ПРЕМЬЕРА НА ТВ!
Пятница, 23 ноября
23.00 — телеканал
ТВ3
КОШМАР НА УЛИЦЕ ВЯЗОВ (A Nightmare on Elm Street)
США. 2010. 95 минут. Цветной.
Язык оригинала: Английский.
Мистический хоррор — ремейк одноименного фильма
Уэса Крейвена (1984).
МОЯ ОЦЕНКА ФИЛЬМА: Так себе (3 из 7)
Никогда не спите, дети.
Всё, что вы должны делать, — спать.
Добро пожаловать в ваш новый кошмар.
Он знает, где вы спите.
Кошмар возвращается...
Добро пожаловать в его новый кошмар.
Добро пожаловать в твой новый кошмар!
Никогда не спи!
Добро пожаловать в новый кошмар!
Вы же знаете Фредди Крюгера? Он вечно ходит в полосатом красно-зеленом свитере и много повидавшей шляпе. На руке кожаная перчатка с лезвиями. 26 лет назад он начал кровавую игру с вашими родителями. Теперь он постарается добраться и до вас... Кто не спрятался, мы не виноваты.
В далеком 1990 году фильмы киносериала "Кошмар на улице Вязов" стали настоящим откровением для вашего покорного слуги. Именно "Кошмары" положили начало моей домашней видеотеке, с них началось мое увлечение кинематографом вообще и хоррором в частности, а насмешливый демон-убийца Фредди Крюгер надолго стал кумиром моей юности... Ну что ж, вот мы и дожили до того, что рано или поздно должно было случиться после новых версий "Хэллоуина" и "Пятницы, 13-го". Мода на "перезагрузки" популярных хорроров достигла своего апогея, замахнувшись на непревзойденную классику!
Итак, действие картины происходит как бы в двух измерениях: в реальности и в кошмарных снах, которые преследуют главных героев — обычных американских подростков Дина, Квентина, Крис, Нэнси и Джесси, живущих в самом обычном городке с романтическим названием Спрингвуд (то есть Весенний Лес). Но эти два измерения пересекаются — и в месте пересечения возникает жуткий монстр с сожженным лицом, убивающий перчаткой с длинными стальными когтями. И тот, кого он убивает во сне, гибнет по-настоящему...
Вряд ли найдется хоть один потребитель западной поп-культуры, которому ничего не говорит имя Фредди Крюгера — убийцы из сновидений. В конце 1980-х годов Фредди был признан самым узнаваемым киногероем и с тех пор постоянно возглавляет или как минимум входит в число лидеров различных топ-списков о кино — от "самый страшный маньяк" до "самый остроумный злодей"! И когда сообщили, что бессменный исполнитель роли Фредди Роберт Энглунд не будет участвовать в ремейке, стало ясно, что именно от выбора актера будет зависеть, получится фильм или нет. И надо признать, с выбором продюсеры не ошиблись: болезненная харизма Джеки Эрла Хейли пришлась как нельзя кстати. В его Фредди Крюгере оказались как бы сплавлены две его лучшие роли — до жути реалистичный педофил Ронни Макгорви из драмы "Как малые дети" и макабрический супергерой Роршах из комикса "Хранители".
Однако при полном сохранении привычной нам внешности — обгоревшее лицо, мятая коричневая шляпа, полосатый свитер и перчатка с когтями — это отнюдь не тот Фредди, к которому мы привыкли. Предыстория героя изменена в корне — вместо респектабельного семьянина, прячущего в подвале свое альтер-эго детоубийцы, каким при жизни был Крюгер Энглунда, мы видим вкрадчивого педофила, нашедшего свою "игровую площадку" в одном из детских садиков Спрингвуда, и болезненное, почти детское лицо Хейли пугает до дрожи — именно такие лица бывают у самых страшных маньяков... С одной стороны, этот ход выгодно отличает новый "Кошмар" от перепевок "Хэллоуина" и "Пятницы, 13-го", где герои попросту скопированы с оригиналов. Но с другой — лишает образ Фредди мощной составляющей, делавшей его городской легендой, воплощением страха целого города перед неведомым злом, убивающим детей...
