Обсуждение: Assassins
Просмотреть только это сообщение
Старые 02-06-2004, 23:47   #1
WwWwW
Sunset Express
 
Аватар пользователя WwWwW
 
На форуме с: Jul 2003
Место жительства: Starlight Boulevard
Сообщений: 3,023
свечка Assassins

Надеюсь, я никому еще с Сондхаймом не надоел.

Не знаю, продолжит ли эту тему кто-нибудь, кроме меня. Я и так без толку расплодил топиков про сондхаймовские мюзиклы, но держать в себе я это больше не могу. Просто меня этот мюзикл потряс, как никакой другой. Вообще, я не первый в своей жизни мюзикл слушаю, но такое со мной впервые. Вдруг у кого-нибудь после моего рассказа появится желание обратить на Ассассинов свое внимание?

У меня появился второй (впридачу к Follies) любимый мюзикл Сондхайма - Assassins, вытеснивший с этого "насиженного" места Свини Тодда. Так получилось, что с момента моего первого знакомства с этим мюзиклом до момента завершения его скачивания прошло много времени. О чем я не жалею, так как за это время я успел узнать много ценного о содержании мюзикла и, таким образом, стал более подготовлен его услышать и по достоинству оценить. То, что я узнал и что я услышал, повергло меня в сильнейший шок! Такого я даже представить себе не мог. Мюзикл об убийстве Кеннеди, главными героями которого являются лица, совершившие убийство или покушавшиеся на убийство американских президентов!

Сначала в планы Сондхайма входило написать мюзикл об истории политических убийств вообще, начиная с убийства Юлия Цезаря и заканчивая событиями наших дней. Но так как в этом случае сюжет раздувался бы до неимоверных размеров, было решено ограничиться историей США. Центральным моментом мюзикла является убийство Кеннеди. В нем также рассказывается о других американских политических убийцах. Сондхайм считает их относительно менее "бозобидными" с исторической точки зрения, чем Ли Харвей Освальд, действительно изменивший мир одним движением своего пальца, нажавшего на спусковой крючок.

Музыка в Ассассинах - характерная сондхаймовская. Кому-то нравится, кому-то - нет. Но в этом мюзикле музыка - не главное (понимаю, что это крамольно звучит). Я поймал себя на мысли, что на музыку здесь не обращаю никакого внимания. Она какая-то незаметная. Она как растворитель, в котором растворен сюжет. Играет что-то, ну и ладно. Мой любимый номер в Ассассинах (если так можно сказать) - November 22, 1963, в котором музыки нет вообще. То есть я хочу сказать, что в Ассассинах главное и подавляющее достоинство - сюжет.

Представьте себе, мюзикл начинается сюрреалистической сценой, в которой показан тир и его владелец, призывающий всех недовольных своей жизнью людей пристрелить президента. В этой сцене мы впервые видим этих разных людей из разных исторических эпох – тех самых убийц, которые будут действовать на протяжении мюзикла.

Затем следует череда сцен, посвященных убийствам президентов и самим убийцам. Показывается, как Джон Уилкс Бут - первый политический убийца в истории США, застреливший Линкольна, пускает себе пулю в голову в горящем сарае, преследуемый полицией. Затем - как Джузеппе Зангару, стрелявшего в Рузвельта, под бравурную музыку казнят на электрическом стуле. Затем - как Леон Шолгош убивает Маккинли на выставке в Буффало, рассуждая при этом, сколько людей нужно, чтобы изготовить пистолет, и сколько людей должны погибнуть, прежде чем пистолет будет изготовлен.

Затем следует красивый дуэт Unworthy of Your Love, так нам всем хорошо известный по Putting It Together. Но в отличие от Путтинга, здесь эта песня звучит не как банальный любовный дуэт "ты-меня-не-любишь-что-мне-сделать-чтобы-заслужить-твою-любовь". Поют, как и в Путтинге, двое - он и она. Он - Джон Хинкли, человек, стрелявший в Рейгана. Она - Линнет Фромме, покушавшаяся на Форда. Хинкли был безответно влюблен в актрису Джоди Фостер и, чтобы привлечь ее внимание, решает убить Рейгана. Именно этот поступок он имеет в виду, когда поет "что мне сделать, чтобы заслужить твою любовь?", и именно к ней обращается по имени - Джоди. Линнет Фромме поет аналогичный по смыслу текст независимо от Хинкли. Она являлась последовательницей знаменитого убийцы и самозванного мессии Чарльза Мэйсона. Ее мотивация покушения на Форда - привлечь внимание к находящемуся в тюрьме Мэйсону, и именно к нему по имени - Чарли - она обращается в песне. Бррррр.... Пишу - и мороз по коже....

