Владимир Подгорецкий:<br>взгляд из-за океана — Интервью
МЫ ЗНАЕМ О МЮЗИКЛАХ ВСЕ!

Владимир Подгорецкий:
взгляд из-за океана

Владимир Подгорецкий, композитор. Родился в Москве. В 2006 г. окончил Московскую Консерваторию (отделение «дирижирование»), в 2011 г. — Высшие курсы Калифорнийского университета (UCLA, Лос-Aнджелес, специальность «композитор киномузыки»). Автор музыки и слов, а также руководитель постановки первого российского этно-мюзикла «Дети Солнца» (премьера — 15 апреля 2007, ДК им. Зуева). Автор и оркестровщик музыки к балету «Снегурочка» по заказу Детского Музыкального театра им. Н. Сац (премьера — 1 декабря 2007, спектакль по сей день в репертуаре театра). Автор музыки к фильмам компании «Феникс-фильм»: «Чудес не бывает» (2009), «Куклы Колдуна» (2009). С 2010 г. в качестве аранжировщика и оркестровщика начал работать с композитором Атли Орварссоном (компания композитора Ханса Циммера Remote Control Productions, Лос-Анджелес), оркестровки и аранжировки Владимира звучат в голливудских фильмах: «Орел Девятого легиона (The Eagle, 2011), «Время ведьм» (Season of the Witch, 2011), «Охотники на ведьм» (Hansel and Gretel: Witch Hunters, 2013) и др.

Большое видится на расстоянии, как писал поэт. В грядущем сезоне Москву захлестнет волна премьер: всё новые и новые театральные площадки столицы будут претендовать на звание «театр мюзикла». Новые имена, неновые истории, новые надежды на то, что наш любимый жанр, наконец, обретет уверенность на российской почве и многочисленных преданных разбирающихся зрителей, которые будут посещать не только «грандиозные» и «мировые» высокобюджетные постановки, но также и более камерные, экспериментальные мюзиклы. А пока театральные компании готовят к выпуску музыкальные блокбастеры, портал Musicals. ru решил посмотреть на всё происходящее из-за океана и поговорить с композитором Владимиром Подгорецким, который живет где-то между Москвой и Лос-Анджелесом и успел поработать и в российском музыкальном театре, и в большом голливудском кино.

— Владимир, Вы — представитель творческой профессии, который имеет реальный опыт работы и в нескольких наших проектах в сфере музыкального театра, и в коммерческих проектах за границей — в сфере американского кино и шоу-бизнеса. В чем, на Ваш взгляд, основная разница между коммерческим искусством и некоммерческим? Ведь в России постоянно говорят, что мюзиклы — это исключительно коммерческие проекты, а значит, это и не искусство вовсе!

— Признаюсь честно, никогда не думал о мюзикле, как о коммерческом искусстве. Мюзикл — это просто еще один жанр, где авторы воплощают свои идеи при помощи определенных музыкальных и исполнительских средств. Коммерческое или некоммерческое искусство — это зависит не от жанра, а от целей, которые ставят перед собой создатели того или иного произведения. Например, в американском кино существует четкое разграничение: есть некоммерческие (авторские) фильмы и есть коммерческие (продюсерские) фильмы. В авторском кино все решения принимают создатели, то есть режиссер и творческая команда, это чистая реализация их идей без попытки понравиться зрителю. В коммерческом кино последнее решение всегда за продюсером и студией, здесь главная задача — вернуть вложенные деньги, поэтому продюсер старается сделать фильм так, чтобы он был интересен как можно большему числу людей. Таким образом, коммерческая составляющая является главной. Естественно, границы между этими категориями часто размыты, но мне кажется, что основная разница именно в целях и подходах.

Моим первым большим проектом, поставленным в России, был этно-мюзикл «Дети Солнца» — типичный пример некоммерческого мюзикла, так как он был выстроен по схеме авторского проекта. У меня родилась идея сделать мюзикл, «замешанный» на крестьянской музыкальной традиции России. Да, конечно, я хотел, чтобы как можно больше людей увидели этот спектакль, но в тоже время сама идея создать совершенно новый микс — объединить приемы жанра мюзикл и русский фольклор — именно это было для меня главным! А коммерческая составляющая — второстепенной.

— А как вообще пришла в голову мысль сделать мюзикл на основе русского фольклора?

