Назад   Форум на Musicals.Ru > Мюзиклы в России
Зарегистрироваться ЧАВО Список пользователей Пометить разделы как прочитанные

Ответ
 
Панель управления обсуждением
Старые 05-10-2002, 23:56   #1
charisma
администратор
 
Аватар пользователя charisma
 
На форуме с: Oct 2001
Место жительства: Москва
Сообщений: 7,830
Расцвет мюзикла по-русски

Расцвет мюзикла по-русски

Эпоха мюзикла или «бродвейской музыкальной комедии» на родине давно кончилась. Впервые -- в 30-х, когда сложились все стереотипы жанра: коренастая сценарность c непременной «лучезаринкой», пружинный ритм ревю, сценичность кукольного театра и актерский универсализм. Потом -- в 60-е, когда мягко оджазованный англо-американский комический театр, ставший ласковым и пышным при посредничестве композиторского профессионализма, попал под каток рок-музыки. И новые шик-шоу вроде Hair группы The Who, Tommy или Jesus Christ открыли эру рок-мюзикла (именно мюзикла, а не рок-оперы). И наконец -- в 80-е, когда лондонский Уэст-энд победил нью-йоркский Бродвей, придав мюзиклу опереточное наклонение и одновременно превратив его в мегашоу с параллельной продажей маек, кепок, зажигалок и трусов. Бедное дитятко с плаката «Отверженных» оказалось братцем Микки-Мауса. В этом смысле Элтон Джон с «Аидой» и «Королем Львом» -- наследник не только бродвейских, но и новейших уэст-эндовских традиций.

Последняя интрига старинного жанра -- постмодернистские продукты 90-х. «Чикаго» в эротической ретро-хореографии Боба Фосса и с участием немецкой интеллектуалки Уте Лемпер -- один из главных примеров (поскольку в России язвительный эстетский ретро-взгляд на мюзикл невозможен, вместо Лемпер у нас будут Филя и Лолита). Другой пример -- венские «Элизабет» и «Моцарт», стараниями режиссера Гарри Купфера превратившиеся в хулиганскую рефлексию жанра о самом себе и причудах поп-культуры. Толпа моцартов с воздушными шариками а-ля шоколадки «Моцарт-кугельн» или Амадей, убивающий Вольфганга, -- еще один знак смерти жанра, при сильных трансформациях уже перестающего быть самим собой.

Мюзикл -- не маленькая опера, а большой театр. Здесь согласны все спорящие эксперты. В отличие от оперы и оперетты мюзикл берется не из партитуры, а из сценария и постановочной схемы. Музыка в мюзикле дополнительна. Если родовая черта жанра -- это непременная разговорная «речь сегодняшнего дня», то у партитуры похожий статус: это актуальный музыкальный разговорник. Спектакли живут ровно столько, сколько живет их сленг. Технология проката-переноса заключается в создании копии с нюансами, так что экспорт мюзикла -- всегда экспорт целого куска культуры в актуальной, разговорной версии.

Национальный мюзикл возможен, но это больше экзерсис на тему поисков «особого пути» (так сделаны и русская бард-опера «Норд-Ост», и французский шансон-концерт «Нотр-Дам» и постмодерные венцы).

Места и времена меняются, мюзикл танцует по-другому (но чаще -- степом), изъясняется то языком Бернстайна, то языком «Волос», то по-кошачьи опереточными шлягерами, но его основа всегда архетипична, если не сказать стереотипизирована. Демократические, массовые среды потребляют массовые мифы: от истории про то, как массовая культура сама себя производит при участии непременной Золушки, до Гюго, Шекспира или Шоу. Выкроенный по ценностным и эстетическим лекалам мидл-класса, мюзикл амбициозен. Старые истории поются, танцуются, украшаются и продаются с учетом актуальных технологий -- постановочных, коммерческих и т.д. Тем не менее за шиком любых обновлений стоит мощная инерция стабильности. И в «Томми», и в «Моей прекрасной леди» просвечивают квазироссиниевские интонации. А «42-я улица» ничем принципиально не отличается от какого-нибудь ревю 1933 года, кроме масштаба и типа разговорной речи: мюзикл консервативен -- не эстетически, но идеологически.

