Внимание, сейчас буду спойлерить! (так это, кажется, называется) Кто не спрятался, я не виноват.
Итак, «Норд-Ост» вернулся. И я его даже посмотрел. Ну что я могу сказать? Да здравствует «Норд-Ост»!
А теперь позвольте немного повосхищаться и чуть-чуть побухтеть.
Сразу отмечу работу Зиновия Марголина. Десять баллов из пяти возможных! Браво, браво, браво! Спектакль приобрел стиль. (не в обиду стационарной версии). То, чем я восхищался в самом первом памятном буклете «Норд-Оста», в первой версии сайта
www.nordost.ru, в оформлении первой программки – все это трогательно сохранено и очень бережно перенесено на сцену, первый – и самый удачный, на мой взгляд – фирменный стиль «Норд-Оста» получил свое второе рождение в новых декорациях.
Помнится, исполнительница одной из главных ролей жаловалась мне на декорации первой версии. Говорилось в первую очередь о невероятных размерах квартиры Татариновых: «Нет дома, нет уюта,»- сетовала она. Тогда я заметил (и до сих пор придерживаюсь этого мнения), что «дома» и не должно быть. Катя Татаринова чувствует себя неуютно в этом огромном, чужом ей «дворце» брата погибшего отца. В новой версии квартира еще прибавила в размерах за счет больших окон (моя трактовка прежней декорации живет и побеждает), но в то же время появился недостающий уют. При помощи всего лишь одной детали. Елка с площади оказывается в квартире Татариновых, где в предпраздничной суете Валька с Кирой вешают на нее последние украшения. Атмосфера уюта, этакого домашнего «предновогодья», на какое-то время «поселяется» на сцене.
Очень радует отсутствие задника-экрана и в связи с этим – всяких «мультимедийных примочек». Задний план решен гораздо сильнее, чем в стационарной версии. Появилась перспектива, объем. Я всегда говорил – я не мультики пришел смотреть, мне театр нужен. С уходом проекций ушло кино. Пришел театр, чему я безумно рад. На театральность работают еще многие условности, которые я столь люблю и всегда приветствую.
Самолет, при появлении которого раньше я только снисходительно ухмылялся восторженной реакции публики, теперь просто «заставляет» всю сцену посадки в детском восхищении пялиться на сцену.
Покорен работой художника по свету. Все сделано в меру и очень-очень стильно (уж извините за это самое популярное в моем отчете слово!). Не так, как было после второй премьеры, когда, силясь увеличить позитивный посыл спектакля, авторы явно перестарались с добавлением софитов. Честно говоря, тогда с этими усиленными световыми решениями спектакль приобрел только нервирующее мельтешение с отвлекающим эффектом (О как загнул!). Теперь же во главу угла поставлен стиль. Который, опять же, во многом пересекается с прежнем стилем полиграфической продукции мюзикла, спасибо за это. К примеру, потрясающе светом сделан «эффект старого черно-белого кино», словно киномеханик начала прошлого века запустил застоявшийся старинный проектор.
Финал. Как-то меня напугали, что в новой версии он чересчур пафосный. Позволю себе не согласиться. Он просто очень романтичный и невероятно красивый. Правильное использование самолета в финале по воздействию на зрителя если не превосходит вздымающиеся льды, то уж совершенно точно ничуть не уступает им. Невероятный подъем в душе чувствуешь в нынешнем финале, как и при появлении шхуны. Не будем о ней жалеть, пусть этот красивый «трансформер» останется в памяти о стационарной версии.
Теперь по актерам.
«Средняя» Катя. Влада Супряга (беспризорница в прежнем «Норд-Осте»). Сдается мне, эта девочка далеко пойдет. Во всяком случае, так хорошо не пел никто из прежних исполнительниц Кати в детстве. Я уже не говорю о безумном обаянии этой девочки-сорванца, которое запросто «долетало» до первого ряда бельэтажа, где я преуютно устроился на предпремьерном показе. Рекомендую всем – лучше картинки вы не увидите ни с каких других мест. Однако хочу предостеречь любителей хорошего звука. «Подзвучки», т.е. отдельных динамиков на бельэтаже теперь нет. Звук больше рассчитан на «плоские» залы, так что наиболее хорош он в партере.