— Я руководил фолк-ансамблем «Вереск» и много работал c русскими древними песнями календарно-обрядового цикла. В тоже время я с огромным удовольствием смотрел бродвейские постановки, и мне очень нравились средства выражения жанра мюзикл. Таким образом, в этно-мюзикле «Дети Солнца» я соединил два этих интереса. Я ни в коем случае не хотел делать проект в некоем этнографическом стиле для узкого круга любителей древней музыки. Наоборот, мне хотелось взять самые важные музыкальные идеи и философию русской песни и залить это в форму мюзикла. История, на основе которой был сделан спектакль, была о современном молодом человеке, который оказывается в фолк мире Детей Солнца. Мне, как композитору, было интересно сопоставить совершенно противоположные музыкальные стили. Внутри спектакля электронная музыка сопоставлялась с фолком — и эти две музыкальные силы боролись за главного героя. Кроме того одна из идей мюзикла была в сочетании «живой» актерской игры на сцене и виртуальных героев, представленных в видео-инсталляциях. Персонаж на огромном экране общался с теми, кто на сцене, и наоборот. Мюзиклом заинтересовался актер Виктор Вержбицкий, он исполнил роль главного злодея, который появлялся в спектакле виртуально, при помощи видео-инсталляций. Весь проект «Детей Солнца» был задуман, как поиск новых способов выражения внутри стиля, используемого в мюзиклах.

— Чем интересна сегодня русская музыка?

— Русская музыка, как и русская культура, уникальна по своей природе. Не вдаваясь в подробности, могу сказать, что уехав работать на Запад, я по-настоящему осознал всю глубину и ценность нашей культуры. Во всем мире люди восхищаются творениями русских композиторов. И это не пустые слова. Не так много стран в Европе, которые привнесли сопоставимый с Россией вклад в мировую копилку классической музыки. Наш фольклор — это, возможно, и есть тот секрет, который является причиной такого успеха русской музыки. Мои знания по фольклору мне очень пригодились даже тогда, когда я приехал в Голливуд. К примеру, во время работы на студии Ханса Циммера «Remote Control Productions» я записал большое количество треков для фильма «Орел Девятого легиона» («The Eagle», 2010, реж. Кевин Макдональд — прим.) Это фильм о римлянах и древних шотландских племенах, но в итоге основными музыкальными темами этих племен стало звучание русских флейт калюк, жалеек и рожков. Удивительно, как хорошо русская музыкальная крестьянская традиция подошла для голливудского фильма!

Сочетание разных уникальных культур — это особенно интересно, даже когда речь идет не о самом материале, а о людях, которые над ним работают. За последнее время мне удалось поработать с музыкантами из разных уголков Европы и США. Так, одним из последних проектов, где я принимал участие, был новый альбом французской певицы Патрисии Каас «Kaas chante Piaf», где она исполняет песни другой знаменитой француженки — Эдит Пиаф. Аранжировки для этого альбома делал польский композитор Абель Корженовски, моя задача была в том, чтобы помогать ему с оркестровками, а музыка для альбома впоследствии записывалась Лондонским оркестром. Таким образом, в рамках одного проекта объединилось множество людей, имеющих абсолютно разный культурный багаж. В подобных ситуациях ты особенно чувствуешь схожесть и взаимодополняемость наших культур. Этот опыт дорогого стоит.

— Вернемся к музыкальному театру. «Дети Солнца» — это был независимый проект?

— Да, независимый. Мюзикл был профинансирован Департаментом культуры Москвы, плюс частные инвесторы. Мне очень повезло: у нас собралась просто отличная творческая команда! Режиссером и хореографом был главный балетмейстер театра «Новая Опера» Иван Фадеев. Удивительно одаренный человек. Он привнес в спектакль множество отличных идей. Ему в помощь была приглашена Светлана Шишкина, прекрасная танцовщица и актриса. Она же исполнила одну из главных ролей. Также у нас участвовала почти вся труппа современного балета театра «Камерный балет Москва». Одним из солистов мюзикла был Глеб Матвейчук, который исполнил партию Ивана и, несомненно, усилил актерский состав нашего проекта. Вообще каждый из артистов был по-своему уникален и интересен. Мы все сдружились, и для меня этот проект до сих пор является очень приятным воспоминанием.

— Но в стационарном государственном театре Вы тоже работали?

— Я работал и продолжаю сотрудничать с Детским Музыкальным театром имени Наталии Сац. В этом театре до сих пор идет балет по пьесе Александра Островского «Снегурочка», для которого я написал музыку в 2007 году. Это еще один проект, который я сделал в сотрудничестве с балетмейстером Иваном Фадеевым. Наша «Снегурочка» — это один из не многих примеров детских балетов, где используется язык современной хореографии. Работая над постановкой, Иван удивительно тонко прочувствовал музыку. Вообще, это огромное счастье — видеть, как музыка, которая до этого звучала в твоей голове, обретает визуальную интерпретацию в движении танцоров на сцене, и всё становится единым целым. Я рад, что этот балет понравился театру и сегодня, спустя 5 лет с момента его создания, спектакль стоит в репертуаре и на него ходят зрители. Сейчас в Театре Сац происходят большие перемены, художественным руководителем назначен известный режиссер Георгий Исаакян. Я уверен, что у этого театра огромные перспективы.

— В чем плюсы и в чем минусы именно творческой работы в независимом проекте и в рамках государственного театра? За чем, по Вашему мнению, будущее?

— По моему мнению, государство дает больше свободы в реализации идей автора, чем частный инвестор. Задача частного инвестора — вернуть деньги, вложенные в проект. Будущее, мне кажется, за грамотным продюсированием проектов, где учитываются интересы как авторов проекта, так и зрителей, которые придут в театр.