Явление же Крюгера во снах стало возвращением к концепции образа, придуманной Уэсом Крейвеном, — многие уже и забыли, что изначально Фредди отнюдь не был тем улыбчивым и болтливым обаяшкой, каким он стал в сиквелах (ни один из которых, кстати, не нравится Крейвену). В результате вместо привычной нам "пиццы с улыбкой" усилиями маэстро грима Эндрю Клемента на экране возникает куда как более реалистично обожженное лицо — а вернее, его отсутствие, — а визуальные эффекты воплощают наконец мечту Крейвена о сгоревших щеках, сквозь которые виднеются кости. Так что "перезагруженный" Фредди не подкачал — но увы, только сам по себе. А вот всё остальное...
Увы, режиссура Сэмюэла Бэйера содержит классический набор недостатков полнометражного кинодебюта бывшего клипмейкера: излишнее внимание к несущественным деталям при дефиците внимания к действительно важным моментам, умение выстроить отдельные эпизоды при полной неспособности держать темпоритм на протяжении всего фильма, etc. Визуализации кошмаров представляют собой либо ускоренное воспроизведение знакомых кадров из оригинального фильма, либо цитаты из других хорроров — как, например, снег, идущий в комнате.
Из молодых актеров, занятых в основных ролях, ни один не дотягивает до уровня, заданного оригинальным киносериалом, который всегда выгодно отличался от других "кровавых саг", помимо всего прочего, глубокой проработкой образов и яркостью характеров даже тех героев, которые погибали первыми. А тут мы видим стандартный набор плоских типажей в худших традициях "Пятницы, 13-го" — которые при этом еще и выглядят так взросло, что не всегда понятно, где мама, где дочка... Или в Штатах такая уж повальная акселерация?
Кстати, мамам-папам, игравшим далеко не последнюю роль в оригинале, достойного места в ремейке вообще не нашлось, что тоже ощутимо обеднило сюжет. Вероятно, всему виной то, что сценарий фильма представляет собой компиляцию аж из четырех различных версий (а всего их было около 15-ти!). В результате сюжет грешит легковесностью и изобилует натяжками: полиция не проявляет никакого интереса к парню, который привез истекающую кровью девушку в больницу, родители от любимых чад вообще норовят улететь в Нью-Йорк, а жертвам почему-то снится выпавшая из сюжета бойлерная...
И безумно обидно, что потенциально мощная сюжетная линия безвинного осуждения Фредди — с неожиданной и очень удачной параллелью с легендой о Гамельнском Крысолове! — не получает достойного развития: вот это был бы действительно очень смелый ход в перезагрузке образа одного из любимейших антигероев нашего времени!
И все-таки главное в фильме сохранено: сам образ Фредди Крюгера как метафора человеческого страха. Подсознательного, абсолютного страха, живущего в каждом человеке и вытесняемого, по Фрейду, в сновидения. Ведь этот жуткий монстр из кошмаров — не просто очередной Бука, а порождение нашего разума, сон которого, как известно, рождает чудовищ. И пока мы хоть чего-то боимся, чудовище по имени Фредди Крюгер будет вновь и вновь воскресать в кошмарах.
Заявленный бюджет фильма —
$35,000,000.
Кассовые сборы в мировом кинопрокате —
$115,664,037.
Кассовые сборы в кинопрокате США —
$63,075,011.
Кассовые сборы в кинопрокате России —
$5,819,106.
Производство —
"Платинум Дюнс".
Заказчик —
"Нью Лайн Синема".
Права —
"Нью Лайн Продакшнс, Инк.".
Съемочный период:
5 мая 2009 — 10 июля 2009.
Натурные съемки — кладбище
Блафф-Сити (Элджин, штат Иллинойс, США); высшая школа
Джона Херси (Арлингтон-Хайтс, штат Иллинойс, США);
Чикаго,
Цицерон,
Баррингтон,
Лейк-Форест и
Орланд-Парк (штат Иллинойс, США);
Гэри (штат Индиана, США).
Пересъемки —
Лос-Анджелес (штат Калифорния, США).
Художники-концептуалисты —
Константин Секерис и
Джош Бэйер.
