|
![]() |
#1 |
администратор
На форуме с: Oct 2001
Место жительства: Москва
Сообщений: 7,830
|
Расцвет мюзикла по-русски
Расцвет мюзикла по-русски
Эпоха мюзикла или «бродвейской музыкальной комедии» на родине давно кончилась. Впервые -- в 30-х, когда сложились все стереотипы жанра: коренастая сценарность c непременной «лучезаринкой», пружинный ритм ревю, сценичность кукольного театра и актерский универсализм. Потом -- в 60-е, когда мягко оджазованный англо-американский комический театр, ставший ласковым и пышным при посредничестве композиторского профессионализма, попал под каток рок-музыки. И новые шик-шоу вроде Hair группы The Who, Tommy или Jesus Christ открыли эру рок-мюзикла (именно мюзикла, а не рок-оперы). И наконец -- в 80-е, когда лондонский Уэст-энд победил нью-йоркский Бродвей, придав мюзиклу опереточное наклонение и одновременно превратив его в мегашоу с параллельной продажей маек, кепок, зажигалок и трусов. Бедное дитятко с плаката «Отверженных» оказалось братцем Микки-Мауса. В этом смысле Элтон Джон с «Аидой» и «Королем Львом» -- наследник не только бродвейских, но и новейших уэст-эндовских традиций. Последняя интрига старинного жанра -- постмодернистские продукты 90-х. «Чикаго» в эротической ретро-хореографии Боба Фосса и с участием немецкой интеллектуалки Уте Лемпер -- один из главных примеров (поскольку в России язвительный эстетский ретро-взгляд на мюзикл невозможен, вместо Лемпер у нас будут Филя и Лолита). Другой пример -- венские «Элизабет» и «Моцарт», стараниями режиссера Гарри Купфера превратившиеся в хулиганскую рефлексию жанра о самом себе и причудах поп-культуры. Толпа моцартов с воздушными шариками а-ля шоколадки «Моцарт-кугельн» или Амадей, убивающий Вольфганга, -- еще один знак смерти жанра, при сильных трансформациях уже перестающего быть самим собой. Мюзикл -- не маленькая опера, а большой театр. Здесь согласны все спорящие эксперты. В отличие от оперы и оперетты мюзикл берется не из партитуры, а из сценария и постановочной схемы. Музыка в мюзикле дополнительна. Если родовая черта жанра -- это непременная разговорная «речь сегодняшнего дня», то у партитуры похожий статус: это актуальный музыкальный разговорник. Спектакли живут ровно столько, сколько живет их сленг. Технология проката-переноса заключается в создании копии с нюансами, так что экспорт мюзикла -- всегда экспорт целого куска культуры в актуальной, разговорной версии. Национальный мюзикл возможен, но это больше экзерсис на тему поисков «особого пути» (так сделаны и русская бард-опера «Норд-Ост», и французский шансон-концерт «Нотр-Дам» и постмодерные венцы). Места и времена меняются, мюзикл танцует по-другому (но чаще -- степом), изъясняется то языком Бернстайна, то языком «Волос», то по-кошачьи опереточными шлягерами, но его основа всегда архетипична, если не сказать стереотипизирована. Демократические, массовые среды потребляют массовые мифы: от истории про то, как массовая культура сама себя производит при участии непременной Золушки, до Гюго, Шекспира или Шоу. Выкроенный по ценностным и эстетическим лекалам мидл-класса, мюзикл амбициозен. Старые истории поются, танцуются, украшаются и продаются с учетом актуальных технологий -- постановочных, коммерческих и т.д. Тем не менее за шиком любых обновлений стоит мощная инерция стабильности. И в «Томми», и в «Моей прекрасной леди» просвечивают квазироссиниевские интонации. А «42-я улица» ничем принципиально не отличается от какого-нибудь ревю 1933 года, кроме масштаба и типа разговорной речи: мюзикл консервативен -- не эстетически, но идеологически. Ему как воздух необходимы три условия: буржуазно-демократическая чашка петри, высокая коммерциализация и разлитый в воздухе консервативный дух -- чтоб была фривольность в красивой раме добрых архетипов. Собственно, это и есть ответ на вопрос, почему именно сейчас в России настала наконец эра мюзикла. Здесь вырос массовый консервативный потребитель, в воздухе запахло ценностями в расхожих вариантах, требующих современной упаковки. Юлия БЕДЕРОВА Очень много четырехсложных словечек, совершенно не нужных для того, чтобы в очередной раз обозвать мюзикл фаст-фудом для среднего класса. ЗЫ: А 42 улица и не может отличаться от ревю 33 года - ведь в основе этого мюзикла и лежит эта эстетика и музыка того времени. А обозвать Отверженных опереттой мог только профан ![]()
__________________
Съешь еще этих мягких французских булок, да выпей чаю... Всегда приятно беседовать с людьми высокого интеллекта и благородных идеалов. (Приключения принца Флоризеля) They come here. They all come here. How do they find me? (c) Max Bialystock |
![]() |
![]() |
![]() |
#2 |
Сообщений: n/a
|
Чуть-чуть подправить лексику - будет статья из журнала "Крокодил" (был такой в моем раннем детстве). Хотя элементы имеются...А откуда цитата - больше смахивает на пародию?
