Мюзикл и авторское право: что можно и чего нельзя? — До и после премьеры
МЫ ЗНАЕМ О МЮЗИКЛАХ ВСЕ!

Наталья Карпова

Мюзикл и авторское право: что можно и чего нельзя?

За исполнение перед зрителями практически каждой песни, мюзикла или пьесы, в том числе и их фрагментов, полагается выплачивать авторский гонорар.

Единственным исключением являются работы, которые более не охраняются законом об авторском праве, поскольку срок его действия истек. Это происходит через семьдесят лет после смерти композитора и/или автора (например, работы Гилберта и Салливана перешли в общественное достояние в 1960). Адаптированные сценарии, подновленные либретто и/или аранжировки, сделанные ныне живущим композитором (или композитором, с момента смерти которого прошло менее семидесяти лет) охраняются законом об авторском праве и, таким образом, за их исполнение полагается выплачивать гонорар.

Произведения для театра

Без лицензии, полученной заранее у держателя авторских прав, невозможно никакое публичное представление или публичное чтение пьесы или мюзикла — полностью или в отрывках.

Фрагменты мюзиклов

Обычно исполнять фрагменты мюзиклов, при наличии лицензии, выданной PRS (Performing Right Society, Ltd.), разрешаются на следующих условиях:

(i) Если этот фрагмент не длится более 25 минут; (ii) Если он не является целым актом мюзикла; (iii) Если он не представляет собой сокращенную версию мюзикла; (iv) Если он исполняется без какого бы то ни было изменения музыки или текста (также см. п. vi); (v) Если он исполняется при использовании только опубликованных и авторизованных аранжировок (также см. п. vi); (vi) Если при исполнении не используются (ни в каком виде) декорации, костюмы, хореография, сценография, представление персонажа или характерное освещение — даже если при этом не имитируется оригинальная постановка мюзикла;

Во многих случаях театры, концертные залы и другие помещения для публичных представлений обладают т. н. «общей лицензией» («blanket» licence), выданной PRS — лицензией представлять все произведения своего репертуара. В этом нужно убедиться заранее и, в случае отсутствия такой лицензии, следует подать заявку в PRS по адресу, указанному внизу.

Любое представление, не подпадающее под вышеописанные положения, не может быть лицензировано PRS, и поэтому заявку на приобретение лицензии следует подавать до представления непосредственно держателю авторских прав.

Некостюмированные концерты

Разумеется, лицензия, предоставленная PRS на условиях отчисления авторского гонорара, распространяется на всю музыку, охраняющуюся авторским правом и подразумевает ее исполнение только в концертном формате. Вообще в таких представлениях запрещено использовать костюмы, сценографию и хореографию, однако минимальное сценическое движение обычно разрещается (см. п.6, ниже).

Костюмированные концерты и ревю

Если в намерение устроителей представления входит поставить ревю или шоу-компиляцию (то есть — подготовить показ с использованием костюмов и/или декораций и/или сценического движения), то, если какой-либо фрагмент спектакля является отрывком из мюзикла, за разрешением на его использование (которое совершенно необязательно будет дано!) следует обращаться заранее к держателю авторских прав. Если песня (песни) или музыка не являются частью музыкального спектакля, возможно, их показ будет разрешен и лицензией PRS. Об этом надо заранее узнать в PRS.

Разрешение на показ скетчей-ревю должно быть получено заранее от агентов автора, которые, если автор даст согласие на использование его произведения, выдадут лицензию после соответствующих выплат.

Благотворительные или «бесплатные» представления

Следует помнить, что для показа даже тех представлений, за вход на которые плата не взимается, или тех, которые даются с благотворительными целями, тем не менее требуется лицензия.

Изготовление фотокопий, аранжировка и адаптация

Изготовление ксерокопий ограничено законом об авторском праве. Существуют положения о «добросовестном использовании», но маловероятно, что под них подпадет публичное исполнение.

В том случае, если музыка или песни, необходимые для репетиций или представления, недоступны в продаже или в прокате, за разрешением на получение копии надо обращаться к издателю, а не к держателю прав на постановку и не в PRS.

Разрешение на копирование может быть предоставлено при условии, что разрешение на изготовление необходимых копий будет оплачено и/или что все изготовленные копии после их использования будут переданы издателю.

Аранжировка музыки, защищенной законом об авторском праве, изменение мелодии или слов, или добавление новых слов и хореографии — все это может считаться адаптацией, которой, как таковой, следует усиленно избегать.

Аудио и видеозапись

В определенных обстоятельствах лицензия на произведение аудиозаписи может быть получена по заявке в Mechanical Copyright Protection Society Limited (MCPS, Ltd.). Однако видеозапись запрещена практически во всех случаях без исключения.

Незаконная видеозапись рассматривается держателями авторских прав как очень серьезное нарушение, совершенно определенно дающее основание для судебного преследования.

Адрес Performing Rights Society (PRS)

29/33 Berners Street, London W1A 4AA Tel: 0171-580 5544

Адрес MCPS

Elgar House 41 Streatham High Road, London SW16 1ER Tel: 0181 664 4400

Текст составлен Джонатаном Саймоном (Jonathan Simon) из компании Really Useful Group, членом P. R. S. для сайта Copyright and Related Information