«Граф Орлов»:<br>миссия невыполнима (Отзыв о мюзикле «Граф Орлов» в Театре оперетты) — Рецензии
МЫ ЗНАЕМ О МЮЗИКЛАХ ВСЕ!

Дария Моргендорфер

«Граф Орлов»:
миссия невыполнима

Отзыв о мюзикле «Граф Орлов» в Театре оперетты

Мероприятие началось увертюрой, длинной и необрезанной, сопровождающейся невнятным визуальным рядом, напоминающим трейлер апокалипсиса, что, впрочем вполне логично — «Граф Орлов» с первой секунды пытается отработать слоган «театральный блокбастер года», которым его снабдили продюсеры Владимир Тартаковский и Алексей Болонин.

Мне бы стоило насторожиться, когда на тюлевом занавесе появилась проекция бухающегося на колени посреди выжженной равнины мужика, за спиной которого вырастал ядерный гриб-мутант. Ибо это, как потом оказалось, было предупреждение: мол, «оставь надежду, всяк сюда входящий».

Фонограмма отжевала заставку, тюль прибрали и начался «бал-маскарад у графа Монте-Кристо». То, что это был именно он, старый знакомый наш бал, сомневаться не приходилось, тем более, что в этот раз постановщики ухитрились обойтись без рассказчика, положившись на зрительскую память: вот гости — они обсуждают. Вот главный герой — он замышляет. Что обсуждают и чего замышляет можно было только догадываться, потому что одного слова у топтавшегося на заднем плане ансамбля разобрать было невозможно.

Очень скоро стало ясно, что и хорошо, что слов не понятно. Потому что глубоко уважаемый мною Юлий Черсанович на этот раз превзошел себя. Если к стихотворным текстам «Нотр Дам де Пари» можно было придраться, лирику «Монте-Кристо» раскритиковать, то в «Графе Орлове» над стихами остается только рыдать.

В антракте я настоятельно рекомендую обратиться к алкогольным напиткам, доступным в буфете «Московской оперетты», иначе психоделика начала второго акта не вставит: бурятские танцы славянских народов в неоновом мельтешении огней и юбок — это коктейль покрепче «северного сияния».

Синопсис второго акта: граф мечется в толпе, почему-то в Москве, где-то между всем этим цыганский плач (Карине Асирян), потом раз — он уже у императрицы в Петербурге, потом раз — у княжны в крепости, хоп — и все! Мюзикл-то уже кончился! Финальная песня, занавес, аплодисменты благодарных зрителей, и пошли женщины с цветами артистам.

Партитура «Орлова» (Роман Игнатьев) напоминает нашинкованную из известных музыкальных спектаклей капусту, заправленную отечественной попсой, только в отличие от последней тут шлягерами и не пахнет. При этом трудно избавиться от ощущения, что перед нами — сверстанные на живую нитку фрагменты, которые не удалось пристроить в «Монте-Кристо». Неказистые аранжировки заставляют предположить, что композитор записал их на собственном сотовом телефоне. Подстать сопровождению и звук (впрочем, его безобразное качество — хроническая болезнь «Московской оперетты»).

Что касается исполнения — вокальной и актерской стороны, то здесь обошлось без открытий. У Андрея Белявского подходящие фактура и темперамент для графа Орлова, но связки мало совместимы с музыкой Игнатьева. Екатерина Великая (Наталья Сидорцова) больше напоминает эстрадную примадонну, чем персонажа музыкальной драмы, хотя «коронная» ария прозвучала, как и следовало ожидать, довольно эффектно. Визави императрицы — княжна Тараканова (Аглая Шиловская) — хорошенькая, с вечно полуоткрытым ртом и резким голосом. Запомнился Василий Ремчуков в роли Доманского: персонаж его, правда, больше похож на разночинца из 19 века, но все же он выглядит почти настоящим на фоне карикатурного князя Радзивилла (Владимир Дыбский).

В режиссуре спектакля чувствуется привычный для любимицы Владимира Тартаковского Алины Чевик подход: гони номер за номером, без остановки, а что там внутри происходит — не важно. Ну мечется по сцене в броуновском движении ревущий как раненый теленок граф Орлов, ну вещает в луче света на авансцене очередная героиня — и слава богу. Хорошо еще, что балета стало поменьше (хореограф Ирина Корнеева), и все равно он часто не по делу.

Если на «Монте-Кристо» «Московская оперетта» разжилась новым экраном, то «Граф Орлов» сильно «поднял» световое оборудование зала. Всем этим богатством художник по свету Глеб Фильштинский распорядился единственным возможным способом — попытался прикрыть откровенно уродливые декорации (Вячеслав Окунев) световым шоу.

Я знаю, что многие хвалят богатые костюмы (Вячеслав Окунев), но мне трудно понять, как эта сборная солянка — от одеяний времен Генриха Четвертого до нарядов в духе гоголевской «Шинели» — может радовать чей-то глаз. Главный герой — граф Орлов — невзрачное, скучное, серое пятно, некоторые туалеты княжны Таракановой — привет розовому безобразию мадам Грицацуевой из приснопамятных «12 стульев», а для народа русского похоже, арендовали костюмы у заштатного ансамбля песни и пляски.

Поскольку «Граф Орлов» сваян по той же схеме и той же командой, что и «Монте-Крито», сравнение этих двух проектов неизбежно, и оно не в пользу «Орлова», даже с учетом изначальной неполноценности избранного «Московской опереттой» формата музыкального спектакля: смесь французского и нижегородского. В случае с «Монте-Кристо» трудно было примириться с невыстроенной драматургией, схематичностью и риторичностью персонажей, нарочитой концертностью, бестолковыми танцами и китчевым оформлением. В «Орлове» все это только усугубилось.

И все-таки продюсеры «Графа Орлова» бесстрашно ступают второй раз в те же сомнительные воды. Расчет, видимо, сделан на две категории зрителей: неизбалованную зрелищами среднестатистическую аудиторию, которая пожелала распробовать это широко разрекламированное блюдо, и уже лояльную к проектам «Московской оперетты» публику.

К слову, работа со зрителем — единственное, что вызывает восхищение в связи с «Графом Орловым». Хочется надеяться, что все эти конкурсы, щедрые билетные розыгрыши и назойливые призывы оставлять отзывы (конечно же, ждут только положительные) отражаются не только на количестве подписчиков в социальных сетях мюзикла, но и на сборах. 

Резюме: если вы не остались в восторге от «Монте-Кристо», то «Граф Орлов» окажет на вас просто разрушительное воздействие. Если же вы прикипели душой к мюзиклу о французском графе, то либо вас постигнет разочарование, либо русский граф найдет дорогу к вашему сердцу. В любом случае, один раз на «Графа Орлова» стоит взглянуть — нечасто встретишь на отечественной сцене поставленную с таким размахом вампуку.

Оценка: «2»

октябрь 2012