Что не так со Стилягами? — Впечатления
МЫ ЗНАЕМ О МЮЗИКЛАХ ВСЕ!

Дария Моргендорфер

Что не так со Стилягами?

«Стиляги» режиссера Алексея Франдетти производят впечатление плохо сделанной домашней работы. Когда нет времени немного подумать, капнуть на миллиметр глубже, и в ход идут ассоциации первого уровня и подсмотренные у других решения. Главное, магистральное ощущение — спектакль сделан как будто не сегодня и всеми своими приемами обращен в прошлое. 

Слишком много в сценических «Стилягах» моментов, за которые как-то неловко: от квновского начала до героев, говорящих стихами из песен, и хора ангелов в финале, убивающего этим «реквиемом по мечте» пусть и неуклюже сформулированную в фильме, но очень важную мысль: неформальная молодежная культура будет всегда бельмом на глазу тоталитарного общества, но на смену тем, кого перемолола система, обязательно придут другие. Эта преемственность как раз позволяет рассказывать историю из 50-х с помощью музыки 90-x. И это очень соответствует духу мюзикла как жанра. You Can’t Stop The Beat.

В картине Тодоровского тоже много условностей и упрощений — например, серая масса «жлобов» — так обычных людей называют «стиляги», как из какой-нибудь антиутопии, где человек — просто обезличенная функция. Но ты веришь, что Мэлс мог влюбиться в Пользу с первого взгляда, потому что Парк Горького напоминает волшебный лес, и девушка, сидящая у пруда, невероятно прекрасна; понимаешь, что отец главного героя — это не просто деревенский простак-оптимист, а человек, уставший от войны и личной неустроенности, сам внутри немного стиляга, поэтому оперетточный сюжет с внуком-негритенком (здравствуй, «Цирк») его не смущает — это ведь просто ребенок (как пиджак — это просто пиджак, какой бы дикой расцветки он не был). Ты видишь параллель между комсомолкой Катей и матерью Пользы, а папа Боба не делится своим страхом перед возвратом сталинского прошлого с карикатурным акцентом одесского еврея, как в спектакле Франдетти. У Тодоровского стиляги не носят свои яркие наряды 24 часа в сутки, они вообще-то ходят на работу и учатся, а «Кок» — не просто модное молодежное кафе. И музыкальные номера — не просто яркие клипы, а повод раскрыть героев, добавить деталей к общей картине. То, что в фильме выглядит как маленькая история, в спектакле часто сводится к вставному номеру, не добавляющему к повествованию ровным счетом ничего. 

Если постановщики действительно равняются на Бродвей, то тот же насыщенный хореографией и яркими красками «Лак для волос», действие которого происходит в конце 50-х, и сейчас выглядит довольно свежо, потому что cюжет о том, как толстая девочка решила бороться с расовой сегрегацией на телевидении, сейчас трансформируется в историю о разнообразии и принятии. В «Стилягах» Франдетти мы видим поверхностный рассказ о беззаботных тусовщиках, которые под воздействием системы переодеваются в обывателей и прощаются с иллюзиями молодости. В наши дни, когда молодежь выходит на улицы, это отдает трусоватым комформизмом.