Произведения искусства Нэнси —
Джессика Шии.
Постановщики трюков —
Курт Брайант и
Марк Гинтер.
Боевая хореография (лос-анджелесская группа) —
Брэд Аллан.
Трюковой дублер Руни Мары —
Никки Хестер (без указания в титрах).
Трюковой дублер Келлана Лутца —
Том Маккомас (без указания в титрах).
Заглавные титры — студия
"Пролог Филмз".
Супервайзер визуальных эффектов —
Марк Колби.
Продюсер визуальных эффектов —
Аннамария Григгс.
Визуальные эффекты — студии
"Метод",
"Пиксомондо" и
"Диджископ".
Супервайзер специальных эффектов (лос-анджелесская группа) —
Аллен Холл.
Координатор специальных эффектов —
Джон Д. Милинак.
Художник по контактным линзам —
Кристина Паттерсон Керет (без указания в титрах).
Специальные пластические гримэффекты —
Эндрю Клемент.
Грим —
Карен Линн.
Костюмы —
Мэри-Ан Кео.
Художник —
Патрик Ламб.
Декоратор —
Карен Фрик.
Декоратор (лос-анджелесская группа) —
Келли Берри.
Оператор —
Джефф Каттер.
Оператор (лос-анджелесская группа) —
Лукас Эттлин.
Монтаж —
Глен Скэнтлбери.
Композитор —
Стив Яблонский.
Дополнительная музыка —
Джей Флуд.
"Заглавие" (Main Title) из фильма
"Кошмар на улице Вязов" (1984): музыка —
Чарльз Бернстайн.
"Скакалка" (Jump Rope) из фильма
"Кошмар на улице Вязов" (1984): музыка —
Чарльз Бернстайн.
"Мужчина и женщина" (Un Homme et Une Femme): музыка и текст —
Пьер Бару и
Франсис Лай, исполнение — группа
"Хит Крью".
"Всё, что я должен делать, — это спать" (All I Have to Do Is Dream): музыка и текст —
Будло Брайант, исполнение — группа
"Эверли Бразерс".
Исполнительные продюсеры —
Майк Дрейк,
Роберт Шей,
Майкл Линн,
Ричард Бренер,
Уолтер Хамада и
Дейв Нойштадтер.
Продюсеры —
Майкл Бэй,
Эндрю Форм,
Брэд Фуллер
Сюжет —
Уэсли Стрик (по персонажам
Уэса Крейвена).
Сценаристы —
Уэсли Стрик и
Эрик Хайссерер.
Режиссер —
Сэмюел Байер.
В главных ролях:
Джеки Эрл Хейли (Фредди Крюгер),
Кайл Гэллнер (Квентин Смит),
Руни Мара (Нэнси Холбрук),
Кейти Кэссиди (Крис Фаулз),
Томас Деккер (Джесси Бруан),
Келлан Лутц (Дин Расселл), а также
Конни Бриттон (доктор Гвен Холбрук) и
Клэнси Браун (Алан Смит).
В фильме также снимались:
Лия Мортенсен (Нора Фаулз),
Джулианна Дэмм (маленькая Крис),
Кристиан Столти (отец Джесси),
Кейти Шупинг Найт (1-я жуткая девочка),
Хэйли Шупинг Найт (2-я жуткая девочка),
Лея Ютег (3-я жуткая девочка),
Дон Роберт Кэсс (учитель истории),
Курт Нэбиг (отец Дина),
Кайра Круминс (маленькая Нэнси),
Брэйден Койер (маленький Джесси),
Макс Хольт (маленький Дин),
Эндрю Фишелла (заключенный),
Боб Кайзер (тренер по плаванию),
Пит Келли (офицер),
Джейсон Брэндстеттер (полицейский в окружной тюрьме),
Роб Райли (священник),
Скотт Линдволл (санитар),
Доминик Ковиелло (фармацевт),
Паркер Бэгли (Пэкстон (друг в закусочной)),
Дженнифер Роберс (мама Дина),
Таня Рэндалл (медсестра),
Логан Штальцер (маленький Логан),
Кристофер Вудс (маленький Кристофер).
