На форуме с: Jun 2004
Место жительства: Екатеринбург
Сообщений: 14
|
Рецензия на Иисуса
Я просто боюсь, что не влезет. большой он сильно. Пять страниц. Ну, попробую сейчас:
"Иисус Христос - суперзвезда!" Прямо скажем, сомнительное удовольствие. Но не жалко мне потраченных 250 рублей! Во-первых, плохой опыт - это тоже опыт (теперь я буду знать, как НЕ НАДО делать). Во-вторых, посещала я сей шедевр в очень хорошей компании. Товарищи, какое же это счастье, когда человек, который сидит рядом, понимает так же как и ты всю абсурдность происходящего!!
Итак, "Джисус". Надо сказать, что я очень люблю эту рок-оперу. Видела и слышала множество вариантов ее исполнения. Я как зачарованная вновь и вновь внимала словам Иуды в "Heaven on their minds".
Могла ли я пропустить такое! Новый "Джисус" в нашем городе. (Хотя новым-то его не назовешь. Новый для меня, пожалуй.)
Меня сразу настроили: большого удовольствия не жди! От этого мой интерес разгорелся еще больше. И я не прогадала!
Начало было очень невнятным! По залу стали ходить блюстители порядка в форме. "Хоть бы не повторилась история с "Норд-Остом!", мелькнуло у меня в голове.
Но когда на сцену выскочили молодые люди, очень напоминающие студентов хореографического лицея, и выехал мотоцикл, я окончательно перестала воспринимать происходящее как рок-оперу "Иисус Христос - суперзвезда!". Авангард, догадалась я, и с интересом погрузилась в происходящее.
Вначале надо было понять, кто из них Иуда. Взгляд мой остановился на мужчине в длинном черном кожаном плаще - актере Олеге Кузнецове. Вот он, подумала я. И оказалась права! Почему - потом объясню. На самом-то деле Иуду играл Валерий Яременко. А Кузнецов - Симон Зелот.
После странного беснования и криков, которые со временем начали меня раздражать, на сцене появился ОН. Джисус, конечно! Этакий воспитатель в средней группе детсада.
А как иначе его назовешь, если всем так называемым его последователям едва ли исполнилось 20 лет. Внешним видом он на Христа походил. Но… Как выяснилось по ходу действия, не внутренним содержанием. Счастливые люди те, кому довелось увидеть в роли Иисуса Екатеринбургского актера Владимира Сизова и петербуржца Владимира Дяденистова в одноименной Рок-опере. Может быть, сказывается еще достаточно юный для подобной роли возраст Михаила Панферова, но, кроме фактуры, я не увидела ничего. И в первую очередь внутреннего содержания. Актер отрабатывает мизансцены. Где надо он улыбается, где надо страдает. Но идет это от режиссерской задачи, к сожалению. Главного ощущения, что на сцене - ОН, Христос, Господь наш, у меня не было.
Немного отступлю от темы. Владимир Дяденистов. Те, кто его видел, поймут меня. Сколько раз этому питерскому актеру приходилось в ответ на просьбы о помощи возражать: "ну, я же не Христос!". Однако, глядя в его глаза, начинаешь ВЕРИТЬ! Просто ВЕРИТЬ!
Массовка. Танцующие и поющие под "фанеру" студенты. Пластичны, симпатичны, неплохо держатся на сцене. Но, к сожалению, героев не отыгрывают. От чего спектакль очень теряет. Ведь это же толпа!!! Которая здесь одно из главных действующих лиц. Но.. она безмолвствует..
Мария мне понравилась. Настолько, насколько это вообще возможно. Неплохой голосок, крепкая актерская игра. Но опять же игра.
Как я смеялась, когда Мария после своей колыбельной взяла Христа за руку и увела за собой… Видимо, в опочивальню, подумала я.
Иуда, одержимый похотью к Марии, начал еще больше бесноваться. В одиночестве. Запел, почему-то под "тему Пилата". (Вообще, товарищи, что творится с либретто и музыкой - это отдельная тема для разговора. Просто ужасно! Не перевод, а мысли господина Кеслера на заданную тему. Хотя, каждый имеет право на то, чтобы высказать свою точку зрения. Но! Я бы слова не сказала, если бы это было хорошо. Кто-то издевался над тем, что в одной из версий имена не переведены. Здесь с этим проблем нет. Но часто отсутствует рифма и смысл. Так может черт с ними с именами? ) Много нового и интересного узнала я из излияний Иуды. Оказывается, он боится забвения!!!!!!! Вот новость-то!! Такого я и предположить не могла! Бедный Джудас! Честный Джудас!
Далее было смешнее: из дыры в полу (оркестровой ямы), как черти из табакерки, вылезли трое в полосатых пижамах. Зэки, подумала я. Ан нет, синедрион! Мужик в темных очках, сильно походивший на вора в законе Антибиотика, начал сетовать на судьбу. Боже, как они переврали текст!!! - забилась я в истерике.
