Статья из газеты "Версия"
http://www.versiasovsek.ru/material.php?1635
ГРИНМЭЙЛ ПО-РУССКИ
Соотечественники открыли новый способ приобретения бизнеса
Павел Тайков
В нашей стране этот весьма своеобразный вид промысла появился лет десять назад. То, что в России называют «отжать бизнес», на Западе именуется красивым словом «гринмэйл». Его историю легче всего представить в лицах: в самом деле, по мнению специалистов, метод захвата чужого предприятия полностью зависит от личности организатора «наезда».
Кеннет Дарт, изобретатель и авантюрист
Считается, что именно американский предприниматель Кеннет Дарт первым разработал схему так называемого корпоративного шантажа, «поставив на деньги» целое государство. Выглядело это достаточно просто: во время экономического кризиса 1992 года Дарт скупил 4% многомиллиардного внешнего долга Бразилии из расчёта 40 центов за доллар. Через 2 года под угрозой дефолта бразильское правительство решило отсрочить выплату долга, назвав это реструктуризацией. Все кредиторы, кроме Дарта, протестовать не стали: немедленное погашение кредитов обязательно обрушило бы всю бразильскую экономику. Кеннету Дарту на это обстоятельство было наплевать — деньги на бочку.
Формально он был абсолютно прав, поэтому дальнейшее разбирательство проходило в залах международного арбитража и на полосах бразильских газет. Журналисты заслуженно назвали Кеннета Дарта стервятником, однако судьи посчитали иначе, встав на сторону гринмэйлера. В результате правительство Бразилии было вынуждено выплатить Дарту беспрецедентные отступные — $605 млн.
А вот в России Дарту повезло меньше. Отец гринмэйла действовал у нас по своей обычной схеме: скупил пакеты акций сразу нескольких российских нефтяных компаний и пообещал начать подрывную работу, блокируя решения советов акционеров. Прекратить саботаж он соглашался только за серьёзные отступные. Через некоторое время руководство «Сибнефти» дрогнуло: по соглашению сторон пакет акций Дарта был выкуплен компанией за $200 млн. А вот ЮКОС решил стоять до конца, его ответный удар был «асимметричным»: против Кеннета Дарта началась настоящая информационная война. Через год открытого противостояния гринмэйлер был вынужден пойти на уступки, продав свой пакет акций за $150 млн., в то время как рассчитывал получить в несколько раз больше.
Олег Дерипаска, сторонник силовых решений
Методика корпоративного шантажа, эффективная в странах с развитой судебной системой, пасовала в российских условиях. В итоге вместо западного крючкотворства отечественные гринмэйлеры разработали собственную систему поглощения чужого бизнеса, опробованную в 2001 году компанией «Базовый элемент» Олега Дерипаски. Объектом недружественного поглощения были выбраны Братский и Котласский целлюлозно-бумажные комбинаты, при этом схема захвата ничем не напоминала дартовскую. Однажды на Братский ЦБК нагрянули судебные приставы, директор был ознакомлен с определением одного из районных судов Нижегородской области: предписывалось немедленно отстранить руководство предприятия в качестве меры по защите прав некой гражданки Оганесян, владелицы целых двух акций комбината.
В результате руководителям комбината ничего не оставалось, как собрать вещи и удалиться. Ну а новый директор спровоцировал банкротство комбината, благодаря чему тот перешёл под управление менеджеров «Базэла». «Отбить» комбинат смогли только после практически полного его разорения.
Александр Вайнштейн, работа «на доверии»
Впрочем, в современной России крупные предприятия уже не захватывают — гринмэйл переместился на уровень небольших компаний, где агрессором, как правило, выступает один из деловых партнёров. Примерами могут послужить несколько историй, связанных с именем известного бизнесмена, а ныне ещё и продюсера Александра Вайнштейна.
Г-на Вайнштейна можно считать «человеком без компромата». Такую репутацию ещё называют неоднозначной: люди, работавшие с этим человеком, при упоминании его имени предпочитают менять тему. Весь путь этого предпринимателя можно проследить по скандалам, сопровождавшим деятельность его совместных предприятий. Крах своих проектов Вайнштейн всегда переживал на удивление безболезненно — неприятности бывали только у его партнёров. Считается, что главным источником энергии таких людей служит нечеловеческое тщеславие.
Ключевым моментом в биографии Вайнштейна стало знакомство с молодым комсомольским работником Борисом Фёдоровым. Будучи руководителем Дома культуры Московского электролампового завода, Вайнштейн с подачи Фёдорова предоставил вверенное ему помещение для демонстрации полузапрещённого тогда фильма «Асса». Успех был грандиозным. На волне популярности партнёры наработали связи в среде столичных демократов, через год эти контакты помогли им занять руководящие посты в демократической газете «Московские новости»: Вайнштейн стал коммерческим директором, а Фёдоров — его замом. По воспоминаниям коллег, вскоре Вайнштейна уволил Егор Яковлев. Есть версия, что причиной послужила торговля мочевиной, которой приглашённый «коммерческий гений» занимался в ущерб продвижению газеты...
Как складывались успехи Вайнштейна на рынке удобрений, история умалчивает. На долгие годы главным его проектом стал теннис. Начало «спортивной карьеры» положил Фёдоров, успевший в 1990 году открыть первый в России частный теннисный клуб. Английская игра быстро входила в моду, и у Фёдорова регулярно собиралась вся элита столицы. Вскоре в России появился теннисный турнир «Кубок Кремля». «Московские новости» выступили соорганизаторами Кубка, а его исполнительным директором стал г-н Вайнштейн. Проект поддержал тогдашний зампред Совмина СССР Иван Силаев, главу государства записали в почётные президенты турнира. Благодарный Ельцин подарил организованному Фёдоровым и Тарпищевым Национальному фонду спорта России (НФС) право на льготный ввоз табака и алкоголя, превратив его в одного из крупнейших импортёров этой продукции.
