Награды, присуждаемые за достижения в области музыкального театра в США — До и после премьеры
МЫ ЗНАЕМ О МЮЗИКЛАХ ВСЕ!

Наталья Карпова

Награды, присуждаемые за достижения в области музыкального театра в США

На то, чтобы подробно рассказать о театральных премиях, которыми награждаются во всем мире создатели, постановщики и оформители мюзиклов, а также участвующие в них актеры, потребовались бы тома, потому в этой серии статей будут рассмотрены только первостепенные награды, присуждаемые за достижения в области музыкального театра — и начнем мы с родины мюзикла, Соединенных Штатов Америки.

Пулитцеровская премия

Pulitzer Prize, 1917

Джозеф Пулитцер (Joseph Pulitzer, 1847-1911) — американец венгерского происхождения, журналист, редактор и политический деятель. Благодаря таланту журналиста и деловому чутью Пулитцер достиг заметного положения в обществе, а его значительное состояние позволило ему на собственные средства организовать факультет журналистики в Колумбийском университете — и учредить премию своего имени.

Пулитцеровская премия не является собственно театральной наградой — она вручается за достижения в области журналистики (с 1999 — в том числе сетевой), литературы (отдельно — драматургии, а также поэзии — с 1922 и нехудожественной прозы — с 1962), фотографии, графики и музыки (с 1943).

Создатели мюзиклов могут быть удостоены Пулитцеровской премии в категории «Драма». Так, например, как «драмы» были отмечены мюзиклы «На юге Тихого Океана» (South Pacific, год вручения награды — 1950), «Фиорелло!» (Fiorello!, 1960), «Как преуспеть в бизнесе без особых стараний» (How to Succeed in Business without Really Trying, 1962), «Кордебалет» (A Chorus Line, 1972), «Воскресенье в парке с Джорджем» (Sunday in the Park with George, 1985), Rent (1996).

Пулитцеровские премии вручаются ежегодно в апреле по решению жюри президентом университета Колумбии без какой-либо торжественности и помпы, в узком кругу родных и коллег. Премия эта значительно более престижна, нежели выгодна, так как составляет она на сегодняшний день относительно немного — $10 000. Пулитцеровская премия не имеет памятного знака — лауреатам вручается только свидетельство о ее присуждении и указанная сумма; исключение составляет лишь одна из журналистских номинаций, «Работа на благо общества» («Public Service») — победившие в ней, кроме того, получают золотую медаль.

Премия Лиги Драмы

Drama League Award, 1935

Старейшей американской театральной премией, которая присуждается в том числе и за достижения в области музыкального театра, является премия Лиги Драмы (Drama League Award). Эта премия является в некотором смысле народной — за ее присуждение голосуют тысячи членов Лиги Драмы по всей стране. Первая церемония вручения этой награды состоялась в 1935 году — обладательницей премии стала актриса Катарина Корнелл (Katharine Cornell). Среди номинаций на эту награду — «Выдающаяся пьеса», «Выдающийся мюзикл», «Выдающийся восстановленный мюзикл или пьеса». Также отмечаются актерские и режиссерские работы как в бродвейских, и в офф-бродвейских спектаклях, причем достижения в области режиссуры удостаиваются отдельной номинации — победителям вручается награда, названная в честь Джулии Хансен (Julia Hansen). Церемония вручения премии проводится ежегодно в мае.