ИМХО: в каждом жанре искусства, в каждом роде занятий есть свой масс-продукт и свое условно "высокое". К мюзиклам тоже относится. Есть совсем bubble gum, а есть e.g. Отв. Хотя для меня всю жизнь было загадкой, кто вправе поделить на высокое и не очень. По-моему, это тоже субъективное деление. Из серии: хочется ли мне снять шляпу или нет. Кому-то хочется ее снять, слушая Баха, кому-то - НДДП, а кому-то при прослушивании обоих произведений. А брать на себя ответственность за выщепление "высокого", "чистого", "светлого" - по меньшей мере, самонадеянно. Да еще бросаться ярлыками и умными словами типа "Чашки Петри". Вообще-то бактериям приятней и вкусней расти в колбе, а эукариотам - в спец фласках. В чашках Петри грустно расти всем. А в буржуазно-демократических подавно...Кстати, что такое ценности миддл класса? Чем ценности "Севильского цирюльника" отличаются от ценностей напр. "Фантома"? Разбор полетов и брызгание ядовитой слюной может затянуться, поэтому умолкаю |
![]() |
![]() |
#3 |
Снова холодильник
На форуме с: Nov 2001
Место жительства: в стране холодильников
Сообщений: 2,684
|
Мне только одно интересно: куда сия высоколобая дама отнесла мюзиклы Сондхейма?
![]()
__________________
Вот и я говорю - ахинея, а Пендальф говорит - ножницы... (с)Goblin |
![]() |
![]() |
![]() |
#4 |
Серый волк
На форуме с: Nov 2001
Место жительства: английская глубинка
Сообщений: 4,378
|
"Сондхейм? А что это?" :D :D :D :D :D :D :D :D
__________________
Я злой и страшный серый волк, я в поросятах знаю толк. Ррррр! |
![]() |
![]() |
![]() |
#5 |
Снова холодильник
На форуме с: Nov 2001
Место жительства: в стране холодильников
Сообщений: 2,684
|
У меня такое впечатление, что про Сондхейма у нас знают... дай подумать... 6 человек. Перечисляю:
Света, ты, я, Алена, Наташа и... Журбин! :D :D
__________________
Вот и я говорю - ахинея, а Пендальф говорит - ножницы... (с)Goblin |
![]() |
![]() |
![]() |
#6 |
Серый волк
На форуме с: Nov 2001
Место жительства: английская глубинка
Сообщений: 4,378
|
Не надо грязи. (С)
Я бы еще в этот список по крайней мере одного, а то и двух людей (из Питера) добавил бы. ;-)))
__________________
Я злой и страшный серый волк, я в поросятах знаю толк. Ррррр! |
![]() |
![]() |
![]() |
#7 |
Снова холодильник
На форуме с: Nov 2001
Место жительства: в стране холодильников
Сообщений: 2,684
|
Ну да, это я погорячилась.
![]() ![]()
__________________
Вот и я говорю - ахинея, а Пендальф говорит - ножницы... (с)Goblin |
![]() |
![]() |
![]() |
#8 |
учОный мЫшЪ
На форуме с: Nov 2001
Место жительства: в вашем компе
Сообщений: 2,168
|
Конъюнктура, братцы!
Есть такое дело - пиши чего пооригинальнее методом от противного. Расцвет мюзикла - значит, он становится популярным - эрго попса - надо обругать. Логика журналистская сродни женской из анекдота "Граждане, он меня проституткой обозвал!!!"
Далее. Кто-то умный сказал, не помню кто: "Если человек любит Шекспира и говорит об этом - ничего в этом интересного и интригующего нет. А вот если он Шекспира грязью поливает - уже интересно, мысль возникает: да он фигура - Шекспира не признает..." Вот и здесь так же. Еще умными словами разбавить, не очень-то понимая их смысл. Потом логика нашей прессы в отношении искусства мало изменилась с советских времен, когда действовал принцип "Хвалят выставку - дерьмо, ругают - надо бежать". Просто теперь под это подводят еще и псевдонаучную базу. Резюмирую: даме не нравится жанр абстрактно, как, впрочем, и многим. Скорее всего, она и не слышала ни одного мюзикла... Поверьте, это возможно! Я с таким сталкивалась...
__________________
Выпустив эту парфянскую стрелу, он ушел, а оба соперника смотрели ему вслед, разинув рты. (с) |
![]() |
![]() |
![]() |
#9 |
Sweet Secretariat!
На форуме с: Jan 2002
Место жительства: The Pie Hole
Сообщений: 3,204
|
Мюзикл- точка пересечения высокого и низкого искусства (Телеканал "Культура", 6.10.02). Там же было сказано о постановке "Призрака" в России как о свершившемся факте. И кто это настолько осмелел? Боюсь, что МСК....
__________________
Южно-эфиопский грач увёл мышь за хобот на съезд ящериц |
![]() |
![]() |
![]() |
#10 | |
Снова холодильник
На форуме с: Nov 2001
Место жительства: в стране холодильников
Сообщений: 2,684
|
Re: Конъюнктура, братцы!
Цитата:
![]() |
|
![]() |
![]() |
![]() |
#11 |
администратор
На форуме с: Oct 2001
Место жительства: Москва
Сообщений: 7,830
|
Обан, права на POTO покупает (или уже купил) Линк
![]()
__________________
Съешь еще этих мягких французских булок, да выпей чаю... Всегда приятно беседовать с людьми высокого интеллекта и благородных идеалов. (Приключения принца Флоризеля) They come here. They all come here. How do they find me? (c) Max Bialystock |
![]() |
![]() |
|