Мюзикл Дживс / Клянусь Дживсом (Дживс / По мотивам Дживса) — Мюзиклы
МЫ ЗНАЕМ О МЮЗИКЛАХ ВСЕ!

Елена Труфанова

Дживс / Клянусь Дживсом

Дживс / По мотивам Дживса

1984

музыка Andrew Lloyd-Webber (Эндрю Ллойд-Уэббер)

либретто Alan Ayckbourn (Алан Эйкборн)

By Jeeves — самый камерный мюзикл Эндрю Ллойд-Уэббера, написанный им в соавторстве с известным британским драматургом Аланом Эйкборном по мотивам серии книг их соотечественника П. Г. Вудхауза, знаменитого писателя-сатирика.

Истории Вудхауза незамысловаты с литературной точки зрения, да и сюжеты их отнюдь не шекспировские. Действие происходит в довоенной Великобритании и прочих странах, куда заносит главных героев — английского аристократа Берти Вустера и его верного слугу Дживза.

Берти Вустер идет по миру, то и дело наталкиваясь на своих друзей и подруг, при этом последние либо собираются выйти за него, убежденного холостяка, замуж, либо посягают на свободу кого-нибудь из его друзей. Друзья же, в свою очередь, либо хотят жениться на какой-нибудь благородной девице, либо не хотят. И все они бегут за помощью к славному парню Берти, который не может отказать никому из них, тем более, что многие из его приятелей не брезгуют «невинным» шантажом. В стремлении помочь всему человечеству Вустер сталкивается с препятствиями разной степени сложности, и, конечно, всегда их преодолевает. При чем здесь Дживс, спросите вы. А при том, что без Дживса все бы уже давно переженились не так, как хотели, и все планы Вустера и его друзей пошли бы прахом. Дживс — это мозговой центр, добрый гений Вустера и его друзей. Дживс для Берти — это единственный шанс на выживание в этом безумном мире, а Берти для Дживса — источник существования в материальном плане и источник хорошего настроения в плане духовном. Замечательный симбиоз.

Что же привлекло в этой, казалось бы, ерунде, такое количество читателей? Истинный английский юмор, которым буквально пропитаны книги о похождениях нового Дон Кихота и его верного Санчо Пансы.

Идея адаптировать истории Вудхауза для музыкального театра возникла у Ллойд-Уэббера сразу после бешеного успеха предыдущей их с Тимом Райсом совместной работы — Jesus Christ — Superstar. Убедившись в том, что рок-опера может продолжать свою жизнь без их участия, соавторы отправились на поиски новой темы.

В 1973 году в тандеме Ллойд-Уэббер — Райс впервые наметился раскол, правда, пока он касался только творчества. Эндрю, который был большим поклонником Вудхауза, решил, что истории о Дживзе и Вустере могли бы стать прекрасной основой для мюзикла. Более того, композитор сам только что обзавелся настоящим поместьем Сидмонтон Корт в графстве Хэмпшир. Именно в таких усадьбах разворачивались когда-то события новелл Вудхауза.

Тим Райс, в свою очередь, предлагал написать рок-оперу о жене аргентинского диктатора Перона — Эвите. Ллойд-Уэббер не переставал настаивать на «Дживсе и Вустере», и Райс набросал пару «вудхаузовских» песен, однако затем он отказался от участия в проекте. Ллойд-Уэббер решил продолжать работу без своего соавтора.

Место Тима Райса занял не либреттист и не поэт-песенник. Это был Алан Эйкборн, драматург, прославившийся пьесами вроде «Абсурдное лицо, единственное число» и трилогией «Норманские завоевания». Эйкборн никогда не сочинял мюзиклов, он их не любил. Зато он любил Вудхауза и согласился сочинить сюжет для мюзикла, в котором, в отличие от предыдущих творений Ллойд-Уэббера, должны были быть драматические диалоги без всякого музыкального сопровождения и вставные музыкальные номера, текст для которых мог бы написать Тим Райс. Но от предложения Эйкборна и Уэббера мистер Райс отказался. Тогда Эйкборну пришлось заняться непривычным для него сочинением стихов самому.

