Дивы — тоже люди! (о спектакле Санкт-Петербургского театр музыкальной комедии «Голливудская дива») — Рецензии
МЫ ЗНАЕМ О МЮЗИКЛАХ ВСЕ!

Мюзиклы.Ru

Дивы — тоже люди!

о спектакле Санкт-Петербургского театр музыкальной комедии «Голливудская дива»

Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии открыл новый сезон премьерой спектакля «Голливудская дива». Директор театра Юрий Шварцкопф предложил Корнелиусу Балтусу, знакомому публике по нашумевшему «Балу вампиров», поставить новый спектакль в непривычном для режиссера жанре оперетты. Балтус, по его собственным словам, пересмотрел 127 оперетт и решил взять за основу будущего спектакля пьесу «Аксель у врат небесных» с музыкой Ральфа Бенацки, впервые поставленную в Вене в 1936 году. Весьма смелый репертуарный эксперимент — название это неизвестно не только в России, но и за рубежом: в последний раз оперетта ставилась в середине прошлого века. Балтус значительно переработал пьесу, а композитор Адриан Верум не только переоркестровал музыку Бенацки, но и дописал несколько новых номеров. В результате «Голливудская дива» может полноправно считаться не просто российской, а мировой премьерой.

История кинозвезды Глории Миллс и молодого журналиста Акселя, надеющегося за счет публикации в газете интервью неприступной Глории продвинуться по службе, наполнена любовными треугольниками, расследованиями, переодеваниями и русскими эмигрантами — в общем, все вполне в духе венской оперетты.

Только место действия — Голливуд — для жанра, пожалуй, несколько экзотично. Однако именно мировая столица киноиндустрии становится главным персонажем спектакля. Причем если оригинальный спектакль был скорее пародией на «фабрику грез» и Марлен Дитрих в частности, «Голливудская дива» — это настоящая ода кинематографу и бесконечно красивой киноэпохе 30-х годов.

Визуальная часть спектакля (художник-постановщик Кентауэр, Венгрия) завораживает — сплошное удовольствие рассматривать детально проработанные и при этом молниеносно сменяющие друг друга интерьеры квартиры Акселя, павильона киностудии, номера люкс гостиницы «Коринтия»... Особенно впечатляет финал первого действия, в котором Аксель в исполнении амбициозного Ильи Викторова лихо отплясывает на клавишах огромной печатной машинки. К сильным сторонам постановки относится и хореография (Деннис Каллахан, США) — публика радостно принимает сцену чечетки в тюрьме, хотя в памяти сразу всплывают «Тюремное танго» из «Чикаго» и финал «Продюсеров».

Интереснее понять, чем же, помимо столь благодатной эстетики, постановщиков привлек именно этот материал. Хотя Бенацки был серьезным композитором, занимался у Антонина Дворжака и написал огромное количество театральной и киномузыки, партитура «Акселя у врат небесных», пусть и не лишенная обаяния, едва ли может сама по себе претендовать на статус несправедливо забытого шедевра. Поэтому обратимся к пьесе. На первом плане в ней — образы двух главных героев и их взаимоотношения, и тут постановщики спектакля попытались затронуть целый ряд тем, начиная с возрастного и социального неравенства партнеров (коллизия, знакомая нам по «Королеве Чардаша» и «Принцессе цирка») и заканчивая (не будем раскрывать все хитросплетения сюжета) стокгольмским синдромом. Увы, все ухищрения лишь маскируют шаблонность этой изначально пошловатой и мелодраматичной даже для оперетты истории.

Актриса московского «Современника» Ольга Дроздова в роли Глории нашла для себя немалый драматический простор и предложила нетривиальный и ироничный взгляд на кинозвезду, однако есть у ее Глории один нюанс, с которым трудно примириться, — Дроздова раньше никогда не пела и может разве что декламировать под музыку, что довольно неуместно выглядит в музыкальном спектакле и даже вызывает чувство некоторой неловкости. Первая исполнительница роли Глории Цара Леандер тоже не обладала академической вокальной школой, но сам тембр ее голоса, густой, бархатистый, почти баритонального звучания, позволил его обладательнице получить статус не только культовой актрисы, но и певицы... Стоит уточнить, что в другом составе роль Глории исполняет опытная Лика Рулла, хорошо знакомая поклонникам жанра мюзикла и совершенно иная типажно, так что впечатление от спектакля с ее участием может оказаться иным.

Супруг Дроздовой Дмитрий Певцов, напротив, в роли мошенника Тино Тациано при столь же скромных голосовых данных демонстрирует грамотный, хорошо выстроенный вокал, тем более впечатляющий тех, кто помнит робкие певческие опыты артиста десятилетней давности в «Иствикских ведьмах». Сам образ Тино остался ходульным и в плохом смысле слова опереточным — к сожалению, то же можно сказать и о большинстве персонажей второго плана (правда, сцена суда, легко и динамично проведенная комическим дуэтом Валентины Кособуцкой в роли эксцентричной русской эмигрантки Болочковой и Андрея Матвеева в роли судьи Апфельбаума, вызывает дружное одобрение публики). Самым убедительным вокальным выступлением вечера оказалась забавная ария еще одной эмигрантки — горничной Дайаны — о тоске по родине, а особенно щам и квасу, блестяще исполненная Екатериной Поповой.

Резюме: в целом «Голливудская дива» представляет собой любопытный эксперимент, стирающий жанровые границы — это и не оперетта, но и не мюзикл, а скорее музыкальная комедия, милая и во многом наивная, но оставляющая пусть и недолгое, но приятное послевкусие и у скучающего эстета, и у домохозяйки. В любом случае — достойный внимания своей смелостью выбор Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии.

Оценка: «3»