На сегодняшний день обладателями премии Лиги Драмы являются такие известные деятели музыкального театра, как Бернадетт Питерс (Bernadett Peters), Гленн Клоуз (Glenn Close), Чита Ривера (Chita Rivera), Одра МакДональд (Audra McDonald), Стивен Сондхайм (Stephen Sondheim), Боб Фосси (Bob Fosse), Эндрю Ллойд-Уэббер (Andrew Lloyd Webber), Мэнди Патинкин (Mandy Patinkin), Майкл Кроуфорд (Michael Crawford), Харви Фирстайн (Harvey Fierstein), Хью Джекман (Hugh Jackman) и другие — с полным перечнем можно ознакомиться на официальном сайте Лиги Драмы. В номинации «Выдающийся мюзикл» и «Выдающийся восстановленный мюзикл или пьеса» были отмечены мюзиклы RENT, «Чикаго» (Chicago), «Жизнь» (The Life), «Кабаре» (Cabaret), «Рэгтайм» (Ragtime), «Фосси» (Fosse), «Поцелуй меня, Кэт» (Kiss Me, Kate), «Продюсеры» (The Producers), Urinetown, «Лак для волос» (Hairspray), «Убийцы» (Assassins) и «Злая» (Wicked). Лицам и организациям, внесшим уникальный вклад в историю театра (Unique Contribution to the Theatre) посвящена отдельная номинация.

Премия Нью-Йоркского общества театральных критиков

New York Drama Critics’ Circle Award, 1935;
мюзиклы — с 1995/96)

Эта премия вручается ежегодно в мае по совместному решению театральных критиков всех Нью-Йоркских газет, журналов и радиостанций — за исключением газеты «Нью-Йорк Таймс». Первоначально этой наградой могли быть отмечены только американские пьесы (номинация «Лучшая пьеса»); мюзиклам же, наряду с пьесами зарубежных авторов, доставалось лишь «почетное упоминание» (впервые его был удостоен мюзикл «Карусель» (Carousel) Роджерса и Хаммерстайна, 1945/46).

Первым спектаклем, отмеченным в новой категории «Лучший мюзикл», был «Rent» (1995/96). Впоследствии этой премией были награждены мюзиклы Violet (1996/97), «Король-лев» (Lion King, 1997/98), «Парад» (Parade, 1998/99), «Мертвец Джеймса Джойса» (James Joyse’s Dead, 1999/2000), «Продюсеры» (The Producers, 2000/01) и «Лак для волос» (Hairspray, 2002/03).

Премия «Тони»

Tony Award, 1947

Главная американская премия, вручаемая за непревзойденное мастерство в области театрального дела — «Тони» — названа в честь актрисы, режиссера и продюсера Антуанетты Перри (Antoinette Perry), возглавлявшей во время Второй Мировой войны Американскую Антрепризу (American Theatre Wing; основанная еще в 1917 году общественная организация, объединявшая театральных работников и преследовавшая самые различные благотворительные цели — сбор пищи и одежды, проведение выступлений перед солдатами действующей армии и ранеными т. д.).

Первая церемония вручения «Тони» состоялась 6 апреля 1947 года, в Нью-Йорке, в Большом Бальном Зале гостиницы Вальдорф Астория (Waldorf Astoria) и включала в себя торжественный обед, танцы и развлекательную программу. В тот день было вручено одиннадцать наград в семи номинациях, а также восемь наград особых. Первыми в истории обладателями Тони стали Хосе Феррер (Jose Ferrer), Артур Миллер (Arthur Miller), Хелен Хейс (Helen Hayes), Ингрид Бергман (Ingrid Bergman), Патрисия Нил (Particia Neal), Елайя Казан (Elia Kazan), Агнес де Милль (Agnes de Mille) и др.

В 1947 и 1948 годах современной статуэтки «Тони» еще не существовало, и, помимо свидетельств о присуждении этой награды, в виде памятных сувениров лауреатам-мужчинам вручались зажигалки, а женщинам — пудреницы. В 1949 году союз дизайнеров «Объединение Театральных Художников» («United Scenic Artists») выступил спонсором конкурса на лучший проект награды Тони. Победителем в состязании вышел Герман Росси (Herman Rosse), предложивший суду жюри медальон с изображением античных масок трагедии и комедии с одной стороны и профилем Антуанетты Перри с другой. Первый раз в своем новом виде награда была вручена на третьей по счету церемонии и с тех пор оставалась неизменной; только лишь в 1968 году медальон поставили ребром на черное основание и окружили дугой из того же металла, что и сам диск. После церемонии вручения на каждой такой статуэтке гравируют уникальный номер и имя обладателя.

