ДИСКЛЕЙМЕР: этот топик не имеет своей целью разжигать всякую там рознь и другие нехорошие вещи. Просто хочу поделиться интересной находкой.
Находка вот:
http://www.thebarricades.com/features/rethinking2.htm
Это статья о том, как Камерон Макинтош осуществляет кастинг (применительно к мюзиклу "Отверженные").
И обсуждаются там следующие разновидности кастинга:
а) colour-blind (то есть, такой кастинг, при котором не обращают внимания на цвет кожи актера)
б) voice-blind (то есть - на одну и ту же роль берут актеров с разными голосами, типа, баритон или тенор - не играет роли, или с разной "предысторией" - оперных, эстрадных певцов и проч.),
г) gender-blind (то есть, когда актер/актриса берется на роль персонажа противоположного пола - не пугайтесь, речь идет о маленьких Гавроше/Козетте, а не о каком-нибудь молодце в роли, скажем, Эпонины. :о) Так далеко К.Макинтош не зашел, но в статье говорится, что аналогичные штуки случаются).
д) physical type-blind (то есть, когда не обращают внимания на пропорции фигуры и физическую форму. Ну, пардон, не поднимет Колм Уилкинсон телегу.

)) А вот Райнхард Бруссман (Вена, Дуисбург) - очччень может быть!)
Вот так вот обстоят дела.
Самый спорный и больной пункт в свете сегодняшнего повсеместного насаждения политкорректности, это, конечно, пункт (а). В статье на эту тему высказываются довольно ехидно.
Цитата:
Casting is the area in which Les Miz is furthest progressed. For instance, Cameron Mackintosh already practices "colour blind" casting so that performers of African, Asian, Latin or other ethnicities can, and do, appear in productions of the show running in the two flagship locations on Broadway and the West End, not just Johannesburg, Tokyo or Madrid. (As it so happens, the only production of Les Miz to tour mainland Africa was an extension of the Asian tour and featured a mix of American, Australian, Canadian and Filipino performers.)
Further, casting is not confined by the show's genealogy - an Asian Fantine can be the mother of a white Cosette, or a black Young Cosette can undergo a colour change after ten years on the run. (It'd throw Javert off the trail, that's for sure!)
Les Miz is fortunate in this regard in that it is not about a specific cultural or racial issue, unlike Boublil and Schönberg's followup Miss Saigon or other musicals such as Porgy and Bess, The King and I or Ragtime where casting of a specific "type" is critical to the drama of the show. ("Critical" that is at least until such time that society truly becomes colour blind.) This, coupled with the universal nature of the story and characters in Les Misérables, allows a greater degree of casting freedom.
(The inherently abstracted quality of theatre is another factor which allows this to happen. It is more difficult for audiences to accept "unconventional" casting choices in a more "realistic" medium such as film, just as it would be more difficult to represent the Rue Plumet by a viny gate and nothing more in a movie.)
Still, it is interesting to note that it appears more acceptable for colour blind casting to occur in a limited number of supporting roles, notably Eponine and Fantine. Rarely has there been a Valjean or Javert who was not played by a performer of the country's dominant ethnic group, "foreign" touring productions aside.
ПЕРЕВОД
(NB это я не дословно, а просто чтобы было по-русски; кое-что выпустила):
В чем сегодняшние "Отверженные" наиболее далеко ушли от своего первоначального варианта, так это в подборе актеров. Например, Камерон Макинтош уже практикует colour-blind кастинг, так что актеры африканской, азиатской и латиноамериканской этнических групп могут появляться - да и появляются - не только в постановках, осуществляемых в Йоханнесбурге, Токио или Мадриде, но и в Уэст-Энде, и на Бродвее.
Более того: выбор исполнителя на ту или иную роль не определяется родственными связями между персонажами шоу. Так, Фантина "восточного типа" может быть матерью Козетты "европейского типа", а маленькая Козетта-негритянка может за десять лет подпольной жизни сменить цвет кожи (это, несомненно, собьет Жавера с толку!).
Мюзиклу "Отверженные" повезло в том смысле, что он повествует об универсальных проблемах, а не о проблемах, связанных с какой-либо определенной культурой или национальным образом жизни <грешный мой язык, блин! Пришлось сильно перефразировать, сорри - прим. Ale>, как "Мисс Сайгон", "Porgy and Bess", "Король и я", в которых расовая принадлежность исполнителей играет значительную роль. При этом интересно, что зритель более терпимо относится к colour-blind кастингу в мюзиклах, чем к colour-blind кастингу в кино. <Авторы статьи связывают это с большей степенью условности музыкального театра по сарвнению с кино - прим. Ale>.
И все же интересно отметить, что colour-blind кастинг имеет место чаще всего тогда, когда речь идет о ролях второго плана (Эпонина и Фантина): редко случается, чтобы Вальжана или Жавера исполнял актер, не принадлежащий к доминирующей этнической группы данной страны.
|
Уф.
Я это все к чему? Не знаю, к чему. Просто из любопытства.
Но вот если Ли Салонга в роли Эпонины смотрится вполне органично, то Эпонина африканского происхождения как-то, ИМХО, смотрелась бы не очень. Не говоря уж о Козетте. Ну, что поделаешь, если эти героини - француженки, а француженки принадлежат к европеоидному типу?
Ну да, С. Бондарчук играл Отелло, но европеоида под мавра загримировать можно, а наоборот? И надо ли?
В общем, темный лес.

Но интересно.