Катя. Светлана Вильгельм. Уверенный, сильный вокал. Но порой возникает впечатление, что актриса не всегда умеет им управлять. Кроме того, драматически она уступает всем прежним исполнительницам главной роли. Думаю, у нее все еще впереди, и она удивит поклонников мюзикла точным попаданием в образ. Пока же, как актриса, она, увы, на две головы ниже Кати Гусевой. Кстати, недавно мне посчастливилось услышать, как поет нынче наша Катя. Ау, кто говорил, что Гусева не может петь? Хо-хо! Вы просто не представляете, насколько она выросла как вокалистка! Причем, это отмечают не только зрители, но и порой скупые на похвалы коллеги по цеху Кати. Безусловно, явный прогресс у Кати был и к концу проката стационарной версии (по сравнению с самыми первыми спектаклями). Но сейчас уровень ее пения поднялся много выше, она в который раз подтвердила, что она невероятный боец и трудяга. К чему я это? Да, Кати очень не хватает в спектакле. При всем уважении к другим исполнительницам, для меня навсегда останется единственная Катя Татаринова – это Катя Гусева.
Николай Антонович. Сергей Кудрявцев. Скажем так, на уровне. Чувствуется явный потенциал, и Сергей себя еще покажет (да-да, люблю Мазихина – и что?! Объективно люблю, между прочим).
Мария Васильевна. Оксана Костецкая. Браво! В ее вокале появились какие-то новые краски, теплые и душевные. Мне даже сначала не хватало ее привычной резкости в голосе, за которую – отличительную, своеобразную черту вокала Костецкой – я ее и полюбил. Но потом я оценил эту новую для Оксаны невероятную женственность в голосе. Спасибо за огромное удовольствие. Немного непонятной осталась для меня новая трактовка образа Марии Васильевны (вероятно, режиссерская). Возможно, именно таким рисунком роли авторы попытались оправдать ее второе замужество. Мария Васильевна, скажем так, стала несколько легкомысленнее. С Кораблевым она позволяет себе даже кокетничать – а как вы назовете «перетягивание шарфика» в «Танго Любви»? Но тем сильнее для нее удар судьбы – письмо, в котором объясняется причина гибели ее мужа. И здесь Оксана драматически великолепна, не зря ей восхищалась Катя Гусева в свое время.
Кораблев. Петр Маркин. Очень рад «укрупнению» роли Кораблева. Маркин теперь больше поет, и это здорово. Правда, немного непонятно «задирание» его партии в некоторых местах, ведь у Петра такие проникновенные «низы»!
Про «канонический образ» Сани ничего не скажу – по-моему, Богданов прежний, словно и не было перерыва.
Ромашка. Иван Ожогин. Он же Таттари, он же Мисс Лучезарная в некоторых показах российского «Чикаго». Вокал, пожалуй, лучший из тех, что «доставались» Ромашову до сих пор. Но драматически… Порой, Иван переигрывает, и, как мне показалось, он из любителей тянуть одеяло на себя. Не работает в паре. Кстати, это отличительная черта новой труппы «Норд-Оста» - ребята, по-моему, еще не научились работать в ансамбле. Дай бог, к официальной премьере в Нижнем Новгороде, этого досадного недоразумения и след простынет. Пока же те «крючочки», цепляясь за которые актеры свои действия сплетают в одно крепкое повествовательное полотно, кидают парнерам по сцене только – за редким исключением - наши родные «старички» - Мария Шорстова, Алексей Бобров, Дмитрий Дьяконов, Елена Моисеева.
Нина Капитоновна. Наталья Бродникова. Ай, молодца! Просто очень порадовала. Уверен, что с любимой Казариновой никто не сравнится, однако Наталья очень близка к образу, созданному Леной. До сих пор ни одному из дублеров Казариновой не удавалось так близко приблизиться к ее бабушке.
Валька Жуков. Олег Голуб. Создалось впечатление, что роль стала более продуманной, что ли. Видно, что актер работал, искал, творил. И не зря, надо сказать – у Олега получился свой Валька, в чем-то даже превосходящий по убедительности первых исполнителей этой роли. Просто замечательно.
Напоследок похвалю массовые сцены. Сначала свою «нелюбимую» в прежней версии – «Блошиный рынок». Новое решение просто замечательное. Сцена прибавила в драйве, в энергетике. Хит!
И спасибо за любимую «Пристань», которая осталась практически нетронутой. The Best из массовых сцен, бесспорно.
Про новые аранжировки. Большинство понравились, а чувственное «Танго Любви» так просто восхитило!
Вывод – лучше? Лучше!
Стоит смотреть? Не один раз!
