Barton, Steve (Бартон, Стив) — Персоналии
МЫ ЗНАЕМ О МЮЗИКЛАХ ВСЕ!

Марина Митькина, Анна Кулева

Barton, Steve

Бартон, Стив

1954 - 2001

Профессия актер

Стив Бартон (Steve Barton) (1954-2001) был талантливым актером, певцом и танцором. Он выступал на сценах многих театров Европы и Нового Света. Его наиболее известные роли — Манкустрап (Munkustrap) в первой постановке «Кошек» (Cats) в Вене, Рауль в оригинальном составе «Призрака оперы» (The Pantom of the Opera), Чудовище в европейской премьере «Красавицы и чудовища» (Beauty and the Beast) и Граф фон Кролок в мировой премьере мюзикла «Бал вампиров» (Tanz der Vampire).

Стив родился в США в городке Хот Спрингс (Hot Springs), штат Арканзас, 26 июня 1954 года. Он с детства мечтал о театре, и, хотя его семья не отличалась достатком, довольно рано начал брать уроки игры на рояле.

Позже он переехал в Техас и поступил в Техасский университет (University of Texas), выбрав в качестве специальности актерское мастерство. Там, по совету своего преподавателя, Стив занялся серьезной хореографической подготовкой. В 1972 году в классе Славина Остинского балета (Ballet Austin) он познакомился со своей будущей женой — Дэнни Берри (Denny Berry). Стив принял участие более чем в тридцати постановках университетской труппы и Остинского балета. Впоследствии он стал Почетным членом Совета по Образованию Техасского Университета. Именем Стива и его жены была названа Президентская театральная стипендия штата Юта.

В 1977 году талантливая молодая пара оставила Техас и отправилсь покорять Старый Свет. Европейская карьера Стива началась в Швейцарии, где актер играл в постановках американских мюзиклов Городского театра (Stadt Theatre) в Сант-Галлене (St. Gallen).

В Европе Стив Бартон сотрудничал с крупнейшими театральными коллективами Швейцарии, Германии и Австрии в составе трупп таких спектаклей, как «Вестсайдская история» (West Side Story), «Годспелл» (Godspell), «Ромео и Джульетта» (Romeo and Juliet), «Фантазеры» (The Fantasticks), «Трехгрошевая опера» (The Threepenny Opera), «Оклахома!» (Oklahoma!), «Иисус Христос Суперзвезда» (Jesus Christ Superstar), «Эвита» (Evita), «Парни и куколки» (Guys and Dolls), «Камелот» (Camelot). Поскольку Стив не владел немецким, он заучивал свои партии на слух, однако уже через год актер говорил по-немецки бегло, без малейшего акцента.

Его первым настоящим прорывом стала роль Манкустрапа (Munkustrap) в венской постановке мюзикла «Кошки» в 1983 году. На прослушивании Стив произвел большое впечатление на прославленного британского хореографа Джиллиан Линн (Gillian Lynne). Позже Линн рассказывала об этих пробах так: «Он так потрясающе станцевал, что я подумала — он, скорее всего, не может обладать таким же талантом в пении и актерском мастерстве. Но Стив доказал обратное».

После этого Стив Бартон исполнил главные роли в мюзиклах «Иисус Христос Суперзвезда» (Jesus Christ Superstar), «Парни и куколки»  и «Клетка для чудаков» (La Cage aux Folles) в берлинском Theater des Westens. Он играл Роберта в шоу «Компания» (Company) Стивена Сондхайма, когда Джиллиан Линн пригласила его попробоваться на роль Рауля в новом мюзикле Э. Ллойд-Уэббера «Призрак оперы».

Основная сложность при подборе исполнителя на эту роль состояла в том, что актер должен был уметь петь, танцевать и при этом выглядеть и держаться как настоящий аристократ. Бартон обладал необходимыми качествами в полной мере и вошел в премьерный состав лондонской постановки. Его Рауль стал достойным партнером Призрака — Майкла Кроуфорда (Michael Crawford) и Кристины — Сары Брайтман (Sarah Brightman) — это трио покорило сердца зрителей. Впоследствии Бартон сыграл Рауля на Бродвее и в Лос-Анжелесе; кроме того, актер целый год исполнял партию Призрака в той же бродвейской постановке (1990 г). Критики высоко оценили его исполнение роли Рауля, а записи мюзиклов «Кошки» и «Призрак оперы» (The Phantom of the Opera) с его участием стали платиновыми.