Ему как воздух необходимы три условия: буржуазно-демократическая чашка петри, высокая коммерциализация и разлитый в воздухе консервативный дух -- чтоб была фривольность в красивой раме добрых архетипов. Собственно, это и есть ответ на вопрос, почему именно сейчас в России настала наконец эра мюзикла. Здесь вырос массовый консервативный потребитель, в воздухе запахло ценностями в расхожих вариантах, требующих современной упаковки.


Юлия БЕДЕРОВА

Очень много четырехсложных словечек, совершенно не нужных для того, чтобы в очередной раз обозвать мюзикл фаст-фудом для среднего класса.

ЗЫ: А 42 улица и не может отличаться от ревю 33 года - ведь в основе этого мюзикла и лежит эта эстетика и музыка того времени. А обозвать Отверженных опереттой мог только профан)
__________________
Съешь еще этих мягких французских булок, да выпей чаю...
Всегда приятно беседовать с людьми высокого интеллекта и благородных идеалов.
(Приключения принца Флоризеля)
They come here. They all come here. How do they find me?
(c) Max Bialystock
charisma оффлайн   Ответить с цитированием
Старые 06-10-2002, 04:03   #2
 
Сообщений: n/a
Чуть-чуть подправить лексику - будет статья из журнала "Крокодил" (был такой в моем раннем детстве). Хотя элементы имеются...А откуда цитата - больше смахивает на пародию?
ИМХО: в каждом жанре искусства, в каждом роде занятий есть свой масс-продукт и свое условно "высокое". К мюзиклам тоже относится. Есть совсем bubble gum, а есть e.g. Отв.
Хотя для меня всю жизнь было загадкой, кто вправе поделить на высокое и не очень. По-моему, это тоже субъективное деление. Из серии: хочется ли мне снять шляпу или нет. Кому-то хочется ее снять, слушая Баха, кому-то - НДДП, а кому-то при прослушивании обоих произведений. А брать на себя ответственность за выщепление "высокого", "чистого", "светлого" - по меньшей мере, самонадеянно. Да еще бросаться ярлыками и умными словами типа "Чашки Петри". Вообще-то бактериям приятней и вкусней расти в колбе, а эукариотам - в спец фласках. В чашках Петри грустно расти всем. А в буржуазно-демократических подавно...Кстати, что такое ценности миддл класса? Чем ценности "Севильского цирюльника" отличаются от ценностей напр. "Фантома"?
Разбор полетов и брызгание ядовитой слюной может затянуться, поэтому умолкаю
  Ответить с цитированием
Старые 07-10-2002, 01:06   #3
Volta
Снова холодильник
 
Аватар пользователя Volta
 
На форуме с: Nov 2001
Место жительства: в стране холодильников
Сообщений: 2,684
Мне только одно интересно: куда сия высоколобая дама отнесла мюзиклы Сондхейма?
__________________
Вот и я говорю - ахинея, а Пендальф говорит - ножницы...
(с)Goblin
Volta оффлайн   Ответить с цитированием
Старые 07-10-2002, 01:09   #4
Clyde
Серый волк
 
Аватар пользователя Clyde
 
На форуме с: Nov 2001
Место жительства: английская глубинка
Сообщений: 4,378
"Сондхейм? А что это?" :D :D :D :D :D :D :D :D
__________________
Я злой и страшный серый волк, я в поросятах знаю толк. Ррррр!
Clyde оффлайн   Ответить с цитированием
Старые 07-10-2002, 01:22   #5
Volta
Снова холодильник
 
Аватар пользователя Volta
 
На форуме с: Nov 2001
Место жительства: в стране холодильников
Сообщений: 2,684
У меня такое впечатление, что про Сондхейма у нас знают... дай подумать... 6 человек. Перечисляю:
Света, ты, я, Алена, Наташа и... Журбин! :D :D
__________________
Вот и я говорю - ахинея, а Пендальф говорит - ножницы...
(с)Goblin
Volta оффлайн   Ответить с цитированием
Старые 07-10-2002, 01:24   #6
Clyde
Серый волк
 
Аватар пользователя Clyde
 
На форуме с: Nov 2001
Место жительства: английская глубинка
Сообщений: 4,378
Не надо грязи. (С)

Я бы еще в этот список по крайней мере одного, а то и двух людей (из Питера) добавил бы. ;-)))
__________________
Я злой и страшный серый волк, я в поросятах знаю толк. Ррррр!
Clyde оффлайн   Ответить с цитированием
Старые 07-10-2002, 01:36   #7
Volta
Снова холодильник
 
Аватар пользователя Volta
 
На форуме с: Nov 2001
Место жительства: в стране холодильников
Сообщений: 2,684
Ну да, это я погорячилась. Но сия дама его явно не знает.
__________________
Вот и я говорю - ахинея, а Пендальф говорит - ножницы...
(с)Goblin
Volta оффлайн   Ответить с цитированием
Старые 07-10-2002, 10:46   #8
Ghera
учОный мЫшЪ
 
Аватар пользователя Ghera
 
На форуме с: Nov 2001
Место жительства: в вашем компе
Сообщений: 2,168
Конъюнктура, братцы!

