Мюзикл Алый первоцвет — Мюзиклы
МЫ ЗНАЕМ О МЮЗИКЛАХ ВСЕ!

Наталья Карпова

Алый первоцвет

Алый первоцвет

1997

музыка Frank Wildhorn (Фрэнк Уайлдхорн)

либретто Nan Knighton (Нэн Найтон)

Наряду с большими шедеврами большой литературы почетное место на наших книжных полках и в наших сердцах занимают и другие шедевры, которые, быть может, не поражают читателя глубиной познания мира и души человека, но заставляют его затаив дыхание следить за приключениями персонажей и развитием интриги. Хорошо написанная мелодрама с элементами детектива, особенно созданная на материале эпохи, окруженной ореолом романтики, обречена на успех. В романе Эммушки Орцы The Scarlet Pimpernel читатель найдет все, чего можно ждать от жанра романа-фельетона, классические образцы которого создал А. Дюма-отец: отважного героя, прекрасную героиню, любовь и кровь, а главное — приключения. По мотивам этой книги и был создан мюзикл The Scarlet Pimpernel. Его авторами стали композитор Фрэнк Уайлдхорн (к тому времени уже известный как автор мюзикла «Джекилл и Хайд» и некоторых других произведений) и либреттистка Нэн Найтон.

Роман — и мюзикл — рассказывает историю сэра Перси Блейкни, английского дворянина, который сделал своей миссией спасение от гильотины французских аристократов, обреченных на смерть Великой Французской Революцией. Чтобы не быть пойманными, сэр Перси и его единомышленники в частной жизни притворяются пустыми модниками, гораздо больше занятыми фасонами своих галстуков, чем политикой.

Действие мюзикла начинается в театре Комеди Франсэз выступлением главной героини, актрисы Маргариты Сен-Жюст. Закончив свой номер, она объявляет о своей помолвке с присутствующим тут же сэром Песивалем Блейкни. Влюбленные отбывают в Англию, где и собираются сочетаться браком.

В это время на Гревской площади казнят маркиза де Сен-Сира, одного из лучших друзей сэра Перси. Последний узнает об этом как раз в день своей свадьбы — как и о том, что косвенной виновницей ареста маркиза стала Маргарита, одно время поставлявшая сведения агенту Робеспьера, гражданину Шовлену, и даже, возможно, состоявшая с ним в связи. Потрясенный сэр Перси покидает свою жену накануне брачной ночи и, вместе со своими друзьями, решает основать Лигу, которая поставила бы своей целью спасение невинных от гильотины. Благотворительная деятельность Лиги не остается незамеченной. Робеспьер поручает Шовлену найти и арестовать их вожака, скрывающегося под именем Алый Первоцвет.

Шовлен рассчитывает на Маргариту и напоминает ей об их былых отношениях, однако Маргарита отказывается помогать ему. Тогда он прибегает к шантажу: если Маргарита не поможет ему обнаружить преступника, ее брат Арман будет казнен. У женщины нет выбора и она, запиской, переданной ею одному из членов Лиги, вызывает Первоцвета на свидание. Сэр Перси, невидимый Маргаритой, выслушивает ее признание: оказывается, она не была виновна в смерти маркиза Сен-Сира, поскольку она сама подверглась шантажу со стороны Шовлена. Маргарита умоляет спасти ее брата, одновременно предупреждая Первоцвета о том, что на него идет охота. Сэр Перси с облегчением понимает, что напрасно обвинял Маргариту. Он бросается в Париж, на помощь ее брату. В Париж отправляется и Маргарита — только для того, чтобы быть схваченной и казненной вместе с Арманом Сен-Жюстом. Однако все это — всего лишь ловушка, которую Робеспьер и Шовлен расставили главному герою: перед самой казнью Арману и Маргарите дают сбежать, с тем, чтобы они вывели их на укрытие Первоцвета . Все маски сброшены: Маргарита узнает своего мужа, Шовлен понимает, что его провели. Злодей и герой сражаются на дуэли, а затем сэр Перси и Маргарита вновь объясняются друг другу в любви и отплывают в Англию.

На Бродвее The Scarlet Pimpernel открылся 9 ноября 1997 года в театре Минскофф (Minskoff Theatre). Режиссером шоу стал Питер Хант (Peter Hunt), хореографом — Адам Пелти (Adam Pelti). Оформлял мюзикл художник по декорациям Эндрю Джекнесс (Andrew Jackness), эскизы костюмов были созданы Джейн Гринвуд (Jane Greenwood), за свет отвечала Наташа Кац (Natasha Katz), а за звук — Карл Ричардсон (Karl Richardson). Главные роли исполнили Кристина Андреас (Christina Andreas, Маргарита), Дуглас Силлс (Douglas Sills, сэр Перси) и Терренс Манн (Terrence Mann, Шовлен). Дуглас Силлс создал ставшую «классической» трактовку образа Перси, акцентируя главным образом комические стороны роли — в том числе с помощью официально закрепленного за ним права импровизировать в заранее оговоренных рамках (например, в сцене «Creation of Man») — и щедро рассыпая любимые словечки своего персонажа (знаменитые «La!» и «Sink me!»). В итоге даже злодею Манну-Шовлену приходилось изо всех сил сдерживаться, чтобы не расхохотаться, что по роли ему, естественно, совсем не полагалось. В 1998 году спектакль The Scarlet Pimpernel был номинирован на Тони в трех категориях («Лучший мюзикл», «Лучший актер в мюзикле» (Дуглас Силлс), «Лучшее либретто»).