С 1988 по 1998  Стив Бартон сыграл в таких спектаклях, как «Дело Анастасии» (Anastasia Affair, принц Пауль), «Шесть жен» (Six Wives, Генрих VIII), «Горбун из Нотр-Дама» (The Hunchback of Notre Dame, Квазимодо), «Красные туфельки» (The Red Shoes, Борис Лермонтов), «Целуй меня, Кэт» (Kiss me, Kate, Фред), а также в оперетте «Миретта» (Mirette) и др.

В 1995 году вышел первый сольный диск Стива «Живая вода» (Living Water), для которого он сам написал тексты. В одной из композиций, «Мать Тереза» (Mother Theresa), вокал Стива наложен на голос Матери Терезы, читающей молитву. Эта запись была предметом особой гордости актера.

В декабре 1996 году Бартон вернулся в Вену, где исполнил роль Чудовища в постановке «Красавица и Чудовище» (Beauty and the Beast). Именно в этой роли его и увидели Джим Стейнман (Jim Steinman) и Роман Полански (Roman Polanski), которые предложили Стиву спеть Графа фон Кролока в своем новом мюзикле «Бал вампиров» (Tanz der Vampire) на либретто Михаэля Кунце (Michael Kunze). В 1998 году эта роль  принесла Бартону премию Image (международная премия за заслуги в области музыки, присуждаемая в Германии — европейский аналог американской премии «Тони») за исполнение главной роли в мюзикле. Фон Кролок в трактовке Стива получился очень эффектным и обаятельным вампиром, и впоследствии всем другим исполнители этой роли неизбежно приходилось состязаться с Бартоном.

Кроме театра, Стив Бартон успешно работал и на телевидении. Он снялся в американских сериалах «Молодой и Беспокойный» (The Young and the Restless) и «Другой мир» (Another World) — в последнем Бартон сыграл ветерана вьетнамской войны врача Бэйли Томпсона. Также он был приглашен на главную роль в европейскую телевизионную картину Tatort. Актеру предстояло сыграть агента ФБР, американца Майка Холлера, однако съемках выяснилось, что его английский совершенно утратил американский акцент, так как уже долгое время Стив говорил в основном по-немецки. В результате ему, коренному жителю Соединенных Штатов, пришлось заново вырабатывать акцент.

Когда в 2001 году было решено поставить «Бал вампиров» на Бродвее, Стив Бартон был приглашен играть фон Кролока и там. В репетиционный период были сделаны записи некоторых песен на английском языке.

И вот 21 июля 2001 года Стива Бартона не стало... Он скончался в Германии, в стране, где был настоящей звездой, культовой фигурой для своих поклонников, сделавших бестселлером его мюзикл «Бал вампиров». В прессе о кончине актера было объявлено только 23 июля. По официальной версии причиной смерти стала сердечная недостаточность. Кроме жены Дэнни у Стива остался сын Эдвард, а также брат Том и сестра Бетти.

В числе последних работ Стива Бартона — концерт в Лондонском Королевском Альберт Холле (2001) и воркшоп мюзикла Dance of the Vampires в Нью-Йорке в мае 2001. Он готовился к записи хита Сэмми Дэвиса-мл. Mr. Bojangles и проведению занятий в «Мастерской Стива Бартона» при Венской Музыкальной Школе, а с 5 октября в Питсбургском Национальном Театре были запланированы показы греческой трагедии «Медея» (Medea), где он был занят в роли Язона. Весной 2002 года должна была состояться бродвейская премьера «Бала вампиров». Всем этим планам так и не суждено было осуществиться.

Стива Бартона любили не только поклонники. Критики назвали его «Паваротти музыкального театра», отмечая и его талант педагога. Мысль о том, сколько этот человек так и не успел сделать, не может не вызывать сожаления.

Вспоминая о Стиве, Эндрю Ллойд-Уэббер сказал: «Сильный голос, обаяние и актерский талант Стива Бартона были одной из главных составляющих „Призрака оперы“. Его будет очень не хватать не только семье, друзьям и зрителям, но и тем, с кем он работал бок о бок на протяжении многих лет».

Сам Стив говорил, что самое прекрасное для деятеля искусства — создавать роль, работать с авторами и композиторами, как ему довелось в «Призраке оперы» и «Бале вампиров». Возможно, по сравнению с другими актерами музыкального театра его творческое наследие и невелико, но Стив Бартон вложил в свои роли столько души, что в памяти почитателей его таланта он останется навсегда.