А Иуда это все подслушивал. Как же он пролез на заседание? Что этим хотели показать авторы? Вопросов возникло очень много.
А после того, как Иуда подслушал, начал думать, чем же все это грозит… Понятно, что тут вопрос к господину Кеслеру, в первую очередь.
Так и порешили!
Апокалипсисом, Армагеддоном, концом света было появление Пилата. Возник он как ясный месяц в звездном небе. "Под куполом цирка". Интересно, как подобное допустил инженер по технике безопасности!!!!??? Пилат таким же образом мог появиться и где-нибудь вверху, на декорации. Художественный замысел от этого ну не пострадал бы ни на грамм!
А Мария! "Ах, Мария!". Оказывается ария Марии Магдалины в конце первого акта - это дуэт! "За что мне эта доля?" - с нежностью вопрошает Мария. "Ах, Мария" - с той же нежностью вздыхает Христос (ну прямо бразильский сериал! Одно только: героя зовут не Хуан Карлос!) И тянут друг к другу руки. Оказывается "Джисус" - это любовная драма! Могла бы я прослезиться, но недоумение затмило все.
Дальше - больше! Опять вылезли черти из табакерки, те самые "Зэки". Они, оказывается, подстрекали Иуду к предательству. Оказывается он у них чуть ли не придворный стукач, осведомитель.
"Ты знаешь место, мы знаем закон" - произнес "Антибиотик". Как же, как же, решила я.
И Иуда опять скрысятничал. Че с чего вдруг??? Где предпосылки??? Вообще все выглядело так, что он непонятно зачем пришел к синедриону, и те его заставили открыть "военную тайну". А он вроде как не хотел, но так получилось… Невнятно.
Антракт. В душе моей творилось странное. Может, это я ничего не понимаю? Может быть, все это гениально?? Второе действие я решила смотреть с серьезным настроем. Возможно, что-то рассмотрю…
Но как же можно на ЭТО смотреть серьезно, когда начинается второй акт не с Тайной вечери, а натурально с Вальпургиевой ночи. У каждого по бабе. И у Христа тоже. Мария! Ах, Мария! Вели они себя прямо скажем… Как муж и жена со стажем.
Апостолы… Создалось полнейшее ощущение, что это местные брэйк - дэнсеры, которые даже не удосужились переодеться.
Молитва в саду Гефсиманском - прекрасное лекарство от бессонницы. Если бы не рожи, которые при этом корчил Иисус и шантаж в конце - я верю, так ты, это, давай пошевеливайся!
Да что за ерунда! - начала было возмущаться я.
Но выяснилось, что это бессмысленно. Ведь дальше - еще хлеще.
"Вот он" - заорал Иуда, предавая Христа. И потом подошел к нему и так нежно прислонился! Но целовать не стал. Побрезговал. А как же "one little kiss"?
Повели Христа, сначала к "зэкам", а потом и к Пилату. Выбежал мальчик с табуреточкой, поставил ее перед Кайафой. Но актер, видимо, разумно посчитав, что это ниже его достоинства, садиться не стал. Мальчик прочитал его мысли, подхватил эту табуреточку (явно купленную в застойные времена в магазине "Хозтовары" за копейки и неумело разукрашенную бутафором) и заметался с ней по сцене. Наконец, нашел "дырку" в декорации и убежал.
Анна проводил его удивленным, но усталым взглядом.
Следующий шок - сцена у Ирода. Я и не знала, что Ирод подрабатывал в Голливуде и от нечего делать снялся в фильме "Пятый элемент" в роли очаровательного негритенка Руби Рота. Голая женщина - жена Ирода. Зачем она, собственно? Если бы я хотела посмотреть стриптиз, я бы пошла в клуб, но не на спектакль Театра им. Моссовета. Я не ханжа, поймите меня правильно.
Да и сам Ирод не далеко ушел. Я не говорю про актерскую игру. Но зачем, мучаюсь я вопросом, зачем его обмотали какой-то грязной тряпкой, которая впилась в его зад?
По поведению Ирода на сцене у меня возникла нестыковка. Ему не жена нужна, а милый мальчик. Ласковый и нежный гей.
Пилат и Мария. Какая трогательная сцена. Это, пожалуй, единственное, что мне на самом деле понравилось. Ирина Климова создала очень нежный образ любящей женщины, нежной, пылкой, сердце которой разрывается от беды. Я поверила и прониклась.
Смерть Иуды. О боже! Как захватывающе!! Если бы не одно "но". Иуда себя с силой привязал к решетке и собрался было прыгать туда, откуда прежде вылезали "зэки", но прыгнуть он туда не смог - оркестровая яма не глубокая….кряхтя и задыхаясь он туда все же залез. А потом начал отвязываться, что было прекрасно видно через решетку. Позор! ДК им. Цурюпы!
