Миссия «Пробуждение весны» (Отзыв о мюзикле «Пробуждение весны» в «Гоголь-центре») — Рецензии
МЫ ЗНАЕМ О МЮЗИКЛАХ ВСЕ!

Мюзкилы.Ru

Миссия «Пробуждение весны»

Отзыв о мюзикле «Пробуждение весны» в «Гоголь-центре»

Ограничившись в свое время новостью о премьере «Пробуждения весны» в московском «Гоголь-центре», Мюзиклы.Ru рассчитывали вернуться к этому спектаклю, когда он «пообкатается». Рассказывая сегодня о постановке бродвейского мюзикла силами «Седьмой студии», мы с сожалением анонсируем последние спектакли «Пробуждения весны» 25, 26 и 27 апреля 2014 года.

В нашем представлении «обкатанный» спектакль в жанре мюзикла должен являть собой слаженное действо с хорошим звуком, спетыми хорами и дуэтами, уверенными сольными партиями. Этого не случилось. Звук с момента премьеры действительно улучшился. Но все-таки он недостаточно хорош, если за образец брать фирменное бродвейское звучание или хотя бы российские лицензионные постановки компании «Стейдж Энтертейнмент» и питерской Музкомедии. Что касается вокала, то, удивительное дело, голоса актеров убедительнее звучат в хорах, чем в сольных номерах, и это, пожалуй, остается главной претензией ценителей жанра к завершению проката «Пробуждения весны» в России.

Рискуем предположить, что на огрехи, допускаемые солистами, можно было бы закрыть глаза, если бы постановщики (Кирилл Серебренников и Алексей Франдетти) не отказались от главного приема, используемого в бродвейском воплощении пьесы Франка Ведекинда. Не смеем утверждать, что этот отказ был намеренным, однако результат налицо: вместо рок-звезд двадцать первого века, в которых на время музыкальных номеров должны бы превращаться школьники из века девятнадцатого, мы видим продолжение их персонажей и во время пения. Решение, которое уместно и даже предпочтительно в постановках классических мюзиклов, сводит на нет задумку авторов «Пробуждения весны» (композитор Дункан Шейк и либреттист Стивен Слейтер) выстроить действие на контрастах: нутро втиснутых в рамки викторианских условностей подростков с первыми звуками музыки прорывается наружу, являя зрителю юный и свободный бунтарский нрав во всей красе. В постановке «Гоголь-центра» этой игры на контрастах почти нет.

И все же там есть многое другое, ради чего стоит увидеть этот спектакль хотя бы раз.


Во-первых, работы «взрослых» актеров. Великолепной Юлии Ауг, играющей одновременно помощника директора, учителя музыки и матерей главных героев, удается быть разной во всех своих сценических ипостасях. При этом, по сути, она играет одного «собирательного» взрослого, которому не хватает самой малости — времени, желания, терпения или простого любопытства — для участия в судьбе своего ребенка. Кстати, вот кто действительно, если и не превращается в рок-звезду, то уж точно уходит в самозабвенный отрыв, так это Юлия Ауг — в музыкальном номере «Полный пипец» (Totally Fucked). Вот именно такого «перехода» из унылой реальности в демонстрацию внутренней свободы ждешь от героев-подростков.

Во-вторых, драматические куски в исполнении актеров серебренниковской «Седьмой студии». Все-таки того факта, что мы имеем дело с самым талантливым молодым коллективом театральной Москвы, никто не отменял. И такие силы ой как нужны российскому мюзиклу.

Особенно хороши исполнители ролей второго плана: Мария Поезжаева (Илзе), Филипп Авдеев (Эрнст) и любимец публики Никита Кукушкин (Отто). У этих троих, кстати, и с вокалом все очень прилично.

Нерв отвергнутого и отвергающего, и от этого все больше уходящего в рефлексию Морица, очень точно ухватил Роман Шмаков, одинаково хорошо использующий свои внутренние ресурсы и «внешнюю» игру — чего стоит только один его взгляд исподлобья. А Вендла в исполнении Марии Селезневой — трогательная и настоящая; актрисе удалось достоверно сыграть все то, что в обычных тинейджерских историях считается пошлыми штампами (непонимание родителей, первая любовь, беременность).

В-третьих, режиссура и сценография. Довольно лаконичные — но при этом и очень красивые — решения придают спектаклю то, чего, может быть, и не хватало собственно пьесе Ведекинда, — некую цельность. Они расставляют правильные акценты, наделяя спектакль законченностью собранного на ваших глазах, может быть, не очень сложного, но дьявольски изобретательного паззла. Уткнувшиеся в телевизоры и даже таскающие их за собой взрослые настолько увлечены происходящим на экране, что уже давно не признают никакой иной реальности, кроме телевизионной. Бедные, они и не догадываются, что настоящая реальность — вот она, в двух шагах, только выкини ты этот телевизор и обними своего отпрыска, а он тебе и не такое расскажет, почище любого телешоу!.. Следить же за детьми взрослые поручают понатыканным повсюду камерам слежения, но вот парадокс: дети, оказавшиеся в условиях тотального внимания, оказываются лишенными настоящего, живого внимания.

И самое главное. Прошедший почти незамеченным спектакль «Пробуждение весны» «Гоголь-центра» навсегда войдет в летопись российского музыкального театра, как смелая попытка доказать нашему зрителю, что мюзикл это не обязательно легковесное развлечение с кордебалетом и пайетками. И не обязательно эпическое произведение на историческую тему с гигантоманией в декорациях. Иногда мюзикл — это просто жанр, средствами которого можно поднимать злободневные проблемы, честно и откровенно разговаривать на «скользкие» темы и задавать неудобные вопросы. Пожалуй, в этом и есть российская миссия «Пробуждения весны». Спешите увидеть и прикоснуться к, возможно, поворотному моменту в истории российского мюзикла — еще есть шанс.

Оценка: «4»

апрель 2014