До того передававшиеся только по радио, со временем церемонии вручения «Тони» начали транслироваться и по телевидению — с 1956 года по небольшому каналу Дю Монт Пятый канал (Du Mont’s Channel 5), а с 1967 — и по всем Соединенным Штатам. Первая общенациональная трансляция, продюсером которой был Александр Эйч Кохэн (Alexander H. Cohen), продолжалась всего лишь час. В том же 1967 году церемония вручения «Тони» переехала в новое помещение — театр Шуберта (Schubert Theatre), расположенный на Бродвее.

Александр Кохэн оставался продюсером праздничного шоу до 1987 года, когда его обязанности перешли к специально образованному совместному предприятию Tony Award Productions, которое с тех пор и стало заниматься организацией ежегодных торжеств. С 1978 года права на трансляцию церемонии были переданы телекомпании CBS — ей они принадлежат и сейчас, только теперь все трехчасовое действо, переместившееся в 1997 году из театра Шуберта в рассчитанный более чем на 6 000 мест Радио Сити Мюзик Холл (Radio City Music Hall), транслируется полностью. Официальный сайт премии Тони был открыт в 1998 году: на нем можно ознакомиться не только с последними решениями жюри Американской Антрепризы, но и с обширным архивом.

Премия Внешнего Общества Критиков

Outer Critics Circle Award, 1950

Внешнее Общество Критиков — «внешнее» в данном случае имеется в виду по отношению к Нью-Йорку — объединяет театральных обозревателей, пишущих о бродвейских и офф-бродвейских спектаклях для изданий, базирующихся в других городах.

В отличие от премии Нью-Йоркских театральных критиков (награждающих только «Лучшую отечественную пьесу», «Лучшую зарубежную пьесу» и «Лучший мюзикл», не считая «почетных упоминаний»), эта премия вручается во множестве номинаций и отмечает не только лучшую пьесу или мюзикл (а также лучшие восстановленные шоу), но и выдающиеся выступления отдельных актеров и актрис, режиссерские работы, хореографию и декорации. Отдельная номинация предусмотрена для выдающихся дебютантов каждого года.

В разное время этой премии были удостоены такие мюзиклы, как RENT (1996), восстановленные версии «Чикаго», «Кабаре» и «Целуй меня, Кэт!» (Chicago, 1997; Cabaret, 1998; Kiss Me, Kate!, 1999/2000), «Жизнь» (Life, 1997), Продюсеры (The Producers, 2000/01) и другие.

Премия Отдела Драмы

Drama Desk Award, 1955

Слоган премии Отдела Драмы гласит: «Славим мастерство всех театров Нью-Йорка с 1955 года» («Celebrating Excellence In All New York Theatre Since 1955»). «Всех» — значит, не только бродвейских, но и офф-бродвейских, и офф-офф бродвейских, и даже еще более мелких некоммерческих театров. Эта премия была учреждена Отделом Драмы Нью-Йорка некоторым образом в противовес премии Тони, которая может быть вручена только за работу, представленную на Бродвее. Награда Отдела Драмы присуждается за «выдающиеся» работы в области театрального дела — в правилах, помещенных на официальном сайте этой премии, специально оговорено, что отмечаются именно «выдающиеся» работы, а не «лучшие».

Награда Отдела Драмы помогла многим впоследствии известным актерам, драматургам и композиторам впервые обратить на себя внимание. Отдел Драмы был в США первым из тех, кто отметил работу Эндрю Ллойд-Уэббера, который был награжден в номинации «Самый многообещающий композитор».

Памятный знак, вручаемый лауреатам премии Отдела Драмы, разработан компанией Robert Du Grenier Associates, Inc. и изготавливается из хрусталя и черного мрамора.

Премия Оби

Obies Award, 1955

Премия Оби (Obies) была учреждена в 1955 году нью-йоркским еженедельником «Голос городка» (Village Voice) для поощрения начинаний и достижений в области театрального дела на Офф-Бродвее. Жюри Оби не присуждало премии в заранее определенных номинациях, но, откликаясь на новинки каждого отдельного сезона, отмечало выдающиеся постановки и работу конкретных лиц каждый раз в новых номинациях, не связывая себя формальностями.