Дубляж — студия
"МОСФИЛЬМ-мастер".
Режиссер дубляжа —
Всеволод Кузнецов.
Роли дублировали:
Владимир Зайцев (Фредди Крюгер),
Прохор Чеховской (Квентин Смит),
Наталья Фищук (Нэнси Холбрук),
Наталья Грачева (Крис Фаулз),
Василий Зотов (Джесси Бруан),
Евгений Вальц (Дин Расселл),
Елена Соловьева (доктор Гвен Холбрук),
Андрей Ярославцев (Алан Смит),
Лариса Некипелова (Нора Фаулз),
Лиза Мартиросова и другие.
Награды
Пpемия
"Выбоp наpода" (США) в номинации "любимый хоppоp".
Премия
"Бензопила" издания
"Фангоpия" (США) в антиноминации "худший фильм".
Интересные факты
Оригинальная франшиза
"Кошмар на улице Вязов" насчитывает 7 полнометражных кинофильмов плюс кроссовер
"Фредди против Джейсона" (2003) и плюс телесериал
"Кошмары Фредди" (1988-89), выдержавший два сезона.
После провального кроссовера сначала намечался проект приквела. Потом — ремейка. Потом решили совместить!
Создатель оригинального фильма
Уэс Крейвен не принимал никакого участия в съемках ремейка и публично высказался против самой его идеи.
Роберт Энглунд сам не захотел возвращаться к своей коронной роли Фредди Крюгера, сочтя, что его (Энглунда) участие заставит зрителей воспринимать фильм как еще один сиквел.
Таким образом, это первый фильм франшизы, где Фредди Крюгера не играет Роберт Энглунд.
Ни один из актеров оригинальных
"Кошмаров" не снялся в ремейке, хотя сыграть камео предлагали Роберту Энглунду и
Джону Сэксону, игравшему лейтенанта Дональда Томпсона.
Первым из актеров на свою роль был утвержден
Кайл Гэллнер (Квентин Смит), а последней —
Кэти Кэссиди (Крис Фаулз).
Во время проб Кайл Гэллнер произвел такое сильное впечатление, что получил роль в тот же день.
Во время съемок Кайл Гэллнер реально пострадал: один из ножей перчатки Фредди по-настоящему порезал ему живот.
Томас Деккер (Джесси Браун) запомнился любителям хоррора еще в 8-летнем возрасте по замечательному исполнению роли Дэвида в фильме
Джона Карпентера "Деревня проклятых" (1995).
Джесси Браун в этом фильме не имеет никакого отношения к Джесси Уолшу, главному герою фильма
"Кошмар на улице Вязов, часть 2: Месть Фредди" (1985).
Съемки одного из эпизодов фильма проходили в огромной заброшенной методистской церкви в городе Гэри (штат Индиана).
Чтобы вызвать живую реакцию актеров в эпизоде в "пещере" Крюгера, между фотографиями детей режиссер положил жуткие снимки хирургических операций.
Самыми охраняемыми объектами на съемочной площадке были перчатки Фредди Крюгера, так как во время съемок классических "Кошмаров" именно их часто воровали (самой известной стала перчатка, украденная со съемок фильма
"Кошмар на улице Вязов, часть 2: Месть Фредди" (1985), а затем появившаяся в хорроре
Сэма Рэйми "Зловещие мертвецы-II" (1987)).
Поначалу на роль Фредди предполагались
Билли Боб Торнтон или
Мэтью Макконохи, но в результате новым Крюгером стал
Джеки Эрл Хейли, поразивший образом педофила в фильме
"Как малые дети" (2006), за которую актер получил поминацию на "Оскар" и ряд премий критиков.
Среди поклонников франшизы слухи о назначении Джеки Эрла Хейли на роль Фредди в ремейке ходили еще до того, как ему предложили эту роль. В многочисленных интервью актер говорил, что он в курсе этих слухов и будет рад сыграть Фредди, если ему предложат. Как ни странно, в конце концов Джеки действительно получил роль Крюгера!