Есть такое дело - пиши чего пооригинальнее методом от противного. Расцвет мюзикла - значит, он становится популярным - эрго попса - надо обругать. Логика журналистская сродни женской из анекдота "Граждане, он меня проституткой обозвал!!!"

Далее. Кто-то умный сказал, не помню кто: "Если человек любит Шекспира и говорит об этом - ничего в этом интересного и интригующего нет. А вот если он Шекспира грязью поливает - уже интересно, мысль возникает: да он фигура - Шекспира не признает..." Вот и здесь так же. Еще умными словами разбавить, не очень-то понимая их смысл.

Потом логика нашей прессы в отношении искусства мало изменилась с советских времен, когда действовал принцип "Хвалят выставку - дерьмо, ругают - надо бежать". Просто теперь под это подводят еще и псевдонаучную базу.

Резюмирую: даме не нравится жанр абстрактно, как, впрочем, и многим. Скорее всего, она и не слышала ни одного мюзикла...

Поверьте, это возможно! Я с таким сталкивалась...
__________________
Выпустив эту парфянскую стрелу, он ушел, а оба соперника смотрели ему вслед, разинув рты. (с)
Ghera оффлайн   Ответить с цитированием
Старые 07-10-2002, 12:36   #9
Oban
Sweet Secretariat!
 
Аватар пользователя Oban
 
На форуме с: Jan 2002
Место жительства: The Pie Hole
Сообщений: 3,204
Мюзикл- точка пересечения высокого и низкого искусства (Телеканал "Культура", 6.10.02). Там же было сказано о постановке "Призрака" в России как о свершившемся факте. И кто это настолько осмелел? Боюсь, что МСК....
__________________
Южно-эфиопский грач увёл мышь за хобот на съезд ящериц
Oban оффлайн   Ответить с цитированием
Старые 07-10-2002, 18:49   #10
Volta
Снова холодильник
 
Аватар пользователя Volta
 
На форуме с: Nov 2001
Место жительства: в стране холодильников
Сообщений: 2,684
Re: Конъюнктура, братцы!

Цитата:
Автор оригинала: Ghera
Резюмирую: даме не нравится жанр абстрактно, как, впрочем, и многим. Скорее всего, она и не слышала ни одного мюзикла...
Подозреваю, что дама действительно просто плохо представляет себе жанр, однако считает своим долгом высказаться.
Volta оффлайн   Ответить с цитированием
Старые 07-10-2002, 19:23   #11
charisma
администратор
 
Аватар пользователя charisma
 
На форуме с: Oct 2001
Место жительства: Москва
Сообщений: 7,830
Обан, права на POTO покупает (или уже купил) Линк) (Норд-Ост)
__________________
Съешь еще этих мягких французских булок, да выпей чаю...
Всегда приятно беседовать с людьми высокого интеллекта и благородных идеалов.
(Приключения принца Флоризеля)
They come here. They all come here. How do they find me?
(c) Max Bialystock
charisma оффлайн   Ответить с цитированием
Ответ


Сейчас это обсуждение просматривают: 1 (0 members and 1 guests)
 
Панель управления обсуждением

Что можно и нельзя
Вы нет можете создавать новые обсуждения
Вы нет можете отвечать в обсуждения
Вы нет можете присоединять файлы
Вы нет можете редактировать свои сообщения

vB код Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] коды Выкл.
HTML код Выкл.
Переход


Время GMT +4. Сейчас 19:44.



Лицензионный скрипт форума vBulletin 3.5.4
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd.
© 2001—2009, Musicals.Ru
 
MBN
 
MBN
Баннерная сеть портала Musicals.ru представляет собой уникальный некоммерческий проект, призванный объединить русскоязычные сайты, посвященные музыкальному театру, и помочь им расширить свою аудиторию.