотки и пр. Исполнители также стараются произносить текст в японской манере (это им легко удается, так как в записи бродвейского состава как раз задействованы японцы). В текстах звучат хайку (по видимому, сочиненные самим Сондхаймом), есть даже отдельный музыкальный номер "Poems" где два главных героя соревнуются в сочинении хайку. Также Сондхайм повставлял в свой текст все известные слова японского происхождения: кимоно, камикадзе, сегун, самурай и т.д.
3. Читая когда-то разные статьи о творчестве Сондхайма, мне запомнилось, что Pacific Overtures называют мюзиклом без действующих лиц. Сейчас я могу оценить, насколько справедливо данное определение. Нет, действующие лица в нем, конечно, есть. Но изложение сюжета построено таким образом, что музыкальные номера исполняются как правило персонажами, имеющими косвенное к нему (сюжету) отношение. То есть музыкальные номера лишь иллюстрируют те или иные события, о которых идет речь в мюзикле, а не являются сами носителями сюжета. В запись не вошли диалоги между музыкальными номерами, так что слышишь только, что каждый раз поют разные люди. Однако это не мешает следить за сюжетом. Диалоги и не нужны, все понятно без них.
4. Вообще мне Pacific Overtures не просто понравились, а очень понравились. Я послушал его за последние 3 дня уже раз 15. Недавно на улице поймал себя на том, что напеваю различные мелодии из него. А еще говорят, что сондхаймовские мелодии не из тех, что напевают про себя.
Мюзикл был поставлен на Бродвее в 1976 году. Елки-палки, я родился в 1976 году. Сколько времени прошло, сменились поколения, изменилась политическая картина мира, а Pacific Overtures, имеющие, казалось бы, конъюнктурный политический сюжет, до сих пор не утратили актуальности. Что значит творческое чутье!
И еще одно. Пишут, что сам Сондхайм считает Pacific Overtures одним из своих лучших сочинений. Не даром, не даром...
__________________
I don't know where the next thing [=great musical] is coming from. 15 or 20 years ago I thought that was going to happen once the Iron Curtain fell, that the country that produced Rachmaninov, Tchaikovsky, Stravinsky, Prokofiev and Shostakovich was where we should be looking and where something would happen. But there's been 'sweet FA'. (c) Andrew Lloyd Webber
|