В 1964 году в епархию премии Оби был включен и Офф-офф-Бродвей, поскольку к этому времени значительно выросла роль Офф-Бродвея как площадки, на которой перед выходом на Бродвее испытывались коммерческие постановки.

Премия Грэмми

Grammy Award, 1958

Награда Грэмми отмечает достижения музыкантов, певцов и композиторов, работающих в самых разнообразных музыкальных стилях, и присуждается по решению 13 000 членов Национальной Академии Звукозаписи (National Acasemy of Recording Arts & Sciences) США вне зависимости от коммерческого успеха и места, занимаемого данным произведением или исполнителем в хит-парадах — оценивается чистое искусство. Церемония вручения премии является кульминацией торжеств Грэмми, продолжающихся целую неделю.

Мюзиклы удостаиваются премии Грэмми как правило в виде альбомов, в номинации «Лучшая запись мюзикла». Победителями в этой номинации в разное время были «Кан-Кан» (Can Can, 1960), «Кабаре» (Cabaret, 1967), «Компания» (Company, 1970), «Суини Тодд» (Sweeney Todd, 1979), «Эвита» (Evita, 1980), «Кошки» (CATS, 1983), «Отверженные» (Les Miserables, 1987), «Страсть» (Passion, 1994) и многие другие. Однако могут быть отмечены и отдельные номера и композиции — так, в 1975 году «Песней года» стал номер из мюзикла Стивена Сондхайма (Stephen Sondheim) «Маленькая серенада» (Little Night Music) «Выпускайте клоунов» (Send in the Clowns) в исполнении Джуди Коллинз (Judy Collins).

Премия Люсиль Лортел

Lucille Lortel Award, 1985

Премия имени Люси Лортел за выдающиеся достижения на Офф-Бродвее была учреждена в 1985 году Лигой Офф-Бродвейских театров и продюсеров (The League of Off-Broadway Theatres & Producers, Inc.), организацией, основанной в 1959 году с целью защиты прав и интересов театральных деятелей Офф-Бродвея.

Люсиль Лортел (Lucille Lortel, 1900—1999) — «Первая леди Офф-Бродвея», известная американская актриса, позднее — продюсер, основательница экспериментального театра «Белый Амбар» (White Barn, Коннектикут, 1947), неутомимый энтузиаст некоммерческих постановок. В 1981 году в ее честь был назван нью-йоркский театр Де Лис (De Lys), в котором она за те двадцать пять лет, что он находился под ее руководством, поставила множество спектаклей, в том числе продержавшуюся на его подмостках целых семь лет подряд «Трехгрошовую оперу» (Threepenny Opera) — единственный за всю историю американского театра офф-бродвейский спектакль, получивший специальную премию Тони. Тротуар перед этим театром — одна из городских достопримечательностей: ежегодно, во время церемонии вручения премии Люсиль Лортел, на нем устанавливается плитка с бронзовой звездой, на которой гравируется имя нового драматурга, чье произведение ставилось в этом или другом театре Офф-Бродвея.

Премия «Национальный Бродвейский театр»

National Broadway Theatre Award, 2000

Эта премия была учреждена в 2000 году Лигой Американских Театров и Продюсеров (League of American Theatres and Producers) с тем, чтобы отметить достижения трупп, гастролирующих по США с передвижными версиями бродвейских спектаклей, в следующих номинациях: «Лучший новый мюзикл», «Лучшая пьеса», «Лучший мюзикл-долгожитель», «Лучшая режиссура», «Лучшая партитура», «Лучшая хореография», «Лучшее оформление спектакля», «Лучший актер/актриса (в мюзикле/пьесе)», «Лучший визуальный ряд», «Лучшая песня в мюзикле».

Премия «Национальный Бродвейский театр» вручается ежегодно в мае, в Нью-Йорке.

tony