МЫ ЗНАЕМ О МЮЗИКЛАХ ВСЕ!

«Золотая Маска» завершила юбилейный фестиваль под звуки «Призрака Оперы»

 20.04.2014  Автор: Мюзиклы.Ru  Источник: Мюзиклы.Ru

© ИТАР-ТАСС

В Большом театре состоялась торжественное вручение Национальной театральной премии «Золотая Маска»-2014. Режиссером церемонии стал Дмитрий Белов, сценографом — Зиновий Марголин.

«Золотая Маска» — самый престижный российский театральный фестиваль. Вот уже 20 лет ежегодно в его рамках в Москве демонстрируются самые яркие отечественные постановки в жанрах драмы, оперы, балета, современного танца, оперетты, мюзикла и кукольного театра. Кроме спектаклей, программа фестиваля включает в себя многочисленные мастер-классы, дискуссии, семинары и специальные проекты.

Юбилейная церемония открылась заглавным дуэтом из мюзикла «Призрак Оперы» в исполнении трех пар солистов: лондонский Вест-Энд, где мюзикл идет уже 28 сезон, представляли Анна О’Бирн и Джон Оуэн-Джонс; стартовавшую в ноябре прошлого года гамбургскую постановку — Лори Бронс и Дэвид Арнспергер, а русскоязычную версию, премьера которой состоится 4 октября в театре МДМ — Тамара Котова и Дмитрий Ермак.

Анна О’Бирн и Джон Оуэн-Джонс также принимали участие в награждении победителей.

В этом году на звание лучшего спектакля в жанре «оперетта/мюзикл» претендовали три постановки: «Белая гвардия» (Театр музыкальной комедии, Екатеринбург), «Месса» (Театр оперы и балета, Новосибирск) и «Русалочка» (компания «Стейдж Энтертейнмент», Москва). Награда досталась мюзиклу «Русалочка», который в течение двух сезонов шел на сцене театра «Россия» (бывший к/т «Пушкинский».

Перечисленные выше постановки также соревновались между собой в четырех специальных номинациях:

Оперетта/мюзикл — Работа дирижера
Мариам Барская («Русалочка»)
Борис Нодельман («Белая гвардия»)
Айнарс Рубикс («Месса») — Победитель

Оперетта/мюзикл — Работа режиссера
Резия Калниня («Месса»)
Кирилл Стрежнев (Белая гвардия»)
Премия не присуждалась

Оперетта/мюзикл / Женская роль
Наталия Быстрова (Ариэль, «Русалочка»)
Манана Гогитидзе (Урсула, «Русалочка») — Победитель
Светлана Кочанова (Елена, «Белая гвардия»)

Оперетта/мюзикл — Мужская роль
Дмитрий Ермак (Себастьян, «Русалочка»)
Евгений Зайцев (Принц Эрик, «Русалочка»)
Игорь Ладейщиков (Леонид Шервинский, «Белая гвардия»)
Дмитрий Суслов / Селебрант/Священник («Месса») — Победитель

Примечательно, что Манана Гогитидзе стала обладательницей «Золотой Маски» второй год подряд: в прошлом году награду в актерской номинации ей принесла роль Ребекки в мюзикле «Бал вампиров» Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии. Дмитрий Суслов, получивший премию за партию Селебранта/Священника в «Мессе» Леонарда Бернстайна (Новосибирский театр оперы и балета), уже номинировался на «Золотую Маску» в 2005 году за работу в мюзикле «В джазе только девушки» (Новосибирский театр музыкальной комедии), но тогда проиграл своему коллеге Александру Выскрибенцеву. И вот, наконец, долгожданная победа.

Не обошлось и без недоразумений: актриса Анна О’Бирн, которой выпало объявить победителя в номинации «Работа режиссера», была явно смущена решением жюри не присуждать премию в этой категории.

Однако настоящий скандал начал развиваться вне стен Большого театра двумя днями раньше, когда театральный критик Валерий Кичин посетовал на разнородность постановок, которые рассматриваются в номинации «Оперетта/мюзикл» и на неприкаянность и даже маргинальность оперетты как жанра:

«И вот теперь жюри должно решить неразрешимое: выбрать между зеленым, квадратным и соленым, между бродвейским шоу, инсценированной литургией и сотворенной с нуля музыкальной драмой. Можно посочувствовать и жанру, который в своем развитии теряет ясность очертаний, эмигрирует к соседям по музыкальной сцене, а оперетту оставляет бездомной.»

Критик также пожурил экспертов «Золотой Маски» за то, что те не допустили к участию в конкурсе спектакли театра «Московская оперетта». На следующий день «Московская оперетта» официально заявила, что театр прекращает участие в «Золотой Маске». В качестве причины назывались некомпетентность экспертного совета и новые правила отбора спектаклей. По ним за рамками конкурса остаются мюзиклы, в которых используется фонограмма и — в случае со спектаклями в жанре «оперетта» — микрофоны, в результате чего выдвинутые театром постановки «Граф Орлов» и «Фея карнавала» не прошли отбор. Дирекция «Московской оперетты» также обвинила «Золотую Маску» в двойных стандартах, поскольку эксперты допустили к конкурсу мюзикл «Русалочка», в котором «игра небольшой группы музыкантов дополняется фонограммой записанного в студии оркестра».

Исходящее от «флагмана жанра» заявление выглядит более, чем спорным. Вероятно, строчить манифесты обиженных и оскорбленных гораздо легче, чем репетировать с оркестром или настраивать ежевечерне звукосниматели для каждого инструмента. Уж точно менее затратно. Впрочем, даже самые лояльные к театру оперетты зрители уже много лет искренне недоумевают — по какой причине находящееся на балансе у государства учреждение культуры с собственным оркестром лишает их возможности наслаждаться звуками живой музыки в мюзиклах?.. Скажем, тот же Санкт-петербургский театр музыкальной комедии, работая по такой же «блочной» системе проката дорогих мюзикловых «блокбастеров», не жалеет сил и работает под оркестр.

Но, в любом случае, это эмоциональное решение руководства «Московской оперетты» никак не повлияет на саму премию и не усугубит ситуацию с категорией «Оперетта/мюзикл»: траектория развития музыкального театра в нашей стране такова, что еще не один год эксперты будут вынуждены сравнивать «французское» с «нижегородским».

comments powered by Disqus