— Давайте немного поговорим о профессии композитора. Насколько она вообще востребована сегодня? В каких сферах? Что нужно молодому композитору, помимо таланта, какие знания и умения, чтобы быть востребованным?

— Я думаю, чтобы быть востребованным, нужно иметь смелость быть самим собой. Это справедливо для любой творческой профессии. Сложно писать музыку, которую от тебя не ждут. Есть вероятность, что в итоге, она окажется никому не нужна. Но такая уж в нашей профессии лотерея: либо всё, либо ничего. В тоже время, при современных технологиях, автор может быть услышан аудиторией в любой части мира. Спасибо интернету! Страны и континенты теперь — на расстоянии нескольких кликов мышки вашего компьютера. Так что, я уверен, что талант всегда найдет себе применение. Вот совсем недавно на студии «Мосфильма» нам удалось организовать несколько записей для голливудских фильмов с участием музыкантов из московских оркестров. При этом американские продюсеры и режиссеры этих фильмов следили за записью из студий в Лос-Анджелесе и Лондоне и в режиме online высказывали свои пожелания по поводу игры музыкантов. Сейчас ты можешь быть востребован в любой точке мира и при этом не выезжать из родного города — в этом глобализация проявляется с исключительно положительной стороны! Так что, один из важнейших навыков для современного композитора, помимо овладения своей профессией, — это знание иностранных языков.

— Вы два года учились в Америке, и притом у Вас классическое консерваторское образование. Как учат композиторов в России и в Америке, в чем принципиальная разница, если говорить о творческих вузах? И есть ли она?

— Разница есть и она значительная. Я до сих пор уверен, что наше классическое музыкальное образование одно из лучших в мире. Я имею ввиду такие профессии, как дирижер, композитор академической музыки и исполнитель на оркестровых инструментах. У нас прекрасные преподаватели и известная на весь мир классическая школа. При плохой системе преподавания у нас не было бы таких гениев, как Дмитрий Шостакович, Альфред Шнитке и многих других, я уже не говорю об огромном количестве потрясающих исполнителей классической музыки. В тоже время профессия, которую я поехал изучать, композитор киномузыки, очень специфична и высокотехнологична. Учебники по этой профессии обновляются чуть ли не каждые полгода, так как кино — это одно из самых быстроразвивающихся направлений в искусстве.

— А в наших учебных заведениях вообще есть такая специальность «киномузыка»?

— К сожалению, киномузыка не существует в России, как отдельная профессия. Ей занимаются люди, получившее либо классическое образование, либо вообще не имеющие академического образования в области музыки, но имеющие большой личный опыт игры в группах и сочинения песен. До того, как уехать учиться в Америку, у меня был опыт работы в кино: я написал музыку к фильму «Чудес не бывает» и сериалу «Куклы Колдуна», оба проекта компании «Феникс-фильм». В процессе работы над этими картинами я понял, насколько это сложная и интересная профессия — кинокомпозитор. И мне захотелось ей овладеть.

— Чему такому специфическому учат кинокомпозиторов, чему не учат просто композиторов?

— Обычно кинокомпозиторов не учат тому, как писать музыку. Акцент делается на том, как сделать так, чтобы музыка хорошо «работала» с картинкой и саунд-дизайном фильма. Кино существует уже более ста лет, и музыка всегда сопровождала фильм. За это время наработан очень богатый опыт. Есть огромное количество композиторских приемов, которые нужно знать, если ты хочешь работать в кино.

— Где Вам больше нравится работать, в кино или в театре? И почему?

— Сложно сказать. Мне нравится работать в проектах с интересными и талантливыми людьми, и не важно, в какой области. Хотя я обожаю музыкальный театр, что там скрывать.

— Можете привести удачный, на Ваш взгляд, пример экранизации мюзикла? Или наоборот — адаптации кинофильма в мюзикл? Или, может, у Вас есть любимый музыкальный фильм?

— Мне очень нравится, как сделана киноверсия мюзикла «Вестсайдская история» Леонарда Бернстайна. Это, наверное, еще и потому, что я очень люблю Нью-Йорк. Мультфильм «Король Лев» обрел вторую жизнь на сцене, и это абсолютно логично, так как там потрясающая музыка Элтона Джона и Ханса Циммера.

— И последний вопрос: хотели бы Вы написать еще один мюзикл? И если «да», то на какую тему?

— Меня очень привлекает мюзикл, как жанр. Он относительно новый, по сравнению с оперой, и более приспособлен для современного зрителя. Внутри этого жанра можно найти огромное количество вариаций и новых скрытых возможностей. Интересных тем, на которые можно написать мюзикл, множество! Мне лично было бы интересно сделать мюзикл об известном композиторе, художнике или поэте России. В свое время я увлекался чтением опубликованных дневников наших всемирно признанных гениев XIX и XX веков, и у меня родилось несколько идей. Возможно, какие-то из них воплотятся в жизнь.

июль 2012