«Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать...» — До и после премьеры
МЫ ЗНАЕМ О МЮЗИКЛАХ ВСЕ!

Наталья Карпова

«Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать...»

Несмотря на то, что поэт (а, значит, и любой человек творческой профессии), по расхожему выражению, должен непременно быть голодным, многие писатели, композиторы и поэты в жизни вполне преуспели — и преуспели именно за счет своих творений.

Итак, на что могут рассчитывать в плане размера авторского вознаграждения простые рядовые авторы бродвейского мюзикла?

Согласно объемному пятидесятистраничному «Утвержденному Договору о Постановке» (Approved Production Contract), который был разработан Гильдией Драматургов (Dramatist Guild), за свои бессонные ночи и преодоленные муки творчества авторы получают во-первых, разовые выплаты, предшествующие первому показу шоу, во-вторых, аванс и, в-третьих, определенный процент прибыли от спектакля.

Продюсер, чтобы иметь право представлять шоу, обязан выплатить авторам единовременно определенную сумму, в зависимости от того, на какой срок он приобретает права на спектакль. Размер этих выплат одинаков для всех авторов, вне зависимости от их веса в шоу-бизнесе, и составляет $18 000 за право показа мюзикла в течение первого года после премьеры, $9 000 — за второй год и по $900 за каждый последующий месяц, при условии, что их должно быть не более двенадцати.

Аванс, выплачиваемый авторам, составляет 2% от всех средств, собранных для осуществления постановки, но при этом он не должен превышать $60 000.

Все эти выплаты позже удерживаются из общей суммы гонорара автора, после того, как подводится общий баланс и подсчитывается чистая прибыль, уже с учетом затрат на постановку.

Вначале авторский гонорар выплачивается из расчета 4,5% от валового кассового сбора, а впоследствии, когда спектакль окупает себя и начинает приносить уже чистую прибыль, этот процент повышается до 6%, что составляет верных $3 000 в неделю при каждодневных показах спектакля. Некоторые гастролирующие спектакли могут приносить своим авторам фиксированную сумму $4 500 в неделю. Все это касается спектаклей, дающих полные сборы; если доходы от шоу невысоки, его авторам, естественно, достается меньше. Ограничение и уменьшение размеров выплат гонорара в таких случаях регулируется тем же «Утвержденным Договором о Постановке».

Показ спектакля на Бродвее и большие гастроли (т. н. national tour) квалифицируются как «представления первого класса»; офф-бродвейские постановки и гастроли попроще (т. н. bus and truck tour), единовременные показы мюзикла, спектакли, дающиеся в высших учебных заведениях, являются «представлениями второго класса» и приносят меньше прибыли.

Кроме всего вышеперечисленного, авторам следуют и другие, второстепенные гонорары — за выпуск аудио- и видеозаписей их мюзикла, либретто и нот, за использование образов, песен или музыки из их спектакля в различных коммерческих целях, за концертные туры, любительские и возобновленные постановки. На всем этом авторы успешного мюзикла зарабатывают подчас значительно больше, чем составил их основной гонорар. Наконец, права на экранизацию мюзикла также стоят денег, а кроме того, авторам причитается определенный процент с дохода от снятого по мюзиклу фильма, а также выпущенных позже видеокассет и аудиодисков с саундтреком. Не следует забывать и о выплатах за право транслировать фрагменты мюзикла по радио и телевидению.

Авторы... Чаще всего мюзикл сочиняет не один человек, а как минимум два: либреттист (являющийся одновременно и автором текстов песен) и композитор. По каким правилам распределяются все полученные средства между ними? Это авторы решают сами в договорном порядке, Гильдия Драматургов в их расчеты не вмешивается. Обычно из трех авторов мюзикла (либреттист, автор текстов и композитор) в самом невыгодном положении оказывается либреттист, поскольку он не может претендовать на гонорар за исполнение отдельных песен, однако ему достаются выплаты за публикацию пьесы, которых оказывается лишен композитор. Зато автор текстов песен может быть уверен, что получит свое всегда, поскольку его работа неотделима и от либретто, и от музыки.

Как видите, приведенные цифры, при всей их кажущейся внушительности, не поражают количеством нулей, особенно если учесть, сколько времени, терпения, настойчивости и веры в себя требует сотворение настоящего произведения искусства, не говоря уже о таланте. Так что, вступающим в мир музыкального театра не приходится расчитывать на легкий хлеб. Тем более, что вдохновение не продается...

Данные позаимствованы из книги А. Френкеля «Writing the Broadway Musical», Da Capo Press, 2000