Мюзикл Пробуждение весны — Мюзиклы
МЫ ЗНАЕМ О МЮЗИКЛАХ ВСЕ!

Влад Сапронов

Пробуждение весны

Пробуждение весны

2006

музыка Duncan Sheik (Данкан Шийк)

либретто Steven Sater (Стивен Сэйтер)

В декабре 2006 года на Бродвее открылся мюзикл, по мнению многих критиков и зрителей, достойный встать в один ряд с такими знаковыми для целого поколения рок-мюзиклами, как «Волосы», «Иисус Христос — Суперзвезда», «Рента». Речь идет о мюзикле «Весеннее пробуждение» или «Пробуждение весны» (Spring Awakening), написанном композитором Данканом Шийком (Duncan Sheik) и либреттистом Стивеном Сэйтером (Steven Sater). Подобно перечисленным выше произведениям, «Весеннее пробуждение» принес на Бродвей яркий молодежный сюжет, облаченный в современные музыкальные формы и актуальное визуальное сопровождение.

Сюжет спектакля основан на одноименной пьесе Франка Ведекинда (Frank Wedekind) 1891 года. Время и место действия — пуританская Германия конца 19 века. Главные герои — группа школьников. В пьесе рассказывается, как у подростков появляются первые признаки полового влечения, и они исследуют новый для них мир интимных чувств. По ходу действия в ней затрагиваются такие вопросы, как первый интимный контакт, насилие, самоубийство, подростковая беременность, аборт. Из-за слишком вольного для своего времени характера пьеса долгое время была запрещена во многих странах.

И без того вневременная по своей сути, история этих подростков представлена в мюзикле в форме, созвучной молодежи эпохи MTV — в стиле рок. К стилю рок относится его музыка, в стиле рок-концертов и современных видеоклипов выдержана его режиссура. Возраст всех занятых актеров — до 20 лет, за исключением двоих более старших актеров, которые исполняют роли всех взрослых в пьесе.

Музыкально-драматургической особенностью этого спектакля можно назвать то, каким образом его музыкальные номера включены в сюжет. В отличие от ставшей уже традиционной для Бродвея формы, когда при помощи песен происходит развитие сюжета, в «Весеннем пробуждении» они в основном иллюстрируют эмоциональное состояние героев, их внутренний мир и реакцию на происходящие события. Таким образом, песни играют роль монологов, разъясняющих публике переживания героев. Именно таков был замысел композитора Данкана Шийка, поставившего перед собой задачу гармонично соединить диалоги, происходящие между героями позапрошлого века, и современные музыкальные номера. Режиссер Майкл Мэйер (Michael Mayer) изобретательно обыграл эту особенность спектакля, представив исполнение песен в виде концептуального рок-концерта или «видеоклипа на сцене», периодически прерывающего течение пьесы и преображающего ее героев в участников молодежной рок-группы.

Несмотря на провокационность сюжета и нетрадиционность музыкальной драматургии, талант авторов мюзикла и расчет продюсеров сделали свое дело — спектакль, первоначально поставленный в порядке эксперимента на офф-Бродвее, доказал свои художественные достоинства и коммерческий потенциал и был перенесен в крупный бродвейский театр — Eugene O’Neill Theatre.

Критика встретила постановку положительными отзывами. Как написала в рецензии на спектакль газета «Нью-Йорк Таймс», «Весеннее пробуждение» — «первый первоклассный оригинальный бродвейский мюзикл за последние несколько лет, притом совершенно ничем не обязанный Сондхайму». Мюзикл был удостоен многочисленных наград: «Тони» в номинациях «Лучший мюзикл», «Лучшее либретто», «Лучшая партитура», премии Отдела Драмы в категориях «Выдающийся мюзикл», «Выдающаяся музыка», «Выдающиеся песенные тексты», «Грэмми» за «Лучший альбом шоу» и др.

Осенью 2013 года в «Гоголь-центре» прошла российская премьера мюзикла «Пробуждение весны». В постановочную команду проекта под руководством Кирилла Серебренникова входят режиссер Алексей Франдетти, музыкальный руководитель Армен Погосян, вокальный продюсер Маша Кац, художник по свету Иван Виноградов. Костяк труппы «Пробуждения весны» составляют драматические актеры из Седьмой студии, но в шоу принимают участие и профессиональные вокалистки с мюзикловым опытом.