Премьерные показы новой версии рок-оперы «Хоакин Мурьета» в постановке Театра Алексея Рыбникова прошли 9 и 10 июня на сцене московского Театра им Евг. Вахтангова. Представленную редакцию своего легендарного сочинения Алексей Рыбников выполнил совместно с известным поэтом, бардом и драматургом Юлием Кимом.
Изменения, продиктованные новым либретто и текстами стихов (переписаны полностью), коснулись не только музыки, но и драматургии спектакля, персонажей, сценического решения. Алексей Рыбников сочинил новую увертюру, эпилог, существенно подправил основное музыкальное содержание. Название спектакля лишилось слов «Звезда» и «Смерть» неспроста. Образы героев переработаны, их любовь носит куда более приземленный характер. Тереса уже не Звезда, а просто Росита. По пятам за Хоакином ходит уже не то, что бы Смерть, а Дьяблеро. Этому персонажу, к слову, отдано чуть ли не половина сценического времени. Новый «Хоакин Мурьета» — это музыкальный спектакль о любви и преданности, о страсти и ненависти, о борьбе добра со злом...
В основе спектакля лежит история Хоакина Мурьеты Каррильо, героя латиноамериканского эпоса 50-х годов 19 века — времен калифорнийской «золотой лихорадки». О Мурьете — мексиканском Робин Гуде — сложены сотни народных легенд, написано много исследований, снято несколько фильмов.
В мечтах о богатстве, Хоакин Мурьета, как и сотни других мигрантов, направляется в Калифорнию. На корабле он находит Роситу, в которую влюбился еще дома на карнавале. В Америке Хоакин устраивается работать на золотой прииск, а его жена занимается домашними делами. Росита ждет ребенка. В результате конфликта приезжих с местными поселенцами Росита погибает, а Хоакин становится разбойником и мстит за смерть жены и нерожденного сына. В финале он гибнет от рук американских солдат-рейнджеров.
Рок-опера «Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты» была создана на основе драматической кантаты чилийского поэта Пабло Неруды «Сияние и смерть Хоакина Мурьеты, чилийского разбойника, убитого в Калифорнии 23 июля 1853 года». В 1971 году в журнале «Иностранная литература» опубликовали перевод кантаты, выполненный Павлом Грушко.. Премьера состоялась в 1976 году в Московском театре имени Ленинского комсомола. Главные роли исполнили Александр Абдулов (Хоакин), Любовь Матюшина (Тереса) и Николай Караченцов (Смерть/Глава Рейнджеров). Спектакль пользовался сумасшедшим успехом. За семнадцать сезонов только на маленькой «ленкомовской» сцене спектакль был сыгран 1 050 раз, не считая многочисленных гастролей и выступлений на огромных стадионах. Выпущенный в 1978 году двойной альбом «Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты» занял 1-е место в хит-параде лучших грамзаписей. В 1983 году режиссером Владимиром Грамматиковым был поставлен полнометражный фильм с Андреем Харитоновым, Аленой Беляк и Александром Филиппенко в главных ролях. Таким образом, «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» является первым русским мюзиклом, получившим воплощение во всех трех формах, принятых в мировой практике: сначала был выпущен альбом, затем поставлен спектакль, и, наконец, снят кинофильм.
Алексей Рыбников, композитор, автор либретто: «В основе нового спектакля „Хоакин Мурьета“ — не литературное произведение, а подлинная история Хоакина. При работе над либретто мне пришлось изучить множество исторических материалов, прочесть десятки документов. Оказалось, что Хоакин действительно очень популярный герой в Центральной Америке. О нем написаны целые труды, снято кино в Голливуде. Мы разыскали даже черно-белый немой вестерн. Новый спектакль „Хоакин Мурьета“ — это история большой Любви, которая происходит на фоне жестоких столкновений эмигрантов и коренных жителей Калифорнии. Ситуация, к сожалению, весьма актуальна и для наших дней. Начинается и заканчивается спектакль сценой мексиканского карнавала с его мистической атмосферой. В разгар веселья появляется колдун Дьяблеро, который постепенно втягивает беспечных людей в непонятные события, увлекает их в погоню за Золотом, одновременно обещая всем кровавую развязку...».
Юлий Ким, автор текстов стихов: «Алексей Львович предложил мне написать тексты стихов для новой версии его рок-оперы „Хоакин Мурьета“. Задача была непростая: оставив музыкальную форму, нужно было внести новое в драматургию. И это, как мне кажется, нам удалось. Мы с Рыбниковым восстановили историческую правду. В легендарном спектакле 70-х годов героями действия были чилийцы. Подлинные же участники истории Хоакина — мексиканцы (ведь Хоакин — историческое лицо, а не только герой легенды, и родина его — Мексика). Жена Хоакина — не Тереза, как это было у Пабло Неруды, а Росита. Так это было и в действительности. В первом варианте (как все помнят, он назывался „Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты“) действовали две мистические силы: Звезда и Смерть. В нынешнем — мы избавились от мистики. У нас реальные люди. Правда, злодей все-таки получился с немножко мистическим оттенком, но, со вполне земной, циничной философией и со вполне земным, злодейским характером. Вот такие существенные изменения. Это отразилось на несколько ином характере самого спектакля, на отношениях между героями. Спектакль, безусловно, — о Любви».
Александр Рыхлов, режиссер: «Мы создали достаточно сложный рисунок спектакля. Мы неуклонно движемся в сторону нового осмысления материала, используем современную пластику, жест».
Рок-опера «Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты» была создана на основе драматической кантаты чилийского поэта Пабло Неруды «Сияние и смерть Хоакина Мурьеты, чилийского разбойника, подло убитого в Калифорнии 23 июля 1853 года». Премьера состоялась в 1976 году в Московском театре имени Ленинского комсомола. Хоакина играл А. Абдулов, Тересу — Л. Матюшина, Смерть — Н. Караченцов. Постановку, 11 раз отклоненную специальной комиссией, в результате ждал феноменальный успех. Спектакль шел в Ленкоме 17 сезонов. Выпущенный в 1978 году двойной альбом «Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты» занял 1-е место в хит-параде лучших грамзаписей. В 1979 году Алексей Рыбников был признан Всесоюзным хит-парадом самым популярным композитором года. В 1985 году на экраны вышел одноименный художественный фильм режиссера В. Грамматикова.
Хоакин Мурьета
Театр Алексея Рыбникова
Музыка: Алексей Рыбников, либретто: Алексей Рыбников, автор текстов стихов: Юлий Ким, режиссер: Александр Рыхлов, хореограф: Жанна Шмакова, сценография: Александр Рыхлов.
В ролях: Павел Зибров, Александра Акманова, Николай Дроздовский и др.