В январе 1973 года Ллойд-Уэббер и Эйкборн отправляются в Америку, в гости к 93-летнему Вудхаузу, чтобы продемонстрировать ему наброски своего детища. Вудхауз принял соавторов благосклонно, отметив, однако, что сценарий несколько затянут. Он был прав: первый генеральный прогон в марте 1975 года продолжался почти пять часов.

Пелем Грэнвил Вудхауз умер в начале 1975 года, так и не дожив до постановки мюзикла, который был назван Jeeves.

Эйкборн, никогда ранее не сочинявший для музыкального театра, написал пьесу, при постановке которой вполне можно было обойтись без музыки. Действие разворачивалось в одном из лондонских клубов, где Берти Вустер должен был выступать с концертом на банджо. Струны на банджо рвутся, и Берти посылает верного Дживса за новыми, а чтобы скоротать время до его возвращения, начинает развлекать публику анекдотами из собственной жизни. Так, в воспоминаниях Берти, и проходил весь спектакль. На первый взгляд, вполне приемлемый сюжет, если бы Берти Вустер не предавался воспоминаниям 5 часов кряду. Кроме того, первая женщина появлялась на сцене только спустя 35 минут после начала представления, а первые четыре песни исполнялись Берти Вустером в одиночку. Дальше — хуже. Режиссер Эрик Томпсон (который, кстати, также никогда не имел дела с мюзиклами) в последний момент вышел из игры. Его место занял сам Эйкборн, который вообще никогда ничего не ставил. «Дживс» был обречен. В панике Эндрю позвонил продюсеру Роберту Стигвуду, с просьбой закрыть проект. Но тот, зная привычку своего подопечного паниковать по пустякам в самый ответственный момент, отказался.

Однако чуда не произошло. «Дживс» стал первым провалом Эндрю Ллойд-Уэббера. Премьера состоялась 22 апреля 1975 года в Театре Ее Величества, где с 1986 года и до сих пор с ошеломляющим успехом идет знаменитый «Призрак Оперы». «Дживс» продержался всего 38 спектаклей.

Ллойд-Уэббер не смирился с неудачей. 1 мая 1996 года в английском городе Скарборо состоялась мировая премьера нового мюзикла By Jeeves. Через месяц постановка переехала в Лондон, где продержалась чуть больше полугода. Весной спектакль поставили и в Америке, где он также шел не очень долго, но вполне успешно. Новая реинкарнация «Дживса» была принята более благосклонно. В 2001 году в феврале-марте постановка By Jeeves шла в Питсбурге. В октябре-декабре, преодолев полосу препятствий, By Jeeves наконец добрался и до Бродвея, где был встречен весьма радушно. Клив Барнс — один из главных критиков Ллойд-Уэббера даже заявил, что это лучшее, что Ллойд-Уэббер написал со времен мюзикла Aspects of Love, который, по мнению Барнса, является пиком творчества композитора.

Нового «Дживса» создали те же авторы. Спектакль вновь режиссировал Эйкборн. Но в этот раз все прошло на ура. Постановка была аскетичной во всех смыслах слова — она была гораздо короче первоначальной, с минимумом декораций и прочих затрат. Многие песни были заимствованы из старого мюзикла, но были и новые, а для бродвейской постановки была специально написан еще один номер — Never Fear.

Сейчас By Jeeves уже сошел со сцены. Однако этот мюзикл, безусловно, оставил свой след в истории жанра.

В октябре 2001 года компания Really Useful выпустила видео «By Jeeves», созданное на основе питсбургской постановки. Кроме того, ходят слухи о новой постановке в Лондоне и широкоформатном фильме по мотивам мюзикла.