Но роль второго человека Вайнштейна не устраивала. Похоже, он всерьёз метил в олигархи, для чего стал активно пользоваться наработанными на Кубке Кремля связями. Старшим партнёрам такое поведение не понравилось, поэтому из бизнеса его «попросили», но шум поднимать не стали. К этому моменту вполне сформировался «деловой стиль» Вайнштейна, который можно назвать гонкой за лидером. Войдя в новый бизнес с партнёром-тяжеловесом, он сам нарабатывает вес, а потом расстаётся с «паровозом», скинув его или, если противник более сильный, сойдя сам, после чего пускается в одиночное плавание.
К 1999 году, отмеченному странной смертью 40-летнего Бориса Фёдорова, Вайнштейн спортивным бизнесом уже не занимался. За 4 года до этого он по старой памяти был вновь приглашён в «Московские новости» — как и раньше, на него возложили миссию продвижения газеты. А для того чтобы топ-менеджер не чувствовал себя наёмным работником, выделили 10% акций. Мотивация сработала отлично: к 2000 году Вайнштейн, сторговавшись с одним из совладельцев издания, заполучил блокирующий пакет акций ЗАО «Московские новости», а 2 года спустя — контрольный. К тому времени уже работала редакция газеты «Время МН», деньги на финансирование которой проходили через «Московские новости». Но затем, по обыкновению, Вайнштейн стал вытеснять из бизнеса партнёров. После первых же попыток сместить руководство издания «Время МН» успело отделиться, оставив при этом Вайнштейну название издания. А затем он принял живейшее участие в продюсировании нашумевшего мюзикла «Метро»... Кстати, в редакции ходили слухи о том, что деньги, потраченные на постановку, имеют «газетное» происхождение. Как бы то ни было, Вайнштейну наконец удалось состояться в новой, самостоятельной нише. Во всяком случае, именно с этого момента он начал называть себя продюсером, а не главой издательского дома.
Продукт издательской деятельности Вайнштейна в 2003 году добила затеянная им же реорганизация: редакцию «Московских новостей» выселили из здания на Тверской улице, которое передали ООО «МН-Недвижимость». Акционеры газеты на скандал не пошли: газету «Московские новости» выкупил фонд «Открытая Россия». Вопрос с радио «Максимум», где Вайнштейн был совладельцем, тоже решился быстро: не поставив в известность партнёров, он продал свою часть акций конкурирующей медиагруппе.
На месте «Московских новостей» Вайнштейн решил строить элитную гостиницу. По оценке экспертов компании ABN Realty, затея обойдётся владельцу здания в $25—30 миллионов, а доходность нового отеля можно оценить в 20—25%. К тому же и этот проект вряд ли станет вершиной карьеры Вайнштейна. Впрочем, в историю России он уже вошёл — как человек, имевший отношение к культовому мюзиклу «Нотр-Дам де Пари».
Понятно, что самостоятельно бывший радиотехник вряд ли стал бы ведущим продюсером страны. В шоу-бизнесе деловым партнёром Вайнштейна стала баронесса Катерина фон Гечмен-Вальдек. В Россию она вернулась в 1998 году ради постановки мюзикла «Метро», вложив в проект талант, связи и собственные деньги. Опыта работы в постперестроечной России у баронессы не было — большинство окружающих она считала друзьями, остальные попадали в категорию милых людей. Поэтому легко договорилась о сотрудничестве с Вайнштейном: в совместный бизнес вкладывались из расчета 50 на 50.
Гринмэйлом в чистом его понимании операцию Вайнштейна назвать трудно. На мой взгляд всё нижеследующее напоминает вероломство, решиться на которое может только очень уверенный в себе человек. Судите сами. Как сообщила газета «Русский курьер», сопродюсеры нашумевших в России проектов «Метро» и «Нотр-Дам де Пари» Александр Вайнштейн и директор Московского театра оперетты Владимир Тартаковский решили избавиться от своего главного партнёра и вдохновительницы первых в России мюзиклов Катерины фон Гечмен-Вальдек. По словам одного из сотрудников компании Metro Entertainment, по понятным причинам пожелавшего остаться неизвестным, вот уже несколько месяцев господа Вайнштейн и Тартаковский втайне от Гечмен-Вальдек на базе их совместного с ней офиса в обстановке строжайшей секретности выпускают другой, собственный музыкальный проект. Как утверждает сотрудник компании, для отвода глаз на телефон посадили проинструктированного секретаря, который на все звонки баронессы отвечал, что в офисе кипит работа... над стартом «Ромео и Джульетты».
Трудно сказать, что именно было целью Вайнштейна — приобретение реального бизнеса или борьба за эфемерный «спектр солнечных лучей». В любом случае Александра Вайнштейна можно считать основателем нового вида гринмэйла. Вот только в отличие от Кеннета Дарта благородного авантюриста из Вайнштейна не получилось. Масштаба его личности не хватило для того, чтобы в борьбе за деловое влияние бросить вызов, скажем, руководству страны. Зато оказалось вполне достаточно, чтобы попытаться выдавить из бизнеса увлечённую любимым делом девушку. Сегодня нельзя сказать наверняка, чем закончится эта история. До сих пор гринмэйл касался в основном нефтяного или финансового бизнеса. Станет ли этот вид заимствования бизнеса через менеджмент сугубо российским явлением, покажет время.