Уже летом 1998 года шоу было перекуплено у первых его продюсеров группой Радио Сити Энтертейнмент (Radio City Entertainment), входившую в Корпорацию Систем Кабельного Телевидения (Cablevision System Corporation), и подверглось значительной переработке. В октябре 1998 «старый» The Scarlet Pimpernel закрылся, с тем, чтобы 4 ноября открыться вновь — в новой постановке под руководством нового режиссера и хореографа Роберта Лонгботтома (Robert Longbottom). Главную роль по-прежнему играл Дуглас Силлс (Douglas Sills); Маргаритой стала Рейчел Йорк (Rachel York), а Шовленом — Рекс Смит (Rex Smith). Новая версия спектакля была оценена критиками и публикой выше, чем первоначальная, однако 30 мая 1999 года спектакль был закрыт.

В течение последующего лета мюзикл был переработан снова — теперь с тем, чтобы его можно было показывать в меньших по площади залах. В этом виде шоу было показано в Далласе, Атланте и Хьюстоне, а затем 10 сентября 1999 года водворилось на Бродвее, в театре Нейла Саймона (Neill Simon Theatre). В этот раз творческая группа, создававшая спектакль, осталась прежней, а состав исполнителей, напротив, сменился полностью: роль сэра Перси сыграл Рон Бомер (Ron Bohmer), роль Маргариты — Кароли Кармело (Carolee Carmelo), а роль Шовлена — Марк Кудиш (Marc Kudisch). Рон Бомер, не желая копировать работу Дугласа Силлса, перевел образ главного героя в несколько другую плоскость; внимательно изучив роман, он пришел к выводу, что главное в спектакле — это отношения сэра Перси и Маргариты, его сомнения в ней, трагическое отсутствие понимания между любящими. Так, образ стал менее комичным, но более глубоким. Третья версия спектакля продержалась на сцене до начала 2000 года. Всего начиная с 1997 года The Scarlet Pimpernel был сыгран на Бродвее 772 раза, не считая национальных туров, которые продолжаются до сих пор.

Кроме США, мюзикл The Scarlet Pimpernel был поставлен в Англии, Ирландии, Канаде, Финляндии и Мексике. Осенью 2002 года шоу вновь будет открыто в Англии и Канаде; на ноябрь этого года намечена премьера мюзикла в Австралии и возобновление финской постановки, а на февраль 2003 года — премьера в Германии. В Америке The Scarlet Pimpernel очень популярен среди любительских трупп, в том числе и студенческих.

На сегодняшний день существует три аудиозаписи мюзикла — концепт-альбом, записанный в 1992 году с участием Линды Эдер (Linda Eder, в роли Маргариты), Чака Вагнера (Chuck Wagner, в роли сэра Перси) и Дейва Клеммонса (Dave Clemmons, в роли Шовлена); запись в исполнении оригинального бродвейского состава, выпущенная в 1998 году, с участием Кристины Андреас (Christina Andreas, в роли Маргариты), Дугласа Силлса (Douglas Sills, в роли сэра Перси) и Терренса Манна (Terrence Mann, в роли Шовлена); и диск Scarlet Pimpernel Encore!, который отражает последние изменения, внесенные в шоу, и представляет собой сборный альбом, составленный из номеров альбома 1998 года и новых номеров в исполнении Рейчел Йорк (Rachel York) и Рекса Смита (Rex Smith).

Растение, в английском языке называющееся scarlet pimpernel, это полевой цветок Anagallis arvensis, семейства Primulaceae (Первоцветные), в русскоязычной номенклатуре носящий название «очный цвет» — маленький, но очень яркий полевой цветок алого цвета, часто встречающийся у дорог, в посевах пшеницы и других зерновых.

Эммушка Магдалена Розалина Мария Барбара Орцы (Orczy) (1865 — 1947) — английская писательница венгерского происхождения. Раннее детство она провела в родном Тарнаорсе, в Венгрии, однако, когда ей было пять лет, ее отец из-за крестьянских волнений, спровоцированных внедрением в сельское хозяйство техники, более производительной, чем обычный ручной труд, был принужден со всей своей семьей переправиться сначала в Западную Европу, а затем и в Лондон.

Первые литературные опыты баронессы Орцы относятся к концу 80-х гг XIX века; ее рассказы имели успех и отлично продавались. «Старик в углу» (1901), детективный роман о сыщике, расследовавшем преступления только по газетным статьям о них, сразу же завоевал любовь публики, но писательнице хотелось создать более романтичного и деятельного героя. Так появился на свет сэр Перси Блейкни, главный герой романа The Scarlet Pimpernel. Издатели не желали принимать историческое авантюрное сочинение (в то время спрос на реалистичные истории из современной жизни был выше) однако, с помощью одного из друзей писательницы, роман, специально для этого переделанный в пьесу, в 1904 году удалось поставить в лондонском Новом Театре. Критики глядели на «старомодную» мелодраму свысока, но публика валила на представление валом. The Scarlet Pimpernel был сыгран 2 000 раз и стал одним из самых востребованных английских спектаклей. Позднее пьеса была поставлена во Франции, Италии, Германии и Испании, а сам роман был переведен на 16 языков.

Сэр Перси так полюбился читателям и зрителям, что они требовали бесконечных продолжений — и продолжения последовали. Всего баронесса Орцы написала 86 книг, 15 из них были продолжениями романа The Scarlet Pimpernel. Роман был неоднократно экранизирован; первый фильм по его мотивам был снят в 1934 году, главную роль в нем исполнил Лесли Хауард (Leslie Howard, известный нам по роли Эшли в фильме «Унесенные ветром»).