Между прочим, Джеки Эрл Хейли стал не вторым, а третьим актером, сыгравшим Фредди Крюгера. Первым был Роберт Энглунд, а вторым — культурист
Майк Смит, сыгравший Суперфредди в фильме
"Кошмар на улице Вязов: Дитя сновидений" (1989).
Начав сниматься в роли Фредди, Джеки Эрл Хейли, подобно своему предшественнику Роберту Энглунду, тут же принялся импровизировать реплики прямо в кадре, чувствуя, что его партнерам будет легче играть испуг и растерянность, если они не будут заранее знать, что скажет Крюгер.
Первоначально предполагалось, что обгоревшее лицо Крюгера будет создано по большей части визуальными эффектами, однако в результате компьютерная графика составила лишь малую часть эффектов. По словам продюсера
Брэда Фуллера, сожженое лицо Фредди в фильме — это на 98% специальный грим.
Образ нового Фредди Крюгера стал возвращением к оригинальной концепции, придуманной Уэсом Крейвеном. Многие уже и забыли, что изначально Фредди отнюдь не был тем
улыбчивым и болтливым обаяшкой, каким он стал в сиквелах (ни один из которых, кстати, не нравится Крейвену), — это был значительно менее разговорчивый,
более мрачный и зловещий персонаж. В ремейке Крюгер вновь такой, каким был в оригинальном фильме: у него значительно меньше шуток, острот, каламбуров, да и реплик вообще, чем было у Фредди в сиквелах.
Сожженное лицо нового Крюгера также отразило возвращение к оригинальной концепции Уэса Крейвена. В результате вместо привычной нам "пиццы с улыбкой" с крючковатым носом на экране возникает куда как более реалистично обожженное лицо — вернее, его отсутствие, — а визуальные эффекты воплощают наконец мечту Крейвена о сгоревших щеках, сквозь которые виднеются кости.
Важным концептуальным решением внешности нового Фредди Крюгера стал уход от традиционного крючковатого "ведьминского" носа. Вот что по этому поводу сказал разработчик гримэффектов Эндрю Клемент: "Это нечто большее, чем Фредди с зажившими ожогами, которого я не понимал в начале... От чего мы действительно отступили, так это от носа. Я помню интервью с Кевином Ягером или с кем-то из других людей, которые делали грим. Они говорили, что хотели сделать его "ведьмой-мужчиной", вот почему в то время нос стал длинным. Такое решение понятно, но я не думал, что это нам подходит, — вы ведь на самом деле не видели Роберта Энглунда до того, как его сожгли. Я знал, сколько мы будем видеть Джеки, так что я не мог вообразить, что нос Джеки внезапно станет длинным. С чего бы нам делать это?"
Наложение грима Фредди Крюгера каждый раз занимало 3 часа (на съемках оригинального фильма Роберта Энглунда гримировали по 6 часов).
Во время съемок Джеки Эрл Хейли носил специальные контактные линзы, которые оказались сделаны некачественно. В результате актер повредил себе роговицы — да так, что съемки пришлось на некоторое время прервать. Красные кровоподтеки в белках глаз Хейли продержались две недели.
Известно, что
Джонни Депп, чьим дебютом в кино стала роль Глена Лантца в оригинальном
"Кошмаре на улице Вязов" (1984), попал на кастинг совершенно случайно, за компанию с другом. Но мало кто знает, что этим другом, не получившим тогда роль Глена, был не кто иной, как... 23-летний Джеки Эрл Хейли!
Интересные цитаты и реминисценции
Реплика Фредди "Мокрые сны у детки?" перекочевала из фильма
"Кошмар на улице Вязов-4: Хозяин Сновидений" (1988).
Мама Крис работает стюардессой и говорит, что опаздывает на ночной рейс — это отсылка к фильму
"Ночной рейс" (2005), поставленному создателем оригинального
"Кошмара на улице Вязов" (1984)
Уэсом Крейвеном.
Фильм никак не пересекается с картиной
Маркуса Ниспела "Пятница, 13-е" (2009) — ремейком первых трех фильмов конкурирующей франшизы
"Пятница, 13-е" (1980-93), — несмотря на наличие кроссовера
"Фредди против Джейсона" (2003) и тот факт, что обе ленты произведены одними и теми же компаниями.