В погоне за зрелищностью музыкальный театр все чаще прибегает к проекционным технологиям, но лишь создателям мюзикла POLA NEGRI удалось сделать «звездой» стереоизображение. Детище подюсерской компании компании LET IT SHOW Production, POLA NEGRI — это первый мюзикл в мире, для просмотра которого требуются 3D-очки. После невероятно успешного проката в северной столице это необычное шоу готовится покорить избалованную московскую публику.
Девушка с польским акцентом
Оригинальное название мюзикла — Polita, с 2011 года он идет в Варшаве на сцене музыкального театра Buffo. Музыку к спектаклю создал композитор Януш Стоклоса («Метро», «Ромео и Джульетта»). Как и полагается в таких случаях, мелодии стилизованы под звучание эпохи, в которой разворачивается действие. Меломаны, знакомые с американской музыкой начала прошлого века, найдут сходство с мелодиями из картин Чарли Чаплина.Любопытно, что главная героиня мюзикла, полячка Барбара Аполония Халупец, которая под псевдонимом Пола Негри (Pola Negri) вошла в историю мирового кинематографа как одна из ярчайших звезд и секс-символов немого кино, была не просто знакома с Чарли Чаплином, а чуть не вышла за него замуж. Оказавшись в начале 20-х годов в Голливуде, она приложила все усилия, чтобы познакомиться со знаменитым комиком. Тот охотно встретился со звездой европейского кинематографа, однако хватило одной непродолжительной беседы за чашкой чая, чтобы на следующее утро Чаплин узнал из газет о своем романе с польской красавицей. Подогреваемые прессой события развивались стремительно, и дело дошло до обручения, однако помолвка неожиданно была расторгнута. По одной версии, случилось это потому, что Чаплин и не собирался жениться, по другой — темпераментная актриса предпочла Чаплину другую звезду — Рудольфо Валентино. Бурная личная жизнь актрисы нашла свое отражение и в мюзикле, однако центральной стала история ее отношений с известным немецким кинорежиссером Эрнстом Любичем.
«Это история о том, как два талантливых человека, очень счастливо работающих вместе, имеющие славу, деньги, не узнали любви. Они любили друг друга и прошли мимо этой любви. Спектакль в этом смысле очень грустный...» — рассказал на встрече с московской прессой известный поэт-песенник Юрий Ряшенцев («Метро», «Шербурские зонтики», «Преступление и наказание»), вместе со своей супругой Галиной Полиди сочинивший новое либретто мюзикла.
Российская премьера мюзикла POLA NEGRI состоялась 18 декабря 2013 года в Санкт-Петербургском ДК им. Ленсовета. Спектакль, который за время проката был показан в северной столице 70 раз, посмотрели 100 000 зрителей. В главных ролях были задействованы отечественные звезды театра и кино: Гоша Куценко, Максим Леонидов, Борис Смолкин, Иван Ожогин.
Роль Полы Негри исполняли Теона Дольникова и Ирина Медведева. Позднее к ним присоединилась польская актриса Наташа Урбаньска, игравшая Полу Негри в Варшаве. Настоящий польский акцент Урбаньски придавал ее героине особый шарм и достоверность. На всех этих талантливых красавец сможет полюбоваться и московский зритель.
Честное 3D
Идея соединить традиционный театр с новейшими визуальными технологиями принадлежит известному польскому режиссеру Янушу Юзефовичу, знакомому нашему зрителю по таким названиям как «Метро», «Иствикские ведьмы», «Пророк». Для него оказался неожиданным тот факт, что в мире еще не ставились музыкальные спектакли, сочетающие в себе игру живых актеров и 3D проекции.
Перед тем, как приступить к работе над постановкой, Янушу Юзефовичу пришлось разобраться в особенностях зрительного восприятия человеческого глаза и решить целый ряд задач технического характера. Традиционно при съемках фильмов, где обильно применяется компьютерная графика, используют зеленый фон. Перед ним выстраивают только малую часть основных декораций переднего плана и снимают все необходимые сцены. Затем вместо зеленого фона подкладывается компьютерная трехмерная графика и дорисовываются отдельные элементы переднего плана. В конечном счете все эти слои все равно сливаются в одну плоскость проекционного экрана, и глаз зрителя в кинотеатре всегда сфокусирован только на одну точку.
На театральной сцене актеры, элементы декораций и 3D анимация заднего плана находятся в разных плоскостях. Таким образом, перед разработчиками визуальных эффектов встала довольно сложная задача, требующая нового подхода к пониманию восприятия реальных объектов на фоне 3D графики. При этом создатели мюзикла скромно умалчивают, что в спектакле применяются технологии, по сути выводящие происходящее на уровень 4D-аттракциона. К примеру, в сцене визита Полы Негри в кабаре Зигфельда 3D-красотки ныряют в воду, и на зрителей первых рядов летят брызги воды.
Копродукция
Московская премьера 3D LIVE мюзикла POLA NEGRI состоится 17 сентября 2014 года на сцене Центрального академического театра Российской армии. Сотрудничество с продюсерской компанией LET IT SHOW Production вполне согласуется с художественной политикой одного из старейших театров Москвы: идущий здесь мюзикл «Человек из Ламанчи» с легендарным Владимиром Зельдиным в главной роли уже много лет — настоящий хит. В мюзикле POLA NEGRI будут заняты артисты труппы, и для них работа в проекте такого масштаба и сложности это, конечно, уникальная возможность попробовать себя в современном формате.
Кроме творческого развития, союз с коммерческой компанией сулит государственному театру кассовую выгоду и расширение аудитории — мюзикл POLA NEGRI имеет хороший зрительский потенциал и может стать одним из знаковых событий этого сезона. По накалу страстей и яркому визуальному ряду POLA NEGRI вполне способна конкурировать с музыкальными мелодрами Московской Оперетты. Спектаклем могут заинтересоваться и любители 3D кинематографа, и тут, как нам кажется, маячит скрытая угроза для кинопрокатчиков: пока театралы ведут споры о том, не убьют ли 3D технологии сам театр, для кинозрителей мюзикл POLA NEGRI — это уникальный 3D фильм с живыми актерами, играющими свои роли в реальном времени.
POLA NEGRI
Центральный академический театр Российской армии
Москва, Суворовская площадь, 2
Музыка: Януш Стоклоса, либретто: Юрий Ряшенцев, режиссер: Януш Юзефович, хореографы: Януш Юзефович, Барбара Деска, сценография: Анатолий Исаенко
В ролях: Наташа Урбаньска, Ирина Медведева, Теона Дольникова, Гоша Куценко, Максим Леонидов и др.