Здесь хочу отступить от темы. Почитал я кое-что об этой Линнет и о Мэйсоне. Страшные люди. Наверное, немногие у нас (как и я недавно) знают эту историю. Мэйсон - это такой знаменитый американский преступник ХХ века. Он с ранних лет совершал преступления - в основном кражи - и неоднократно сидел. В какой-то период своей жизни он через наркотики, музыку (он сам писал музыку, находился под большим влиянием Битлз, по сей день существуют и продаются диски с его музыкой) и проповеди собрал вокруг себя группу последовательниц, объявив себя избранным для исторической миссии. Ему якобы было откровение, что в мире скоро начнется война чернокожих против белых, белые проиграют, чернокожие придут к власти во всем мире, но не справятся с управлением и позовут его - Мэйсона управлять миром. Чтобы приблизить восстание черных, Мэйсон наущает своих последователей идти и совершать убийства. После серии убийств полиция раскрывает замыслы этой секты и задерживает Мэйсона и его "семью" (так стали называть его последователей). Его приговорили к смертной казни, но сразу после вынесения приговора в штате, где все это происходило, смертные приговоры были отменены, поэтому Мэйсону приговор меняют на пожизненное заключение. Сейчас Чарльзу Мэйсону за 70 лет, и он отбывает свой срок до сих пор. Ему 9 раз предлагали досрочное освобождение (по-английски, parole, как у Жана Вальжана), но он сам каждый раз отказывался выйти на свободу. Последний раз он отказался покинуть тюрьму в 2002 году, срок следующего рассмотрения вопроса досрочного освобождения - 2007 год. В интернете, оказывается, масса сайтов, посвященных этому человеку, в том числе созданные товарищами Мэйсона, общающимися с ним самим, публикующими его фотографии (видел я некоторые - страшный бородатый дед с диким взглядом, которого лучше во сне не видеть) и даже записки, передаваемые им на волю. Брррр.....

Линнет Фромме тоже до сих пор жива. Она содержится в закрытой психиатрической клинике. Так что герои песни Unworthy of Your Love живут по сей день... Здесь у меня опять мороз по коже.... Конец оффтопика.


После Unworthy of Your Love следует сцена отправления смертного приговора другому убийце - Чарльзу Гито, юристу, священнику и писателю, убившему президента Гарфилда. Поднимаясь на эшафот, Гито поет песню собственного сочинения (исторический факт) со словами "I am going to the Lordy" (что-то типа "Я иду к боженьке"), в которой оправдывает свой поступок.

Затем все перечисленные убийцы собираются вместе и в песне Another National Anthem, поют альтернативный гимн американскому обществу, после чего следует самая сильная на мой взгляд сцена мюзикла - November 22, 1963. В ней нет музыки. Совсем. Она представляет собой 10-минутный диалог Ли Харвей Освальда, решившего покончить жизнь самоубийством, и остальных ассассинов, явившихся к нему и убеждающих его не делать то, что он задумал, а лучше вместо этого убить Кеннеди. Эти 10 минут разговоров без музыки - это очень сильно! Какая игра актеров! Какой диалог! Я апплодирую стоя. Даже по аудиозаписи великолепно передаются драматизм и напряженость этой сцены. Ассассины говорят Освальду, что он им нужен. Нужен, чтобы внести смысл в их поступки. Без него (и без убийства Кеннеди) они - лишь сноски в учебнике истории, с ним - реальная сила, изменившая мир. "Ты можешь закрыть Нью-Йоркскую фондовую биржу, распустить школы в Индонезии, во Флоренции женщина будет проклинать твое имя, твоя жена будет рыдать, его жена будет рыдать, весь мир будет рыдать, невообразимое горе охватит мир, отчаяние, смерть невинности - все это ты можешь разделить со всем миром. В твоей власти открыть ящик Пандоры одним маленьким движением пальца."

И в итоге - выстрел...

Никакого хэппи-энда, никакой морали в конце. Все жестко и мрачно. Заканчивается мюзикл, а ты сидишь, как кипятком ошпаренный, не зная, плакать ли, смеяться ли, не понимая, куда мы все катимся, что будет дальше и т.д. и т.п. Мороз по коже... Вопросы без ответов... А нужны ли ответы?.. И есть ли они вообще?..
__________________
I don't know where the next thing [=great musical] is coming from. 15 or 20 years ago I thought that was going to happen once the Iron Curtain fell, that the country that produced Rachmaninov, Tchaikovsky, Stravinsky, Prokofiev and Shostakovich was where we should be looking and where something would happen. But there's been 'sweet FA'. (c) Andrew Lloyd Webber
WwWwW оффлайн   Ответить с цитированием