Как смерть Иуды была замечательно решена режиссером Праудиным (Кацем) в спектакле екатеринбургского ТЮЗа "Иуда Искариот"! Иуда на самом деле "вешался". По крайней мере, было полнейшее ощущение этого. На авансцене он залазил в петлю, выбивал из-под ног камень и висел над сценой. Долго висел, раскачивался. Завораживающее зрелище! Вот это работа художника! Вот это работа режиссера!!!
Если же вообще говорить об Иуде... Исполнитель - заслуженный артист России Валерий Яременко. Старался. Но сам образ мне не понравился. Создалось ощущение, что этот человек сам не знает, чего хочет. Даже не так. Вот представьте себе рваную тряпку и поймете, о чем я говорю. Это не человек, раздираемый противоречиями, а просто актер, не разобравшийся в своей роли до конца. Он не был положительным, он не был отрицательным, он был НИКАКИМ! У меня не сложилось к нему никакого отношения. Просто черное пятно на сцене.
Уж кто был настоящим Иудой в этом спектакле, так тот самый человек в черном плаще. Честно - я не поняла с самого начала кто это, но он настолько приковал мое внимание, что я видела его каждый раз, когда он хоть на секунду появлялся на сцене. Мне почему-то было страшно от его присутствия. И когда я, зная либретто, поняла, что это Симон Зелот - была в шоке. Настолько "противоположный" образ апостола был в моей голове! Но кто сказал, что такой Симон не может быть? Однако, тогда "Новый завет", да и вообще ничего не клеится. И кто сказал, что должен он клеиться. Просто вариации на заданную тему. Вполне в духе всего спектакля.
Меня потрясло предательство. Зелот предал. Не потому, что испугался. Он спокойно так сказал Иуде: "Что ты медлишь? Путь свободен. Вставай во главе толпы, а я тебя поддержу. Мы с тобой такую революцию завернем". Гестапо отдыхает. Виват, Иуда!!! Вот он настоящий предатель. Спокойный, хладнокровный, "продуманный".
Стоит так же отметить пластику и вокал Олега Кузнецова. ПОТРЯСАЮЩЕ!
Отдельно выделю костюмы: это даже не эклектика. Это из серии "бросили клич, у кого какие шмотки дома есть". Каждый в своем. Только древние одежды взяли из подбора. А чего сильно напрягаться? Я не удивлюсь, если костюмы с собой не повезли, а подобрали в местном драмтеатре. Что тоже скверно и выражает полное неуважение к зрителю.
Что творилось с фонограммой! Прекрасно слышно, где актеры поют, что называется "в живую", а где - запись начала 90х годов. Микрофоны барахлили буквально все.
Огромное пожелание - замените микрофон Иуде!
У него и так с дикцией проблемы. А с таким микрофоном вообще ничего не слышно и не понятно!
Вообще от спектакля веет нафталином. Несовременен он. Неинтересен. Все, что когда - то казалось "острым", сегодня напоминает тот самый выжатый лимон!
Закончился спектакль тем, что Иисус и Иуда (одетые как байкеры) пожали друг другу руки. Типа, прости, брат, так получилось.. Потом они и Мария сели на мотоциклы и уехали. В общем, никто не умер. Или умерли все, что странно? Иуда пел свою "Сверхзвезду" (Вот еще слово, которое меня покоробило!) вообще-то на небесах. У Веббера с Райсом. И Христос туда же вознесся. А Мария-то там тогда откуда взялась? Или она на себя руки наложила (что грех)? Или Христос ее с собой забрал (добрый мальчик)? Или они вообще на земле все остались? Вопросов множество. Я, кстати, была удивлена, что на небесах передвигаются исключительно на мотоциклах…
Заигрываний со зрителем масса. Вроде того, что мы тут наворотили, а вы разбирайтесь сами. Да, было бы, в чем разбираться! Зрителя-то за дурака тоже считать не надо, он этого не любит. Утверждения типа "вы не доросли до нашего искусства" не пройдут.
Финал. Овация. Как же: московский театр приехал!!! Да и какой!! Именитый! Моссовет, однако. Я же вздохнула. Но на сердце у меня хорошо было. Потому, что у меня есть, с чем сравнивать. Однажды я видела настоящего "Джисуса". Не Моссоветовского, а настоящего. Далекого от совершенства, но такого родного! Виват лучшим русскоязычным Иуде С. Савченко и Иисусу В. Дяденистову.
Публика расходилась. Когда я выходила из театра, увидела афишу театра Моссовета, на которой начертаны имена авторов: Веббер и РайТ. Ах, так это РайТ написал?! - поняла я, наконец! А…. Ну, тогда все понятно.
|